Nissan GT-R: прагматичное спорткупе
Nissan Skyline GT-R 1992 года сотворил настоящий переворот в сегменте доступных спорткупе. Мощный 276-сильный турбомотор, полный привод и отлично настроенная ходовая сделали его необычайно популярным среди любителей быстрой езды. Очень скоро GT-R стал по-настоящему культовым и оставался таковым даже после снятия с производства в 2000 году. Конечно, многих поклонников такой шаг расстроил, но оказалось, что в Nissan просто взяли паузу, чтобы создать более современный Nissan GT-R, не имеющий ничего общего с седаном Skyline. Он увидел мир в конце 2007 года, но еще тогда руководитель проекта Казутоши Мицуно заявил, что понадобится три года, чтобы довести проект до совершенства. Инженер сдержал свое слово и в 2010 году представили серьезно обновленный Nissan GT-R. Конечно, купе успело себя зарекомендовать с самой лучшей стороны, но усовершенствование никогда не бывает лишним.
Nissan GT-R – пример японской прагматичности, которая просматривается в его дизайне. Купе лаконично, как фигурка оригами. Действительно, в его острых формах просматриваются черты этого традиционного бумажного искусства Страны восходящего солнца. Вместе с тем его нельзя не заметить в потоке машин. Длинный капот, большие продолговатые фары, расширенные передние крылья, окрашенные в черный цвет радиаторная решетка и передние стойки крыши не дают спутать GT-R с любым другим автомобилем. Но большинство водителей все же смогут заметить лишь быстро удаляющуюся заднюю часть купе, поэтому она также выглядит ярко – с четырьмя круглыми фонарями, антикрылом и четырьмя соплами выхлопных труб.
Внешние изменения направлены, в первую очередь, на улучшение аэродинамики. Новый передний бампер с широким воздухозаборником поставляет больше воздуха турбомотору. Спойлер улучшает на 10 % прижимную силу – при 300 км/ч она составляет 80 кг. Добавлены здесь и светодиодные лампы дневного света. Сзади установлен усовершенствованный диффузор. Такие доработки позволили снизить коэффициент лобового сопротивления до 0,26. А 20-дюймовые легкосплавные диски весят на 3 кг меньше, чем ранее, что уменьшает неподрессоренные массы. Особые модификации GT-R – SpecV Egoist выглядят интересней. Их можно отличить по карбоновым аэродинамическому обвесу и антикрылу, а также 20-дюймовым дискам.
Салон Nissan GT-R вполне можно назвать спартанским, причем сделано это намеренно. Во-первых, таким образом удалось сделать столь скоростной автомобиль относительно недорогим, а во-вторых, здесь все подчинено водителю и призвано не отвлекать его от дороги. Хотя все же некоторые улучшения заметны: центральная панель отныне декорирована натуральным карбоном. К тому же, в версии Egoist салон обшит более дорогой кожей и лакированным пластиком, правда, такой GT-R и стоит почти в полтора раза дороже базовой версии. Тем более спартанский вовсе не означает непрактичный. Совсем даже наоборот. Глубокие передние сиденья Recaro усовершенствовали. Они очень хорошо удерживают тело в любых виражах, но при этом их не назовешь тугими, да и процесс посадки в них не затрудняет. По меркам спорткупе, которые могут развить 300 км/ч, кресла размещены довольно высоко – по крайней мере не создается впечатление, что сидишь прямо на асфальте. Это позволяет улучшить обзор вперед, иначе бы его серьезно ограничивал длинный капот. Естественно, предусмотрен электропривод регулировок: их диапазон очень большой, что позволяет найти удобную позицию людям ростом от 144 до 190 см.
Маленькое трехспицевое рулевое колесо обшито перфорированной кожей в районе хвата рук. Центральное место занимает тахометр. Центральную панель венчает многофункциональный цветной дисплей. На него выводятся показания навигационной системы. Кроме того, он может давать информацию о давлении наддува и масла, распределении крутящего момента между осями, боковом ускорении, времени разгона до 100 км/ч, фиксирует время круга на гоночном автодроме. В некоторой мере это напоминает компьютерную игру, что и неудивительно: меню мультимедийной системы разрабатывали создатели знаменитой игры Gran Turismo. Задние сиденья больше рассчитаны на детей, хотя при надобности там поместятся и взрослые ростом ниже среднего. Несмотря на немаленькую колесную базу (2781 мм), пространство для ног на втором ряду весьма скромное, хотя и больше, чем у многих спорткупе. Зато багажник очень даже вместительный – 315 л. Оснащение Nissan GT-R включает двухзонный климат-контроль, электропакет, аудиосистему Bose с DVD-плеером и жестким диском на 30 Гб, связь Bluetooth.
Мощность 3,8-литрового V6 и так была неплохой (480 л. с.), но за три года конкуренты вырвались вперед, поэтому двигатель серьезно модернизировали. Инженеры изменили давление наддува, доработали систему регулировки фаз газораспределения, установили новую выхлопную систему. В результате турбомотор теперь развивает 530 л. с., а максимальный крутящий момент в 612 Н·м доступен в более широком диапазоне оборотов (3200-6000 об/мин). Столь существенная прибавка ощутима сразу, хотя и до этого GT-R нельзя было назвать медленным. При резком старте водителя и пассажиров буквально вдавливает в спинки сидений. Разгон до 100 км/ч занимает всего 3,0 с, а запас мощи у Nissan такой, что он продолжает равномерно набирать скорость вплоть до 250 км/ч. Хорошо настроена и 6-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями: переключения происходят молниеносно быстро. Предела в 310 км/ч достичь не так уж и сложно. Кроме того, теперь GT-R и звучит соответственно: на больших оборотах в салон доносится сочный звук "шестерки".
Вместе с тем разработчики постарались сделать купе максимально приспособленным для повседневного использования. Поскольку мотор высокооборотистый, то при 1500 об/мин ведет себя спокойно. В городских условиях можно использовать экономичный режим Save. В этом случае средний расход топлива составит 11,6 л/100 км. Подвеска в комфортном режиме не слишком жесткая. А во время парковки для улучшения маневренности теперь можно отключить полный привод.
А вот на скоростных извилистых дорогах четыре ведущих колеса – настоящая находка. Nissan GT-R уже давно стал известным благодаря отличной управляемости. Сцепление с дорогой у него фантастическое, в виражи можно заходить на огромной скорости и автомобиль не сойдет с правильной траектории. Его поворачиваемость близка к нейтральной и сложно поверить, что вес составляет 1730 кг. Рулевое управление невероятно точное и купе мгновенно реагирует на малейшее его движение. Улучшению управляемости поспособствовала установка карбоновой распорки в моторном отсеке, что увеличило жесткость кузова. К тому же, установлены усовершенствованные адаптивные амортизаторы.
По-настоящему все свои возможности GT-R может показать на автодроме, если выбрать режим R. Подвеска становится жестче, передачи переключаются быстрее, а система стабилизации VDC отключается. Ее отсутствие делает езду в купе несколько сложнее, но она все равно остается контролируемой. Боковое ускорение в поворотах может достигать 1 g. Более эффективными стали и тормоза, ведь диаметр передних дисков увеличен до 390 мм. В качестве опции, как и ранее, доступны карбоново-керамические механизмы. В версии SpecV они – часть базового оснащения так же, как и титановый выхлоп, специальная спортивная подвеска и функция Overboost, кратковременно повышающая максимальный крутящий момент до 632 Н·м. Показателем способностей автомобиля является его время на автодроме Нюрбургринг: обновленный GT-R промчался по сложной трассе за 7 минут и 24 секунды – на 5 секунд быстрее прошлогодней модели. Базовый Nissan GT-R стоит 107 тыс. долларов – неплохое сочетание цены и качества.