Немецкий автопром: OPEL (Часть 1)
Вряд ли продукция компании Opel известна в автомобильном мире передовыми техническими решениями. Но компания всегда держала нос по ветру, поэтому в истории Opel было немало неожиданных поворотов. Многие из них сыграли неоценимую роль в создании имиджа фирмы.
Этап становления
9 мая 1837 года в семье некого Опеля Тонгеза, владельца шляпной фабрики в городе Рюссельсхайме, родился сын Адам. Став взрослым, он искал свое место в жизни, работая в разных странах Европы и будучи в Париже, учился производству швейных машин. После недолгих скитаний Адам вернулся домой с мечтой сконструировать швейную машинку. Без особых усилий машинка получилась, причем неплохая, и вскоре он приспособил ее для производства шляп, основав компанию своего имени (точнее фамилии) – Opel.
Потом его заинтересовал велосипед, который он увидел во Франции, а предприимчивость подтолкнула его к производству двухколесной техники. Таким образом, с 1887 года фабрика Опеля начала производить помимо швейных машин велосипеды. Благодаря такому новшеству как наполненные воздухом шины, велосипеды Opel стали очень востребованы.
У Адама было пятеро сыновей – Карл, Вильгельм, Генрих, Фридрих и Людвиг. Они с детства увлекались ездой на велосипедах. Даже став взрослыми, ребята не забросили свое увлечение и выступали на всевозможных соревнованиях (на их долю выпало 560 побед), и благодаря их победам во всей Европе узнали о велосипедах марки Opel.
К сожалению, в 1895 году, в возрасте 58 лет умер Адам Опель. Его наследство перешло вдове и двум старшим сыновьям – Вильгельму и Фридриху.
В 1897 году благодаря званию чемпионов по велосипедным гонкам, братья Опель были приглашены на Берлинский автосалон, где они первый раз увидели автомобили. Среди прочего им понравился самодвижущийся экипаж, который демонстрировал Фридрих Лутцманн – слесарь из небольшого немецкого городка Дессау.
Для Лутцмана кумиром был Карл Бенц, поэтому его автомобиль был создан по образцу автомобилей Benz.
Увиденное на автовыставке очень впечатлило братьев и было заключено соглашение, согласно которому, предприятие Лутцмана переходило под контроль семейства Опель, а сам он получал пост технического директора. Результат не заставил себя долго ждать – в 1899 году из ворот завода в Рюссельсхайме выкатился первый одноцилиндровый Lutzman Opel. Автомобиль имел двигатель объемом 1,5 литра и мощностью 4 л. с.
Надо отдать должное Лутцману – он был первым, кто задумался о внешнем виде автомобиля, но в техническом плане автомобиль был далек от совершенства. Например, чтобы завести расположенный под сиденьем мотор, приходилось вручную раскручивать маховик.
Неудача не остановила братьев, и они отправились искать вдохновение в столицу автомобильного мира – Париж.
И решение было найдено – в 1900 году братья заключили контракт с французским автозаводом Darracq. А уже через два года было освоено производство автомобилей на основе шасси и мотора Darracq. Машина с 2-х цилиндровым двигателем и мощностью 8 л. с. выпускалась под именем Opel Darracq.
Успешный старт производству был дан, и с каждым годом предприятие производило все более совершенные модели, постепенно завоевывая признание в Германии.
В 1909 году Opel делает первый шаг к созданию массовых автомобилей. Самым популярным среди них стал небольшой двухместный автомобиль 4/8PS (PS – сокращение от немецкого "лошадиная сила"). В народе автомобиль был более известен как "Докторский автомобиль". Прозвище машина получила за то, что ее особенно любили сельские доктора.
Дела у компании шли прекрасно, но как гром среди ясного неба на фабрику обрушился пожар, который в 1911 году уничтожил все производственные мощности. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Братья распрощались со швейными машинками и начали переоборудование уничтоженной огнем части швейного отделения под выпуск автомобилей. Возобновление производства было произведено в рекордные сроки, и в 1913 году компания уже выпускала грузовики. В этом же году умерла их мать – Софи. Она, как равноправный собственник компании Opel, до последнего противилась налаживанию производства автомобилей на их фабрике.
Стремление к лидерству
В течение всей первой мировой войны из ворот завода выходили грузовые автомобили (их производство компания Opel начала еще в 1910 году). Но уже послевоенная инфляция существенно усложнила жизнь предприятию, поставив его на грань банкротства.
Ради спасения предприятия, группа главных инженеров компании отправилась за океан перенимать опыт массового производства автомобилей. Увидев принципы работы американского автопрома, на заводе в 1924 году смонтировали сборочный конвейер по образу и подобию фордовского. Это был первый в Германии сборочный конвейер. Кроме того, по примеру Форда, все силы были сконцентрированы на выпуске дешевого и простого автомобиля. За идейными вдохновениями опять отправились в Париж.
На этот раз выбор пал на Citroen, точнее на их модель 5CV. Не долго мудрствуя, Опель наладили массовое производство идентичного автомобиля. Все сходящие с конвейера автомобили были ярко зелёного цвета, за что вместо названия "4/12 PS" получили прозвище "Древесная лягушка". Правда, одно отличие все же было – французский прообраз "лягушонка" выпускали преимущественно в желтом цвете, и он имел прозвище "Лимончик".
"Лягушонок" из-за продуманной стратегии продаж расходился намного большими тиражами, нежели "Лимончик". И поскольку между Opel и Citroen не было никаких договоренностей о сотрудничестве, начались судебные тяжбы, которые, как ни странно, компания Citroen выиграла только в судах третьей инстанции. Компания Opel повиновалась, и вынуждена была изменить внешность "лягушонка".
В 1927 году Фридрих Опель получил предложение от энтузиаста ракетостроения Макса Фальера с просьбой о финансировании его экспериментов по созданию автомобильного ракетного двигателя. Предпринимательская жилка Фридриха не могла игнорировать такое заманчивое предложение. Опель решил строить ракетомобиль. Детище получило наименование Rak (сокращение от rakete). В его задней части размещалось 12 ракет.
Это была довольно опасная конструкция. На первой презентации перед журналистами 11 апреля 1928 года сработали только 7 ракет из 12, что позволило автомобилю достичь скорости 96 км/час! А через полтора месяца, на второе публичное выступление, предстала модифицированная модель Rak II с 24 ракетами. За руль сел сам Фридрих Опель. Все ракеты сработали и машина разогналась до фантастических 225 км/час. Но на этом конструкторы не успокоились и установили 30 ракет, разогнав беспилотный Rak II на рельсовом ходу до 289 км/ч, но с торможением оказались проблемы. Авария. Эксперименты с ракетомобилями закончились.
Несмотря на почти революционные темпы в своем развитии, компания все же терялась в конкурентной среде. И во избежание бесславия в виде банкротства, в конце 20-х годов компания Opel переходит под попечительство к заокеанскому гиганту – General Motors.
С этого момента производственная программа предприятия была организована по-американски – выпуск максимально возможного числа моделей из минимального количества унифицированных узлов и агрегатов. Масштабы производст-ва тоже впечатляли – 13 тысяч работников компании ежедневно производили 500 автомобилей и 6 000 велосипедов.