Nissan X-Trail (2001-2007): надежный "проходимец"
На рынке Nissan X-Trail первого поколения появился на год-два позже своих прямых конкурентов. Видимо японцы сделали этот шаг намеренно, чтобы изучить просчеты своих оппонентов и не допустить подобных ошибок у себя. И судя по надежности и популярности автомобиля, это им с лихвой удалось, ведь помимо некоторых мелких проблем, особых хлопот подержанный X-Trail первой генерации, как правило, не доставляет.
Идеологически прародителем X-Trail можно считать модель Terrano II, которая совместными усилиями Nissan и Ford в различных модификациях выпускалась начиная с 1993 и вплоть по 2006 год. Герой нашего же рассказа впервые появился в Европе в 2001 году (в Японии продавался с конца 2000-го года) и в иерархической лестнице стоял на ступеньку выше того же Terrano II. Он имел более элегантный внешний вид и богаче декорированный интерьер. Уже в 2003 году была произведена плановая модернизация вседорожника, причем производитель предварительно провел глобальный социальный опрос среди обладателей первых машин. В итоге обновление производили, в прямом смысле этого слова, по желаниям потенциальных владельцев будущих X-Trail.
Nissan имеет настоящую мужскую внешность, подкупающую своей прямолинейностью. Угловатые формы роднят его со старшим братом Patrol и намекают на неплохую проходимость, по крайней мере, геометрическую. Да и дорожный просвет в 200 мм неплохо подкрепляет данное восприятие. А опционная модификация Columbia, отличающаяся широкими рейлингами с дополнительно оптикой, вообще воспринимается специально подготовленным "проходимцем". И в принципе так и есть. Nissan X-Trail вдали от твердого асфальта способен "объехать" многих своих одноклассников, в том числе даже более именитых.
Некоторые владельцы отмечают недостаточную жесткость кузова X-Trail. Например, если легонько надавить на металл в окружности дверной ручки или по центру крыши, то он начинает "играть". Однако это никак не сказывается на прочности конструкции, ведь относится исключительно к "оперению" (с толщиной металла все в порядке, вероятно сказывается не столь удачное расположение ребер жесткости). Несущие конструкции крепкие. Лакокрасочное покрытие стойко выдерживает эксплуатацию в наших условиях. Даже экземпляры первых годов выпуска еще не требуют подкраски (исключая побывавшие в ДТП). Из внешних элементов со временем от "бомбардировки" дорожной грязью мутнеют лишь колпаки передних фар, но это характерный синдром всех подобных оптических конструкций.
Салон весьма аскетичен и бесхитростен. Впрочем, он отличается добротным качеством, и жесткий пластик декора поскрипывает лишь на редких экземплярах. Чаще разбалтываются петли складного заднего сиденья, сопровождая акустическим дискомфортом проезд каждой неровности. Проблема решается просто и дешево – необходимо на "ушки" намотать слой изоляционной ленты. Еще одна характерная болячка – выход из строя блока стеклоподъемников, при этом сами моторы, поднимающие стекла, работают исправно. Здесь уже малой кровью не обойтись, деталь с работой будет стоить 800-1200 грн.
Плановая модернизация глобальным образом затронула и внутреннее пространство. После 2003 года материалы отделки стали не только лучше, но еще и привлекательнее. А климат-контроль получил новый современный блок управления, представленный тремя вращающимися кругляшами. Изменился и блок мультимедиа. Штатное головное устройство стало воспроизводить диски. Специалисты сервиса отмечают нередкий выход из строя акустических элементов: динамики по одной из сторон отказываются работать. Обычно неисправность удается устранить разборкой и чисткой контакт-ной группы.
Наиболее интересным решением интерьера является расположение приборного инструментария, ведь циферблаты находятся посредине передней панели. По словам владельцев, к этому быстро привыкаешь, а улучшение обзорности является приятным дополнением. Правда и без этого высокая посадка и тонкие передние стойки позволяют сделать видимость практически идеальной. Еще одним плюсом такого положения приборов сможет воспользоваться водитель – в его распоряжении в верхней части консоли имеется персональный бардачок с розеткой бортовой сети, в котором очень удобно подзаряжать мобильный телефон.
Еще одной изюминкой салона стали два мини-холодильника. Правда в них (специальные охлаждаемые отделения в центре передней консоли) поместятся лишь жестяные банки объемом 0,33 л. Да и вообще, по количеству ниш и подстаканников вседорожник способен обогнать иной американский мини-вэн, странно, что в США эти автомобили не поставлялись. Nissan X-Trail нередко комплектовался большим панорамным люком, который придает просторному салону еще большего визуального объема. На первых вседорожниках его электромотор частенько заливало водой, из-за чего он выходил из строя. Эту проблему первые владельцы автомобиля решали, как правило, еще во время гарантийного обслуживания.
Вседорожник оснащался как бензиновыми (атмосферными и турбированными), так и турбодизельным двигателями. Последний представляет собой достаточный интерес. С 2,2-литрового объема "ниссановцы" сначала снимали 114 л. с., а после – 136 л. с. Такой автомобиль по динамике не проигрывает 2,0-литровому "бензиновику", а в топливной экономичности дает ему фору (расход соляра при городском цикле эксплуатации составляет порядка 9,5 л/100 км). Топливная аппаратура весьма требовательна к качеству дизтоплива, а ее ремонт – занятие не из дешевых. Поэтому при целенаправленном желании купить X-Trail, из свежепригнанных вариантов лучше выбирать именно на "тяжелом" топливе.
Среди бензиновых Nissan на нашем рынке встречаются 2,0-литровые 140-сильные и 2,5-литровые 165-сильные экземпляры. Общей проблемой этих моторов на автомобилях до модернизации является верхний катализатор неудачной конструкции. Из-за некачественного бензина он часто выходил из строя, причем его "внутренности" попадали в цилиндры, что приводило к капитальному ремонту двигателя. Поломка катализатора сказывалась лишь на потери мощности, поэтому многие моторы владельцы докатывали до полнейшей остановки. В свое время Nissan даже провел массовую отзывную компанию, исправляя данный огрех. Уже в 2004 модельном году на автомобили устанавливали новый катализатор вместе с блоком управления двигателем. Проблему устранили на корню.
Среди прочих нечастых ремонтов специалисты фирменных СТО отмечают засорение системы картерных газов, из-за чего страдают сальники свечных каналов. Чтобы решить эту проблему придется заменить головку блока цилиндров (сальники поставляются только в сборе с ней), что обойдется как минимум в 3 000 грн. Зато хозяева Nissan X-Trail не знают проблем с заменой ремня ГРМ, поскольку в приводе использована долговечная цепь. Регулировка клапанов не потребуется вплоть до 150-180 тыс. км. В остальном бензиновые агрегаты практически беспроблемны.
К расходам на плановое техническое обслуживание двигателя, которое включает замену фильтров (воздушный – 180 грн., топливный – 750 грн., масляный – 110 грн.) и масла, следует добавить только замену свечей. Происходит это каждые 15-30 тыс. км. Ремень привода вспомогательных агрегатов (около 180 грн.) заканчивает свою карьеру к 100 тыс. км. Меняют его обычно вместе с натяжительным роликом (450 грн.).
Вседорожник может повстречаться как с механической 5-ступенчатой трансмиссией, так и с 4-ступенчатым "автоматом". Любая из них с легкостью пробегает до 150 тыс. км и более. Единственное, что может доставить неприятность при внушительном пробеге, это течь сальников, а у "механики" активного водителя или любителя часто буксовать на бездорожье – выход из строя сцепления (обычно к 100 тыс. км). Деталь в сборе обойдется около 1250 грн. Кстати, не стоит забывать и о замене масла. Производится это каждые 75 тыс. км. В таких же интервалах меняется масло и в редукторах.
Полноприводная трансмиссия выполнена с использованием электронно-управляемой межосевой муфты. Существует три варианта ее работы. В первом, – 2WD, – автомобиль представляет собой переднеприводный вариант. Это помогает экономить топливо в городских режимах. Во-втором, – Auto, – во время проскальзывания колес передней оси момент автоматически перераспределяется задним колесам. Удобно на скользких зимних дорожных покрытиях. И в-третьем, функционирующем на скорости до 30 км/ч, – Lock, – момент перераспределяется между передней и задней осями постоянно в пропорции 57:43. Последний режим наилучшим образом подходит для преодоления участков легкого и не очень бездорожья. В этом также хорошо подсобляет система ESP (устанавливается на машины после модернизации). Она имитирует работу дифференциалов, подтормаживая беспомощно гребущиеся колеса.
Достаточно мягкая и комфортная ходовая по праву заслужила славу "неубиваемой". Большинство элементов до замены выхаживают 130-150 тыс. км (если не устраивать частые катания по серьезному бездорожью). Именно столько в среднем ходят шаровые опоры (250 грн./штука), сайлент-блоки рычагов (130-180 грн.), опорные подшипники (700-1200 грн.). Расходным материалом являются стойки стабилизаторов (около 200 грн.), а также их втулки (70-100 грн.). Их придется менять каждые 30-50 тыс. км. Рулевое управление не требует вмешательства до 150 тыс. км, а после рейка нередко начинает стучать. А тормозные диски обычно легко переживают две-три замены колодок.
Вместительный Nissan X-Trail 2001–2007 годов выпуска является достаточно привлекательной покупкой, так как самые свежие экземпляры стоят по цене новых корейских седанов С-класса. А ведь на стороне японца такие плюсы, как полный привод, просторный салон, большой багажник, надежность и хорошее качество. Именно на таких автомобилях, начиная с 2004 года выпуска, мы бы и порекомендовали вам остановить свой выбор. Во-первых, производитель устранил на них все болезни вседорожников первых лет, во-вторых – они имеют более привлекательный интерьер, а в-третьих – большинство узлов и агрегатов этих X-Trail еще не исчерпали свой ресурс. По данным каталога "АвтоФотоПродажа", стоимость подержанных Nissan X-Trail колеблется в пределах 13,5-22,5 тыс. долларов США.