О выборе стороны движения
Традиции левостороннего и право-стороннего движения зародились задолго до изобретения автомобиля. Как получилось, что в вопросе: "По какой стороне ездить" в мире не оказалось общего мнения?
Изначально человечество тяготело к правой стороне. К примеру, пешие зачастую инстинктивно держались правой стороны, чтобы хоть как-то уберечь от всадников-злодеев, носимые на правом плече сумки, портфели и так далее. Экипажи и повозки при разъезде тоже брали вправо – натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки.
По другому мнению на конных упряжках старались ездить с левой стороны – кучеры сидели наверху и когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.
В пользу левостороннего движения выступали и конные воины. Оружие, как известно, обычно держат в правой руке. И когда два рыцаря встречались на большой дороге, они разминались так, чтобы было видно правую руку встречного всадника, чтобы точно определить есть у него в руке меч или нет. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.
Интересный факт: привычная нам традиция рукопожатия походит из рыцарских времен – это демонстрация миролюбивых намерений – у меня, мол, в руке оружия нет, как бы говорит каждый из участников рукопожатия.
Но воинов не так-то много было и они не делали погоды на дорогах. А люди в своем большинстве правши, и подсознательно приспосабливаются к любому роду деятельности, который легче исполнить правой рукой. Например, как уже упоминалось, извозчику при разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину, натягивая правой, то есть самой сильной, рукой вожжи, придерживая лошадей. Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.
К XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны.
Первым к упорядочению движения взялись в Англии в 1756 году. Причем узаконили на Туманном Альбионе левостороннее движение. Точно неизвестно по каким причинам, но предположительно, Британия как типично морская держава принцип взяла из правил судоходства, по которым и сейчас корабли в море расходятся правым бортом. Со временем левостороннее движение было принято и на железной дороге.
Как известно, Великобритания во времена своего морского могущества создала немало колоний и, конечно, привносила в их образ жизни свои традиции, в том числе и левостороннее движение. Индия, Индонезия, Пакистан, Япония, Таиланд, Кения, Непал, Малайзия, Шри-Ланка, Австралия, Гонконг, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Ямайка, Мальдивы, Багамские острова, Кипр – вот список стран, последовавших примеру Британии. Интересная история получилась с Японией. По одной версии, первую железную дорогу в Японии строили англичане (это было в 1872 году), но, как нетрудно догадаться, она тоже была левосторонней. Правда, на перегонах пути были одноколейными, но на станциях поезда разъезжались по левой стороне. Позже в Токио появилась первая конка (конечно, "левосторонняя"), затем ее сменил трамвай, а в 1924 году левостороннее движение было официально закреплено в первых правилах дорожного движения. По другой версии, в 20-х годах император купил британский Rolls-Royce с правым рулем, который безопаснее управлялся по левой стороне дороги. А как ездит император, так ездят и его подданные. Так страна восходящего солнца с первых лет эпохи автомобилизма стала левосторонней.
Правоcтороннее движение чаcто cвязывают c Францией. Во времена Великой Французcкой революции 1789 года в Париже был создан специальный декрет, которым предпиcывалоcь двигаться по "проcтонародной" правой стороне. По тем временам влияние Франции было настолько велико, что правостороннее движение без проблем насаждалось в других странах. Сторону движения определяла даже большая политика, особенно в начале XIX cтолетия – в эпоху Наполеона. Те, кто поддерживал Наполеона – Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания, – приняли за норму правосторонне движение. С другой cтороны, те, кто противостоял наполеоновcкой армии – Авcтро-Венгрия, Португалия, – оказались "левыми". По одной из версий, Наполеон приучил и Россию к правой стороне. Но историки склонны считать, что в России еще при Петре I было принято за норму правостороннее движение. Официально же его утвердила Екатерина II в 1752 году.
В начале прошлого века в странах Европы был настоящий сумбур с выбором стороны движения. Например, в Италии до середины 20-х годов в разных регионах действовали противоположные правила: Рим и Неаполь были "правосторонними", а Милан и Турин сохраняли приверженность левой стороне. В Авcтрии тоже была весьма любопытная ситуация. В части провинций движение было левоcторонним, а в других – правоcторонним. На правую сторону страна перешла после того, как ее принудительно присоединила к себе нацистская Германия в 1938 году. Вначале левоcтороннее движение было и в США. Тут тоже не обошлось без политической подоплеки. В США организовали правостороннее движение, как один из символов борьбы с колониальным прошлым – за незавиcимоcть от британcкой короны.
Многие страны поменяли левостороннее движение на правостороннее. Так, для упрощения транспортных связей, перешли на левостороннее движение бывшие британские колонии в Африке: Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства с бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. КНДР и Южная Корея тоже поменяли лево-стороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации. Был в современной истории и единственный обратный переход – для лучшей связи с "левыми" Зимбабве и ЮАР справа налево перешел Мозамбик.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Все соседние страны пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно не всегда обозначенной в сельской местности границы с Норвегией.
И вот настало 3 сентября 1967 года. Этот день вошел в историю Швеции как День H или Dagen H (от швед. Hogertrafik – правостороннее движение).
Все было сделано предельно просто, ранним утром весь транспортный поток страны остановился и поменял сторону движения, через десять минут возобновил движение. Но это на первый взгляд все было просто. Вы только представьте, каких трудов стоило установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию перекрестков. Масштабно проводилась разъяснительная работа. Был разработан и широко растиражирован специальный то ли логотип, то ли дорожный знак, символизирующий 3 сентября, как день смены стороны движения. По радио транслировалась информационная песня "Держи вправо, Свенссон!".
Особо намаялись шведы с общественным транспортом. Ведь шведские автобусы имели правый руль и двери слева. Производителям пришлось заблаговременно выпустить несколько тысяч "переходных" моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон. Зато у другого транспорта проблем с рулем не было. Удивительно, но в левосторонней Швеции автомобили оснащались рулем слева. На то были свои причины. Во-первых, основным рынком для Volvo, SAAB и Scania были зарубежные страны. Во-вторых, считалось, что на узких шведских дорогах, особенно в горах, водителю важнее следить за тротуаром или обочиной.
Но не только проблемы с выбором стороны движения разделяют автомобилистов всего мира. Не меньше хлопот доставляет и размещение руля.
Как известно, в первых машинах руль находился посередине. Но со временем баранку начали ставить ближе к краю дороги, то есть справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Для этого было несколько причин: при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть, кроме того, лучше были видны обгоняемые гужевые повозки. Но машин становилось больше, и основное внимание шофера стали занимать встречные и обгоняющие автомобили. Поэтому руль переместили.
Между прочим, первым массовым автомобилем с "левым" рулем был Ford T 1908 года.
Вот как объясняли на Ford необходимость размещения руля слева: "при движении по правой стороне руль справа вынуждает [пассажиров] выходить из машины на проезжую часть и обходить ее. Это неудобно и особенно стеснительно, когда речь идет о леди. …при расположенном справа руле, водитель находится дальше всего от автомобиля, идущего навстречу, а с рулем слева он может видеть даже колеса другой машины и легко избежит опасности".
К 20-м годам у подавляющего количества автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Впрочем, бывали исключения. Например, до 60-х в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулем. Производитель ссылался на то, что при езде по горным серпантинам, коих немало в Италии, водитель должен четко видеть правую обочину, которая нередко является опасной пропастью. Правое расположение руля в странах с правосторонним движением иногда можно встретить на развозных и почтовых фургонах. Такая компоновка позволяет водителю положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины. В частности, во времена СССР часть "Москвичей" выпускалась с правым рулем. Предназначались они для сбора корреспонденции из уличных ящиков.
Несколько иначе дела обстоят с въездом в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот). Все определяется конкретными требованиями конкретной страны, хотя в большинстве случаев согласно Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года достаточно того, что автомобиль соответствует правилам государства, где он зарегистрирован.
Тем не менее в Австралии "леворукие" машины запрещены – те, кто их ввозят должны обязательно потратиться на переоборудование. В Камбодже наоборот – на законодательном уровне запрещены "праворукие". Среди европейских стран не регистрируют праворульных в Словакии и Литве.
Там, где размещение руля строго не регламентировано, встречаются курьезные ситуации. Например, на Багамах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулем из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины. В России на Востоке сложилась противоположная ситуация. Большинство машин ездят с правым рулем при правостороннем движении из-за близости к Японии, откуда эти машины ввозятся.
Выбор стороны движения и размещение руля – вот две формальности, разделяющие весь мир на „правых" и „левых". В остальном, оснащение машин унифицировано. Например, расположение педалей "сцепление – тормоз – газ" является стандартом. Хотя до войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. Показательна тут Чехословакия – до вторжения Гитлера в стране было левостороннее движение, а на машинах чешского производства педали располагались "сцепление – газ – тормоз".
Рычаг переключения передач механической коробки всегда расположен на центральной консоли автомобиля. Порядок передач не различается – и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева.
Указатель поворотов обычно находится слева (за исключением австралийских, японских и старых британских автомобилей). Расположение бензобака не связано со стороной движения – он может быть с любой стороны. Это сделано для равномерного заполнения очередей на заправочных станциях.
Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону обочины – чтобы не слепить встречных водителей.
Вывод напрашивается один: споры о "правильной" стороне длятся веками, а общего согласия пока не удалось найти. Если говорить языком цифр, то левый руль предпочитают 66% от общей численности населения, а по правой стороне ездят на 72% от общей протяженности дорог в мире.