Немецкий автопром: OPEL (Часть 3)
Индивидуализация
Начало 70-х годов ознаменовалось проведением корпорацией General Motors курса на "интернационализацию" моделей своих европейских отделений Adam Opel AG и Vauxhall Motors (британскую компанию GM приобрел еще в 1925 году). С тех пор автомобили указанных марок различаются лишь расположением руля и декоративными элементами, хотя многие считают, что Vauxhall – это название, под которым реализуются автомобили Opel в Великобритании.
В 1970 году в компании Opel выпустили модель Ascona, занявшую промежуточное положение между Kadett и Rekord. Первоначально Ascona должна была выпускаться как Kadett C, и первые опытные образцы были выполнены именно в таком виде. Но в итоге решено было создать новый модельный ряд. Так возник независимый модельный ряд Ascona.
На два месяца раньше базового автомобиля Ascona появилась ее спортивная модификация с кузовом в стиле GT – купе Manta.
1977 год – в серийное производство попал Opel Senator, призванный заменить Opel Diplomat и Opel Admiral. В принципе стратегия была правильная, но нефтяной кризис выступил тем препятствием, которое не позволило автомобилю стать массовым. Чтобы инженерные разработки не пропадали зря, было решено выпустить купе на его базе. В итоге, потребителю было представлено купе Opel Monza.
Вплоть до 1979 года компания Opel шла в унисон с американским стилем автомобилестроения – переднее расположение двигателя и привод на задние колёса, но именно в 1979 году Opel предприняла кардинальный для себя шаг – у Kadett четвертого поколения (индекс D) ведущими сделали не задние, а передние колёса. Ascona C, вслед за Kadett D стала вторым переднеприводным автомобилем компании Opel.
Но, увы, покупатели стали постепенно терять интерес к Opel из-за однообразного и скучного дизайна, делавшего Kadett похожим на Ascona, Ascona – на Rekord и т. д.
Осознавая сложность ситуации, Adam Opel AG не ограничивается преобразованием только модельного ряда, и представляет множество инициатив по экологии. Например, серийные автомобили стали оснащаться каталитическими нейтрализаторами. Благодаря этому, к середине 80-х годов, автомобили Opel стали одними из самых продаваемых в Европе.
В 1982 году компания строит новый завод в Сарагосе (Испания) для производства Opel Corsa – наиболее компактного автомобиля, который должен был привлечь клиентов, желавших иметь автомобиль меньше Kadett.
А в 1984 было представлено последнее поколение (с индексом E) Kadett. Популярности этого автомобиля в Европе способствовал, прежде всего, широкий выбор кузовов и двигателей. Машина была удостоена европейского титула "Автомобиль 1984 года". Кроме того, с небольшими изменениями он стал производиться в Южной Корее под именем "Daewoo Nexia/Racer".
С 1986 года компания Opel начала выпускать модель Omega A, пришедшую на смену отжившему своё Rekord. Для автомобиля предлагался выбор из 15 типов силовых агрегатов. Машина была удачной, свидетельством чему служит награда – "Автомобиль 1987 года".
В 1988 году Opel прекращает выпуск автомобиля Ascona. Вместо неё появился куда более достойный на то время автомобиль Vectra А, который обладал еще большим спектром двигателей, чем у Omega – порядка 20 модификаций. Автомобиль сразу завоевал популярность у водителей и стал бестселлером марки Opel.
Manta также была модифицирована, а в 1989 году заменена шедевром автомобилестроения – Opel Calibra. Коэффициент аэродинамического сопротивления этого купе был равен Cx = 0,29 – такого значения и сейчас добиваются немногие автомобили.
В 1991 году, на автосалоне во Франк-фурте, компания Opel представила свою новую модель Astra (в переводе с латинского – "звезда"), которая позиционировалась как смена Kadett.
Но Astra, несмотря на огромное разнообразие кузовов, так и не стала лидером в своём классе, а первенство прочно удерживал VW Golf, хотя в отдельных странах лидерство принадлежало Astra, прежде всего, из-за дизайна кузова.
В том же 1991 году фирма Opel вышла на новый для себя рынок – рынок вседорожников, создав модель Frontera. Вседорожник базировался на платформе "японца" Isuzu Rodeo (51% акций этой компании принадлежит GM). Еще через год Opel, взяв за основу все тот же Isuzu, но уже модели Trooper, представила еще один вседорожник – Monterey. Судя по названию, в честь полуострова и залива в штате Калифорния, автомобилю было суждено завоевывать прихотливые вкусы американцев. Также на базе автомобилей Isuzu были созданы пикапы Opel Campo, но они не пользовались популярностью у потребителей.
Еще одно знаковое событие в 90-х для Opel – это их 30-ти миллионный автомобиль и новый спортивный автомобиль Tigra. Но куда больше гордости вызывал тот факт, что компания в 1994 году стала главным спонсором мирового чемпионата по футболу в США (Football World Cup in the U.S.A.)
С наступлением 1996 года впервые в истории фирмы в модельном ряде Opel появился мини-вэн – Sintra, ставший совместным плодом Opel и General Motors. Новый мини-вэн стал первым Opel, выпускающимся в США.
В 2000 году модельный ряд Opel несколько изменился. Прекращены продажи Sintra и Monterey, чуть позже отказались и от Frontera. Состоялся дебют Zafira. Появился первый представитель Opel в европейском размерном классе А – компактный мини-вэн Agila. Появление последнего семействo Opel датирует 2005 годом, тогда презентовали Antara – первенца компании в сегменте кроссоверов.
Сегодня Adam Opel AG контролирует четверть выпуска автомобилей в Германии, занимая второе место после VW.
О развитии логотипа
В начале 19 века Opel использовала большое количество эмблем, которые менялись практически каждый год. Первым фирменным знаком компании стали сплетенные буквы A и О.
Эмблема в виде глаза была предложена в 1910 году. The Opel Eye (Глаз Опеля) использовался до 1935 года.
В самом начале века фирма Opel использовала слово "Blitz" (молния с немецкого) для обозначения некоторых моделей своих гоночных велосипедов. "Молния" вернулась на грузовые автомобили и автобусы в 1930 году одновременно с 2,5-тонным автомобилем, на котором впервые это слово и появилось.
Начиная с 1935 года на эмблеме тех времен показана стилизованная модель дирижабля, проходящая через букву "О". На борту этого дирижабля была модель Opel Olympia. Собственно это и послужило появлением знаменитой "летящей сигары" (стилизованный дирижабль на логотипе больше походил на сигару).
Начиная с 50-ых, дирижабль в фирменном овале постепенно трансформировался в значок молнии. Так и не получивший формального определения, он, тем не менее, напоминал стрелу или разряд вспышки молнии. Начиная с 1964 модельного года и легковые, и грузовые автомобили получили одинаковую эмблему – молнию, заключенную в круг. Знак вплоть до начала восьмидесятых появлялся в самых разных формах и размерах.
С 70-ых и по начало 90-ых на логотип вернулись фирменные цвета – на желтом фоне знак "молнии" и надпись выполнена в черном цвете.
С конца 80-ых на логотипе экспериментировали с вариантами размещения символа и надписи: либо горизонтально (в ряд) либо вертикально (подпись под знаком).
В 2002 году на смену молнии пришел объемный крупный знак, при этом имя компании сместилось вниз.