Народный транспорт Индии
Индийские города в основном состоят из узких, переплетающихся между собой улочек, которые почти всегда, независимо от времени суток, переполнены местными жителями, потоками паломников и туристов. При этом в стране практически отсутствует общественный транспорт, альтернативой которого в большинстве случаев становятся рикши.
История возникновения рикши достаточно противоречива. По одной версии, идея конструкции принадлежит европейскому миссионеру Джонатану Гоблу, который изобрел повозку примерно в 60-е годы XVI века, для перевозки своей больной жены. Вскоре, в ХVII – ХVIII веках, по данным историков, такие повозки стали довольно популярны на территории всей Европы. Это подтверждается разными фактами из литературы и живописи. Так, например, на картине Клада Гилло "Две повозки", 1707 года, изображена встреча вельмож на колясках, идентичных рикшам.Однако японцы не признают эту версию и отстаивают свое право на авторство, утверждая, что идея рикши принадлежит трем компаньонам – Есуке Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косуке Такаями, которые в 1870 году, в Токио, первыми в мире получили лицензию на право производства и продажи рикш. После чего в Японии, в ХVIII -ХIХ веках, рикши стали пользоваться огромным успехом. Более того, идея успешно была позаимствована практически всеми странами Дальнего Востока и Южной Азии.
Называли их в то время "дзинрикися", что в дословном переводе с японского означает три слова: человек, сила, повозка. И, действительно, рикша это симбиоз сильного человека и повозки, которую он тянет за собой, взявшись за оглобли.
Работа рикш (так называют водителей повозок) в то время была очень тяжелая. Они пробегали до 50-ти километров ежедневно, невзирая на погодные условия, и их порой загоняли словно лошадей. Жили они прямо в повозках, храня под сиденьем свои личные вещи. Конечно, при таких условиях человек не мог долго выдержать. Рикши рано умирали, чаще всего от сердечных или дыхательных заболеваний.Несмотря на всю тяжесть работы, к 1872 году в Токио насчитывалось уже около 40 тысяч рикш. Они стали основным общественным транспортом на территории всей Японии. К 1896 году их уже было более 200 тысяч. Однако, с появлением автомобилей, рикши начали исчезать с улиц. Сегодня в Японии их услугами в основном пользуются иностранцы и туристы для непродолжительных поездок, осматривая красоты пляжей и центральные части города.
В Индию рикши пришли примерно в то же время, что и в Японию. Однако в этой стране, несмотря на мировой автомобильный бум, они продолжают свою активную жизнь. Ныне в стране существует несколько типов рикш, которые можно разделить на два основных: безмоторные и моторные. К первому типу относятся пешие рикши и велорикши, ко второму – авторикша, pig (многоместная) и грузовая рикша. Пешие рикши на сегодняшний день запрещены по всей территории Индии, поскольку они свидетельствуют о низком благосостоянии и экономической слабости страны. Исключением является город Калькутта (столица штата Западная Бенгалия), где государственные власти решили оставить их в качестве экзотики для привлечения туристов.
Что же касается велорикш, то они по праву считаются индийским национальным видом транспорта, который пришел на смену пешим. Учитывая узкие переполненные улицы и отсутствие общественного транспорта, они стали единственной удобной и быстрой возможностью добраться куда-либо. Велорикши – это специальная конструкция велосипеда с местами для пассажиров. В некоторых окрестностях страны, где запрещены бензиновые автомобили (для сохранения окружающей среды и воздуха), велорикши выступают единственным транспортом не только в городах, но и за их пределами.
Велорикша очень удобное средство передвижения на небольшие расстояния в пределах нескольких кварталов. Такая поездка для клиента обходится дешевле всего. Рассчитана повозка на одного, двух пассажиров, хотя, при большом желании, можно поместиться и вчетвером. Однако при этом всегда стоит помнить, что водитель велорикши – человек, которому бывает тяжело и даже если он будет не против большой компании, то лучше этого не делать. К тому же перегружая повозку, возрастает шанс того, что поездка закончится поломкой.
Работа велорикш требует большой выносливости и физической силы. Сдвинуть с места рикшу не сложно, а вот везти – большая нагрузка. Расстояния возможной поездки ограничены пятью километрами. После, желая продолжить путь, придется воспользоваться услугами другого рикши.
Моторизированные участники движения относятся к велорикшам пренебрежительно, в некоторых случаях даже по-хамски: специально останавливаются перед ними, сигналят без умолку и т. д. Туристам это бросается в глаза, что делает поездку довольно неприятной, однако водители рикш на это не обращают никакого внимания. Несмотря на официальную отмену в стране каст и провозглашение равенства, негласно там по-прежнему имеет прав больше тот, кто богаче. Конкуренцию велорикшам составляет другой, не менее распространенный тип транспорта в Индии – авторикша. Используются они как такси на более длинные расстояния. По сути, это трехколесный мотороллер с кабиной, поэтому их еще называют моторикшей. Если на его борту способно поместиться до четырех пассажиров или, например, семейная пара с чемоданами, то это уже – pig (многоместная) рикша. Такие в основном встречаются в аэропортах или на вокзалах, где они подбирают клиентов для междугородних поездок. В крупных городах моторикшу можно заказать по телефону или в специальных офисах. Так гораздо дешевле и безопасней, чем "ловить" на улице.
Авторикши нельзя встретить только в Калькутте, поскольку там во всю властвуют пешие повозки. Несмотря на разнообразные типы рикш, велорикша все же остается самым распространенным транспортом Индии, который в стране считают народным. Самый известный завод по их производству находится в 10 километрах от индийского города Варанаси. Новая рикша стоит примерно 20 тысяч индийских рупий (2300 грн), подержанная от трех до пяти тысяч рупий, в зависимости от технического и внешнего состояния. Каждый экземпляр водители-рикши стараются всячески украсить, нанося символы, знаки и раскрашивая их яркими красками. По поверьям водителей, успешность рабочего дня зависит от расположения богов, для которых они и "наряжают" свою кормилицу. Сам же водитель наматывает себе на голову широкий шарф: один круг через подбородок, другой вокруг лба. Нужно отметить, что работать рикши начинают рано. Многие из них, как и двести лет назад, живут в своих колясках и просыпаются по первому требованию клиента.
Водители велорикш в Индии объединены в свои сообщества. У них есть отдельные стоянки, места для отдыха и встреч. В каждом большом городе существуют для них целые переулки, где они могут перекусить и пообщаться.
Вследствие того, что в городах у всего транспорта скорость примерно одинаковая, заработок велорикш и моторикш примерно равен. За один день они получают до 250-ти рупий (приблизительно 30 грн), перевозя 20–25 человек. К иностранцам у рикш свой подход. Чтобы получить, как можно большую выгоду от поездки, они идут на разные ухищрения. Во-первых, категорически отказываются работать по счетчикам, поскольку без них с туриста можно получить в несколько раз больше, чем с местного жителя. Если рикшам предложить их включить, они начнут отказываться от поездки. Но, ненадолго. Стоит только иностранцу отойти, как водитель тут же догонит и попросит вернуться обратно, соглашаясь на условия клиента.Во-вторых, они стараются не называть сумму проезда заранее, чтобы потом объявить более выгодную для себя. В-третьих, им нельзя давать деньги заранее. Как только у водителя рикши окажутся купюры клиента, он не сдвинется с места или скажет, что ни от кого ничего не получал. Помимо перечисленных, может существовать множество других неожиданных предложений, на которые не следует обращать особого внимания. Например, все рикши предлагают посетить специальный магазин. Лучше отказаться. Для них это дополнительный заработок, так как за каждого клиента рикши получают по 20–30 рупий. К тому же эти магазины неоправданно дороги и рассчитаны на неосведомленных туристов.
Что же касается дорожного движения в Индии, особенно в крупных городах, то это отдельные впечатления. Воспользовавшись услугами рикш, не следует сразу хвататься за сердце, и кричать: "Остановите, я здесь сойду!". Участники движения здесь не обращают никакого внимания на правила. Каждый делает на дороге то, что сочтет нужным. Все едут в разных направлениях, пересекают сплошные полосы в любом месте, обгоняют по встречной полосе и т. д. Разрешенного сигнала светофора ждут до определенного момента и едут на красный свет, если, по мнению ожидающих водителей, он долго не переключается на зеленый. Также на проезжей части независимо от района города, будь-то центр или его окраина, могут перегонять скот. Еще многие жители посыпают улицы зерном и ждут, пока автомобили его перемелют. Самое интересное, что никто при этом не возмущается. Всех все устраивает.
Клаксон в Индии не считается знаком предупреждения или выражением пренебрежения. Он включен у всех участников дорожного движения. Это некий жест самообороны, с помощью которого сообщают о присутствии своей персоны на дороге. Дороги в большинстве своем узкие и неровные. В темное время суток улицы не освещаются. На стоянках рикши не включают габаритных огней. И только грузовики светят дальним светом. Это все делает практически невозможным передвижение по любому из городов Индии. Чтобы управлять в стране каким-либо транспортом, для начала советуют там пожить пару недель, а то и месяцев. Хорошо осмотреться, проникнутся духом городской атмосферы, и только тогда рискнуть сесть за руль. А до этого лучше пользоваться услугами рикш, несмотря на какие-либо неудобства.