Monster Truck: стремление парить над землей

Соревнуются бигфуты в преодолении препятствий, в виде непролазной грязи…
Соревнуются бигфуты в преодолении препятствий, в виде непролазной грязи…
…в раздавливании машин…
…в раздавливании машин…
… и прыжках с трамплина
… и прыжках с трамплина

Американцы богаты на выдумки и способны из любого мероприятия сделать шоу. Тут они дадут фору любому. Пожалуй, самым зрелищным шоу являются соревнования на монстр-траках (Monster Truck), или по-другому бигфутах (Bigfoot). Для американцев бигфут – неотъемлемая часть автомобильной культуры, а для многих – целый образ жизни. Создание бигфута – это не просто тюнинг, а целое искусство. 
 

Первым человеком, который создал машину подобного рода, был Боб Чэндлер. Началось все с того, что ему нужны были незаурядные вездеходные качества собственного пикапа Ford F250, на котором он принимал участие в гонках по бездорожью. Первым изменением, внесенным Бобом в свой пикап, стало применение четырех поворачиваемых колес. Вследствие чего на пикапе появились большие колеса, другие мосты и рама оригинальной конструкции. Колеса, правда, не были настолько велики, как сейчас, но по тем временам вызывали изумление и  удивление. Именно большие колеса и дали машине прозвище Bigfoot, что переводится как "большеногий".

Со временем Боб начал участвовать на различных выставках и шоу. Следующим шагом стала незатейливая идея раздавить пару легковых машин. Процедура вызвала неслыханный восторг и стало ясно, что Monster Truck не только вездеход, но и потрясающий шоу-автомобиль. Так началась история массовых выступлений бигфутов. У Чендлера появились последователи – многие владельцы пикапов начали строить свои варианты бигфутов.

Но просто разрушение машин вскоре всем надоело, требовалась новая струя. Таковой стало соревнование, в котором два бигфута стартовав параллельно, проезжали определенную дистанцию, преодолевая препятствия из старых легковых машин. Так началась эра соревнований на Monster Truck, которые благополучно живут и развиваются и в наши дни.

На сегодняшний день постройка бигфута очень кропотливое дело и не ограничивается простой установкой колес большого диаметра. В основе создания автомобилей лежит лифтинг, или лифтовка. Эта терминология из лексикона тюнеров вседорожников. Если быть точным, Body Lift – поднятие кузова относительно рамы, Suspension Lift – значительное увеличение хода подвески. Обе технологии применяются для повышения проходимости и обычно сочетаются с установкой увеличенных колес. Рамы заокеанских вседорожников и пикапов не назовешь хлипкими, но даже они не выдерживают сумасшедших нагрузок Monster Truck. Не спасают и дополнительные вставки профиля и прочие усиления – рано или поздно конструкция просто разваливается.

Поэтому постройка бигфута – это практически создание нового автомобиля. Работа начинается с изготовления рамы сложной конструкции. Ее делают, как правило, из стальных труб разного диаметра. В нижней части рамы расположены кронштейны для присоединения рычагов, с помощью которых крепятся неразрезные мосты от какого-нибудь военного грузовика или автобуса. Помимо рычагов, мосты соединяются с кузовом четырьмя парами стоек – по две на каждое колесо. Стойки состоят из гидравлического амортизатора. В большинстве случаев амортизаторы выполнены по перевернутой схеме, то есть шток находится внизу, а корпус наверху. Встречаются экземпляры, на которых количество амортизаторов на одном колесе доходит до четырех.

Как понятно из описанного выше, бигфуты имеют зависимую подвеску колес, но ходы ее настолько велики, что даже применяются ограничители хода, которые по принципу действия схожи с технологией функционирования ремней безопасности автомобиля. После постройки рамы возникает другая задача: как установить стандартный кузов?

Хотя многие бигфуты и выглядят как пикапы, на самом деле это всего лишь искусная имитация. Поскольку основным несущим элементом является пространственная рама, то нет необходимости в металлическом кузове. Наиболее распространены пластиковые кузова.

Двигатель обычно располагают посередине рамы, что способствует не только устойчивости, но и быстрому старту. Мотор представляет собой V8 объемом под десять литров. Применяются как карбюраторные, так и инжекторные двигатели. На соревнованиях в качестве топлива используется исключительно метанол. Несмотря на ускоренное разрушение двигателя, с таким топливом мощность доходит до полутора тысяч лошадиных сил, что позволяет пятитонному "монстру" разгоняться до 100 км/ч. Особенно поражает в этом случае расход топлива – в районе 10 л/100 метров!

Для запуска двигателя используется внешний стартер, как на "Формуле-1". Это сделано не для уменьшения веса, а для большей безопасности. При этом на каждой машине есть три выключателя электричества: один в кабине пилота, один в задней части автомобиля и один в передней. Такое расположение позволяет в случае аварии обесточить автомобиль (ведь метанол очень взрывоопасен), не только пилоту, который может потерять сознание, но и техникам безопасности. На бигфутах применяют и автоматическую и механическую трансмиссию, но зачастую предпочтение отдается первой. Коробки передач имеют по две, максимум по три передачи, чего, впрочем, более чем достаточно. Для установки на бигфуты они в значительной степени дорабатываются, нужны специальные дифференциалы, чтобы переварить ту мощность и крутящий момент, продуцируемые двигателем. На машинах с "механикой" используется центробежное сцепление, которое при повышении оборотов замыкается и позволяет машине тронуться с места.

Подобная конструкция применяется в большинстве скутеров. Бигфуты являются полноприводными автомобилями. Карданные валы идут от центральной части рамы, где установлена раздаточная коробка, к мостам. На тех же карданных валах расположены тормозные диски.

Для управления машиной используется гидравлическая система со всеми управляемыми колесами. Обычно такие системы применяются когда необходимо обеспечить устойчивость машины на больших скоростях либо максимально уменьшить диаметр разворота. Конечно же,  для бигфутов актуально второе. Руль управляет лишь давлением в рампе, которое в свою очередь заставляет перемещаться в нужную сторону управляющие рейки и поворачивать колеса. Непосредственно рулем поворачиваются только передние колеса, задние же – при помощи специального тумблера, размещенного в кабине. Причина проста: поворот задних колес не всегда желателен, и не вовремя сработавшая система может привести к аварии.

А теперь самое главное – колеса, точнее, их размер. Любители используют колеса от грузовиков или сельхозтехники, а вот профессионалы покупают специальные покрышки. Стоимость комплекта колес в таких случаях доходит до 8000 у. е. По действующим правилам соревнований допускается использование двух видов шин: 66х43х25 и 66х44х25 дюймов. В данном случае первое число – это внешний диаметр шины (около 1,7 метра), второе – ширина покрышки (1,10 и 1,12 метра соответственно) и последнее – посадочный диаметр (63,5 см).

Как уже упоминалось выше, на бигфутах можно устраивать крайне зрелищные мероприятия. Самое старое и традиционное из них – давить старые автомобили. Сейчас же более популярны гонки на скорость. Основа соревнований – гонка на время по местности, усеянной грудами мусора, старыми машинами, болотистым грунтом и прочими признаками непроходимости. Правила просты: необходимо преодолеть дистанцию первым. Но больше всего захватывает дух, когда неуклюжие вседорожники с непропорционально большими колесами взлетают ввысь с трамплина. Потрясающим по смелости рекордом до сих пор считается полет бигфута на расстояние свыше 60-ти метров! Как и любые соревнования, гонки бигфутов привели к развитию техники и технологий. Каждый участник стремился сделать более легкий и более мощный грузовик. Но соревноваться между собой должны более-менее одинаковые машины. За этим ревностно следит специальная организация – Monster Truck Racing Association (MTRA). MTRA является основным органом управления всей гоночной жизнию бигфутов как в США, так и в Европе.

С самого начала повелось, что все бигфуты имеют собственные имена, и такой пункт имеется в требованиях: на бортах должно присутствовать имя грузовика. Общая масса, включая водителя, а также топливо и прочие вспомогательные жидкости должна быть не менее 4883 килограммов. MTRA предъявляет требования даже к автомобилям, которые предназначены для раздавливания: где, как и какие машины  могут использоваться для разрушения. Зачастую машины для таких мероприятий берутся с близлежащей свалки, но не каждая из них  может быть допущена. MTRA требует, чтобы автомобиль не имел повреждений крыши, капота и багажника. Перед соревнованиями с машин обязательно снимаются аккумуляторы и топливные баки, а также стекла.

При этом предпочтение отдается большим автомобилям, которые в США именуются full-size ("полноразмерные") – компактные и малолитражки не допускаются. Помимо требований к техническим средствам, Ассоциация ведает и гонщиками. Стать водителем бигфута можно имея права водителя грузовика, соответствующую подготовку и лицензию, отменное здоровье (нагрузки сумасшедшие) и желание. К разочарованию многих, удел бигфутов – площадки для соревнований, по дорогам общего пользования на monster truck можно передвигаться только в сопровождении полиции.

Несмотря на строгие правила и совсем недешевое увлечение – как правило, дешевле 50 000 у. е. бигфутов не бывает – количество почитателей Monster Truck'ов постоянно растет. По самым скромным подсчетам в США за год проходит около 300 соревнований. А вот в Европе к культуре бигфутов пока не приобщились. Свидетельством тому провал задуманного с большим размахом европейского турне американских монстр-траков в середине августа прошлого года.  После первого же шоу, которое, кстати, проходило в Великобритании,  тур был неожиданно прерван. Такое решение организаторы вынуждены были принять из-за низкой посещаемости. Пресса объяснила этот факт непомерно высокой ценой на входные билеты.

Если европейцы не приобщились к Monster Truck, то об Украине в этом плане и говорить не приходится. Правда, некоторым уже доводилось на улицах Киева видеть автомобили, которые с большой натяжкой можно назвать бигфутами.