Налог на автомобили: мощность или цена?
С момента вступления в действие закона о налоге на «роскошные» автомобили прошел месяц. Однако за это время все чаще и чаще появлялись возмущения украинцев, ведь налог затронул не все «роскошные» автомобили, и можно даже сказать, действительно «роскошные» кары остались без внимания. Да и акцент был сделан на мощность автомобиля, а его реальная цена, что было бы правильнее, не учтена.
Напомним, что согласно документу, на автомобили, возрастом не более 5 лет и с 3-литровым бензиновым или 2,5-литровым дизельным двигателем, распространяется налог в сумме 25 тыс. гривен ежегодно. О том, что такая формулировка неправильная, упоминалось уже не раз.
Как оказалось, солидарными в этом вопросе оказались и некоторые народные депутаты. Недавно на рассмотрение парламента был подан законопроект №1830, в котором предлагается совсем другая схема расчета налога.
По словам автора проекта документа, существующая система расчета транспортного налога является непропорциональной и несправедливой, поскольку за основу берется не стоимость автомобиля, а объем двигателя и его возраст.
В частности, в пояснительной записке к законопроекту указывается, что «отсутствие дифференциации размера ставки налогообложения приводит к возмущению в обществе, поскольку независимо от стоимости автомобиля (500 тыс. грн. или 2 500 000 грн.) ставка налога составляет 25 тысяч грн. Во многих развитых странах мира, таких как Дания, Израиль, Австралия, Япония, транспортный налог исчисляется в зависимости от стоимости машины. В отличие от принципа исчисления налога согласно техническим параметрам транспортного средства, вычисления транспортного налога от стоимости автомобиля соответствует принципам социальной справедливости, и позволяет распределять фискальную нагрузку пропорционально доходам населения».
В дополнение приводится предложенная автором схема расчета суммы налога.
Стоимость автомобиля, млн. грн. |
Размер налога, % |
Сумма налога, тыс. грн. |
1,0-1,5 |
1,5 |
15-22,5 |
1,5-2,0 |
2,0 |
30-40 |
2,0-2,5 |
3,0 |
60-75 |
2,5-3,0 |
4,5 |
112,5-157,5 |
3,0-3,5 |
6,0 |
195-227,5 |
3,5-4,0 |
9,0 |
315-360 |
4,0 и выше |
13,0 |
520 и выше |
В целом, инициативу можно рассматривать как правильную и более соответствующую принципам социальной справедливости. Но все же, назвать нововведение довершенным мы не можем, так как и в этой схеме остается много недоработок. Не определено, к примеру, кто, как и в каком порядке будет устанавливать цену. Не установлены временные рамки действия налога – будет взиматься одноразово или ежегодно. Не упоминается и о том, будет ли при этом снижен транспортный налог, который уже заложен в цену топлива.