Немецкий автопром: OPEL (Часть 2)
Рождение легенд
В начале 30-х особой популярностью пользовался Opel P4 (Popular 4). Автомобиль классической компоновки с двухдверным кузовом оснащался 4-х цилиндровым двигателем объемом 1,1 л мощностью 23 л. с. Однако это не мешало ему разгоняться до 85 км/ч. Эта модель предназначалась для небогатых покупателей и не отличалась богатством отделки. Покупали их и домохозяйки чтобы ездить на рынок, и даже студенты.
В 1934 году в модельном ряду появилась простая и экономичная машина с 4-цилиндровым 1,3-литровым двигателем "Olimpia", которая стала первым массовым автомобилем с несущим кузовом (полностью стальной рамой). Преимущест-ва такой конструкции были очевидны: увеличившаяся безопасность, меньший вес, лучший коэффициент аэродинамического сопротивления. Название эта модель получила в честь берлинских Олимпийских игр 1936 года.
Через год был выпущен еще более дешевый автомобиль – Opel Kadett. Внешне автомобиль напоминал уменьшенную копию Olimpia. Kadett предлагался в двух вариантах – седан и кабриолет. Оснащался двигателем объемом 1,3 л, мощностью 23 л. с. и мог разгоняться до 98 км/час. Комплектация первого поколения Kadett была очень простой, даже бампера и стеклоочиститель с пассажирской стороны предлагались за дополнительную плату.
В 1936 году с ежегодным производством в 120 тыс. автомобилей, Opel становится самым значимым автопроизводителем Европы.
1937 год ознаменовался для компании полным отказом от производства велосипедов. Событие для мировой промышленности более чем знаковое, поскольку в то время компания Opel была крупнейшим в мире производителем велосипедов.
К концу 30-х увидели свет две новые шестицилиндровые модели: Opel Admiral (модели класса "люкс" в современном понимании) и Opel Kapitan (седан среднего класса).
Как видим, в 30-ых годах в модельном ряду Opel преобладали "армейские" названия – Kapitan, Kadett, Admiral. Все объясняется просто: в период господства нацистов предприятия были фактически конфискованы у GM и компания стала государственной. Руководство GM даже заявляло, что реально политику их немецкого филиала определяет Гитлер. И это было действительно так. Например, в 1939 году руководство Германии в ультимативной форме потребовало от Opel поставить на поток армейский грузовик Blitz, ставший в итоге самым массовым грузовиком немецкой армии.
В военный период благодаря большим заказам компания получала огромные прибыли, которые уходили к американским акционерам в лице GM. Но формальные собственники компании не разделяли таких перспектив и официально причислили Opel к списку военных утрат.
По окончанию войны СССР получил у союзников разрешение на вывоз производственной базы Opel. Все вывезенное оборудование составило основу Московского завода малолитражных автомобилей (впоследствии АЗЛК). Не прошло и полгода, как на окраине Москвы появился первый Москвич 400, идентичный довоенному Opel Kadett (см. "Автотема" №12 за 2008 год). В 1950 году автомобиль даже начали экспортировать в Финляндию и Бельгию, причем в руководстве по эксплуатации значилось, что необходимые запчасти к "Москвичам" проще всего приобрести в Германии.
Для послевоенного восстановления разрушенного хозяйства прежде всего были нужны грузовые автомобили. Наполовину восстановленный завод в Рюссельсхайме возобновил выпуск полуторатонных грузовиков Opel Blitz c двигателем от модели Opel Kapitan.
Потом дело дошло и до легковых автомобилей. По логике проще всего было бы возобновить производство Opel Kapitan – ведь сборка двигателя уже была налажена. Но бдительные оккупационные власти не разрешали выпуск легковых автомобилей с двигателями объемом более 1,5 л. Наиболее мощной из удовлетворявших этому требованию машин оказалась Olympia, которая и была запущена в серийное производство по прошествии двух лет после окончания войны. Нетрудно догадаться, что облик автомобиля полностью повторял довоенные черты.
В 1950 году появилась Olympia Rekord, а через три года модель лишилась слова Olympia в названии, таким образом появился Opel Rekord. Автомобиль был лидером продаж в Западной Германии в течение десяти лет. Дизайн Rekord сильно напоминал американские автомобили.
В 1960-е годы компания представляет возобновленный Opel Kapitan. Благодаря новому двигателю автомобиль развивал максимальную скорость 140 км/ч при мощности в 60 л. с. В 1962 году компания Opel празднует 100-летие своего основания и открывает второй завод в Бохуме, построенный специально для производ-ства модернизированного Opel Kadett с индексом А. Новую модель можно было назвать совместной американо-западногерманской разработкой. Машина оснащалась двигателем Chevrolet – 4-цилиндровым, объемом 1 литр и мощностью 40 или 48 л. с., и разгонялась до 120 и 130 км/час соответственно.
В 1964 появилась модель Opel Rekord Coupe. Но купе продержался пару лет, потом ему на смену пришёл Opel Commodore.
В то время ассортимент комфортабельных моделей с 6-цилиндровыми двигателями включал модель Kapitan, которая с дорогой отделкой салона предлагалась на рынке как модель Admiral, и представительскую Diplomat. И хотя объём производства последней не превысил полсотни экземпляров, машина всё же внесла определённый вклад в историю. Автомобиль считался самым быстрым в ФРГ благодаря 230-сильному двигателю объёмом 5,4 литра от Chevrolet. Максимальная скорость составляла 200 км/час.
Во Франкфурте на автосалоне в 1965-ом был представлен опытный образец спорткара Opel GT с кузовом купе. Это было купе, сконструированное на базе Kadett. Автомобиль поначалу не предназначался для серийного производства – это была проба в классе спортивных автомобилей. Однако фурор, который произвел GT, все же заставил производителя запустить их в серию. К слову, внешность автомобиля очень напоминала Corvette, что тоже сыграло свою роль в определении успеха. Уникальность конструкции и запоминающийся внешний вид обеспечили GT успешные продажи на протяжении 10 лет.
Начиная с 1965 года компания Opel начала выпускать собственные 4-х цилиндровые двигатели, и это было значительным шагом, поскольку до этого производство было либо совместным, либо на автомобили ставили американские двигатели.