Миллионы в гараже

Джей Лено, известный  комик, киноактер и ведущий ежедневной телепрограммы The Tonight Show
Джей Лено, известный  комик, киноактер и ведущий ежедневной телепрограммы The Tonight Show
Джей Лено, известный комик, киноактер и ведущий ежедневной телепрограммы The Tonight Show
Гараж Джей Лено
Гараж Джей Лено
Duesenberg Model SJ (1931)
Duesenberg Model SJ (1931)
Bentley W.O.
Bentley W.O.
Jaguar XK120 Coupe (1954)
Jaguar XK120 Coupe (1954)
Bugatti 37A (1926)
Bugatti 37A (1926)
Buick Roadmaster (1955)
Buick Roadmaster (1955)
Hudson Hornet (1951)
Hudson Hornet (1951)
Chevrolet Nomad (1956)
Chevrolet Nomad (1956)
Chrysler Imperial (1956)
Chrysler Imperial (1956)

Известный американский актер, телеведущий Джей Лено является одним из самых фанатичных автоколлекционеров. В его гараже хранится 107 уникальных автомобилей, моторов и мотоциклов. Стоимость некоторых экземпляров коллекции Джей Лено превышает 1 млн долларов.

Джей Лено – популярный комик, киноактер и ведущий ежедневной телепрограммы The Tonight Show, которую смотрят миллионы американцев. Он родился в пригороде Бостона в семье представителей среднего класса. Его отец – итальянец по происхождению – был страховым агентом; мать, Екатерина, была домохозяйкой и родилась в Шотландии.

Коренной перелом в жизни Лено произошел после того, как Джонни Карсон передал ему место ведущего в Tonight Show. Формат этой передачи растиражирован по всему миру, что позволяет зарабатывать Джею Лено до 20 млн долларов в год. Не удивительно, что он считает себя счастливым человеком, который получает удовольствие и от работы, и от семьи, и от своего хобби. Кстати, коллекция американского комика столь велика, что на одном и том же экспонате Джею удается прокатиться только трижды в год.

"Я бы жил здесь, если бы мог", – говорит Джей во время прогулки по одному из трех своих гаражей в Лос-Анджелесе. С присущим комику сарказмом хозяин называет свой гараж Big Dog Garage – своеобразная американская идиома, которую можно перевести как "здоровенная конура". Но как не называй это хранилище, каждый его экспонат уникален. Слева – McLaren F1, справа – Lamborghini Miura и Lamborghini Countach. Чуть дальше – старинный Bugatti, 8-литровый , E-Type, два Jaguar XK120. И, наконец, мечта любого коллекционера – шесть шикарных автомобилей Duesenberg, каждый из которых в свои годы считался вершиной совершенства.

Duesenberg

Duesenberg Model X (1927) (в мире сохранилось только четыре экземпляра) Джей нашел в калифорнийском гараже. На такой машине путешествовали знаменитости вроде Кларка Гэйбла и Гари Купера. Тем более что было выпущено всего 13 таких машин.

Сегодня только Джей Лено ездит по улицам Лос-Анджелеса в этом редкой красоты автомобиле. Причем его экземпляр имеет оригинальный фабричный интерьер и даже оригинальную документацию.

Duesenberg Chassis (1929) считался одним из самых роскошных американских автомобилей. Кузов по желанию заказчика создавался лучшими кузовными ателье по обе стороны Атлантики. Кстати, богатые клиенты могли и сами разрабатывать дизайн кузова для своих Chassis.

После того как в 1926 г. Duesenberg Company была выкуплена компанией Cord, новые владельцы решили любой ценой удержать Фреда Дюзенберга, который разрабатывал шасси и моторы мирового уровня. Разработанный им Chassis был представлен публике на Нью-Йоркском автосалоне в 1928 году.

Джей Лено вернул к жизни Duesenberg Chassis, пылившийся в одном из провинциальных музеев. Машина оснащена 6,9-литровым 265-сильным двигателем с 4 клапанами на цилиндр. До 100 км/ч этот автомобиль разгоняется за 8 с. Но только по прямой – длинная колесная база требует притормаживания на входе в вираж. Duesenberg Chassis оснащен приборной панелью, на которой имеются даже альтиметр и прибор, показывающий давление жидкости в гидравлической тормозной системе.

Duesenberg Model J был представлен вместе с Chassis. Эта модель надолго установила мировые стандарты качества и роскоши, и была названа самым прекрасным автомобилем конца 20-х г.

Мощность двигателя составляла 265 л. с., что позволяло автомобилю разогнаться до 193 км/ч. Все шасси были изготовлены в 1929 г., а кузова для них заказывались именитым ателье. Таким, как Le Baron, штат Коннектикут (США), которое придумало кузов barrelside – фаэтон с двойным капюшоном.

Duesenberg Le Baron Barrelside (1930) комик-коллекционер увидел случайно, когда покупал очередной антикварный мотоцикл. Автомобиль доживал свой век в фермерском сарае. О первом владельце "двойного капюшона" Уильяме Аштоне известно только то, что его семья была не слишком-то рада приобретению автомобиля за 18 тыс. долларов. Поэтому в 1957 г. Аштон продал свой Le Baron Barrelside всего за 1500 долларов тому самому фермеру, а Джей Лено стал в 1988 г. третьим владельцем. На момент покупки автомобиль был на ходу, а его пробег составлял приблизительно 68 тыс. км. Но Джей решил восстановить фаэтон и обратился к Рэнди Эмму, признанному эксперту по автомобилям Duesenberg. Все деревянные части машины, включая широкие подножки, были вновь отполированы, кожа заменена, а кузов перекрашен в два тона синего цвета точно так же, как в 30-м. Восстановление Le Baron Barrelside заняло так много времени, что на известном конкурсе Pebble Beach Concours d'Elegance автомобиль показали только в 1992 году и он сразу же занял первое место.

Кузова для Duesenberg Model J делали разные ателье. Наряду с Le Baron это была легендарная фирма Murphy Coach Builders из Пасадены (США), придумавшая седан с отдельным водительским отсеком. Такие автомобили получили название Duesenberg J Murphy Beverly. И располагали владельца к отдыху в пути, в то время как руль автомобиля крутил персональный шофер.
Несмотря на астрономическую цену Duesenberg J был очень популярен среди королей, голливудских звезд, магнатов и гангстеров. Шасси с мотором стоили 9500 долларов, а законченная машина – от 13500 до 25000 долларов. Для сравнения: средняя зарплата американского доктора тогда составляла 3000 долларов в год; новенький Ford Model T стоил 450 долларов. Но в 1929 г. в США разразилась Великая депрессия и большая часть роскошных "джеев" томилась в шоу-румах до начала следующего десятилетия. Поэтому на этих машинах указана не дата изготовления (как принято в США), а дата продажи.

Duesenberg J Murphy Beverly (1931) Джей Лено нашел в ужасном состоянии. Но этот автомобиль, как оказалось, имел уникальную судьбу. Его первой владелицей была Эвелин Волш Маклин – дочь ирландского шахтера, иммигрировавшего в Америку и сколотившего огромное состояние на Калифорнийской золотой лихорадке. Эксцентричная наследница золотых приисков была также последним частным владельцем бриллианта Hope Diamond. Она и ее Duesenberg стали в 1934 г. еще более известными после громкого дела о похищении ребенка и суда над похитителем. Эвелин заложила Hope Diamond и предложила похитителям выкуп в размере 100 тыс. долларов.

Duesenberg Эвелин Маклин был одним из семи седанов, созданных для того, чтобы ездить с шофером. Экстерьер этого экстравагантного экземпляра со спецификациями, придуманными самой Эвелин, разработал Гордон Бюэриг – главный дизайнер Duesenberg. Причем до того, как автомобиль попал в ателье Murphy, что можно считать уникальным случаем.  

Джею Лено пришлось очень многое восстанавливать в Murphy Beverly. Шикарный интерьер был воссоздан заново. Причем в процессе реставрации была использована оригинальная обивочная шерстяная ткань и красное дерево, обработанное по технологиям того времени. Отреставрировали и механику. По словам Рэнди Эмма, самым трудным было восстановление деревянной основы автомобиля.

Duesenberg Model SJ (1932) считается большой редкостью. Буква S означает supercharged – версия с механическим нагнетателем. Джей Лено смог заполучить в свой гараж SJ с фабричным шасси и кузовом от Murphy. Мотор SJ выдает 325 л. с., что позволяет развивать скорость до 209 км/ч. Причем в этом автомобиле все продумано настолько тщательно, что по эффективности использования топлива он может конкурировать с современными машинами подобного класса.

Duesenberg Aerodynamic Walker (1934) Coupe – самый уникальный Duesenberg в коллекции Лено. Его даже прозвали самым диким и самым экстравагантным дорожным автомобилем 30-х г. Он же стал и самым дорогим. В 1934 году за те же деньги можно было купить 80 автомобилей Ford или шесть односемейных домов.
Проектировщик Херб Ньюпорт при создании этой модели сделал основной упор на аэродинамику. Крыша полностью кожаная, фары как бы высовываются из кузова, который изгибается от радиаторной решетки до заднего бампера. Даже кормовые огни сделаны так, чтобы через них свободно проходил воздух. Кузовщик Уолкер, воплощая в жизнь идеи Ньюпорта, сделал салон звуконепроницаемым. В салоне можно было спокойно беседовать, двигаясь со скоростью 112 км/ч. Для 1934 г. это довольно быстро, ведь ограничение скорости в то время составляло 72 км/ч. При необходимости Walker мог разгоняться до 193 км/ч.

Данный экземпляр имеет захватывающую историю. Его создали специально для фармацевтического магната Джози Лили, инициалы которого до сих пор украшают кнопку переключения передач. Лили продержал у себя эту машину в течение года, а потом сдал его в компанию Hilton Motors, Нью-Йорк. Вторым владельцем стал политик, купивший обтекаемое купе для своей любовницы, и совершавший на нем путешествия по Канаде и Европе. Когда машина вернулась в Нью-Йорк, ее купил владелец бензоколонки Отто Стой, и использовал некогда шикарный Walker как… аварийный тягач. В период столь нещадной эксплуатации купе настолько износилось, что парень, предложивший его Джею Лено, запросил за машину всего 400 у. е.

Экспертам потребовалось больше года, чтобы восстановить двухместный экипаж, включая двигатель и кожаную крышу. Труднее всего было воссоздать радиаторную решетку, каждая из 51 частей которой была изготовлена вручную. Лено утверждает, что это самая дорогая деталь из всех, которые приходилось реставрировать на автомобилях его коллекции.
Всего в коллекции Джея Лено шесть "Дюзенбергов", каждый из которых достоин отдельной статьи. По словам актера "салоны автомобилей Duesenberg настолько роскошны, что их можно сравнить с номером Hotel de Paris в Монако. Приборные панели – шедевры арт-деко. Нередко на них был даже альтиметр, хотя в 20-х годах указатель высоты над уровнем моря ставили только на самолеты. Все автомобили Duesenberg были построены в конце 20-х, но тогда был пик депрессии, поэтому компании пришлось ждать почти 10 лет, чтобы выгодно продать свою продукцию", объясняет Лено. Кстати, этот мультимиллионер обычно носит джинсовую рубашку и джинсы. Исключение делается только тогда, когда он садится за руль одного из своих Bentley.

Британская секция

Bentley 8-Litre Sedan (1931) Джей Лено спас, привезя его из высокогорных районов Чили. Там парадный автомобиль английского посла использовался местными жителями в качестве… курятника. Потребовалось много времени и сил, чтобы привезти машину в Big Dog Garage. Еще больших усилий потребовала его реставрация. Зато теперь автомобиль выглядит так, как будто только что покинул заводские ворота.

Bentley 8-Litre Sedan был создан для того, чтобы конкурировать с Rolls-Royce Phantom. Седан представили публике в 1930 г. на Лондонском автосалоне, где его назвали одним из лучших автомобилей мира. Кстати, эта модель стала последней разработкой основателя Bentley – Уолтера Оуэна Бэнтли.
На 8-Litre Sedan была установлена механическая 4-ступенчатая коробка передач и 6-цилиндровый 24-клапанный двигатель со сдвоенным карбюратором, развивший мощность 220 "лошадей". Седан мог разгоняться до 163 км/ч, в то время как предельная скорость Rolls-Royce составляла 145 км/ч. 3,96-метровая колесная база сделала Bentley 8-Litre Sedan самым большим пассажирским транспортным средством, когда-либо произведенным в Великобритании. Хотя автомобиль пользовался успехом у магнатов и аристократов, Великая депрессия заметно уменьшила его продажи. Всего было выпущено около 100 подобных "монстров".

Кроме 8-литрового седана в коллекции Джея Лено есть еще две машины прославленной британской марки: Bentley W.O. (1931), в производстве которой англичане впервые стали использовать высокие технологии (например, 4 клапана на цилиндр и двойные свечи зажигания), а также Bentley Twin Turbo (1924) и Bentley Speed Six. На первой алмазный наследник Вульф Барнато участвовал в гонке от Канн до Кале и победил! На Speed Six он одержал три победы в 24-часовой гонке в Ле-Мане.

В 1931 году Бэнтли и Барнато были вынуждены продать свой бизнес анонимной холдинговой компании. Несколько дней спустя стало известно, что за ней стоял их главный конкурент – Rolls-Royce.

У Джея Лено особое отношение к британским автомобилям, некоторые из которых стали его американской мечтой еще в юности. Поэтому в коллекции комика есть не только Bentley.

Jaguar 120 (1948) Лено определил для себя, как самый лучший автомобиль еще в те времена, когда катался на велосипеде. Эта любовь сохранилась в течение многих лет, и однажды он купил себе британское авто с громко ревущим 3,8-литровым двигателем. Jaguar 120 имеет внушительную даже для наших дней максимальную скорость – 193 км/ч. В 1948 г. он был признан в мире самым быстрым серийным автомобилем. И даже спустя 60 лет он остается одним из лучших дорожных автомобилей.

Jaguar XK 120M (1954) тоже был мечтой юного Джея. Поэтому сразу после покупки и реставрации было решено использовать это 2-местное купе для ежедневных поездок. Кстати, версия с буквой М отличалась от ХК120 более мощным двигателем, спортивной подвеской, спаренной выхлопной трубой и улучшенным интерьером.

Наследие Республики

Этторе Бугатти стал первым проектировать гоночный автомобиль как одно целое. Все остальные производители отдельно разрабатывали шасси, кузов и двигатель. Всего при жизни Этторе Бугатти было выпущено примерно 7900 автомобилей, из которых около 2 тыс. дожили до наших дней.

Самым титулованным гоночным болидом до сегодня остается Bugatti Type 35 с 8-цилиндровым двигателем. Впервые он был представлен в 1924 г. Джею Лено очень хотелось бы добавить эту модель к своей коллекции, но сегодня найти такое авто очень трудно, ведь их было выпущено всего 96 штук. Но энергичный янки нашел достойную замену.

Bugatti Type 37A (1926) – это гражданская версия 35-й модели, сохранившая гоночную трансмиссию и шасси. Ее отличительной чертой можно назвать необычный радиатор в форме подковы.

Автомобиль оснащен компрессором Roots supercharged, который позволил 4-цилиндровому 1,5-литровому мотору развить мощность 90 л. с. и разогнать Type 37A до 196 км/ч. Для сравнения: выпускавшийся в те же годы Ford Model T имел мотор вдвое большего объема и максимальную скорость 67,6 км/ч.
Третий из четырех детей Этторе, Джанберто Мария Карло Бугатти или попросту Жан, провел детство, упиваясь гоночными победами отца. Этторе запретил сыну участвовать в гонках, но не смог помешать ему проектировать спортивные автомобили. В октябре 1935 г. на Парижском мотошоу дебютировало созданное Жаном 2-местное купе Type 57 Competition Aerolithe, признанное лучшим автомобилем шоу.

Аэродинамические "слезинки" автомобиля оказались сенсационной дизайнерской находкой. Тем более что для их изготовления использовался сплав "электрон", включающий в себя магний и алюминий. Материал сильный и легкий, но огнеопасный и нетехнологичный – соединение изготовленных из электрона деталей методом сварки было невозможно. Только клепка! Но Жан Бугатти нашел элегантный выход – он вывел все клепаные швы кузова наружу, создав так называемый "спинной хребет".

Когда автомобиль пошел в серию (1936), Жан изменил название прототипа на Atlantic в память о друге, погибшем при попытке пересечь по воздуху Атлантический океан. Было также решено заменить "электрон" на алюминий, и использовать деревянную раму. Но "спинной хребет" как отличительную черту кузова оставили. С 8-цилиндровым 3,2-литровым двигателем Atlantic развивал скорость более 193 км/ч и стал самым быстрым серийным автомобилем тех дней. Всего было построено четыре машины, включая опытный образец, который больше не существует.

Bugatti Type 57 SC Atlantic (1937), принадлежащий Джею Лено, скорее является точной копией легендарного "атлантика", построенной на подлинном шасси 1937 года выпуска. Кроме того, на машине установлен современный топливный электронасос и радиатор. Поскольку с исторической точки зрения 2-местное купе не представляет огромной ценности, Джей Лено использует это авто для повседневных поездок.

Bugatti Type 38A (1926) – еще один родстер легендарной французской компании в коллекции Лено. Он имеет шасси №38435 и известен тем, что стал первым автомобилем, получившим компрессор.

Судьба этого экземпляра уникальна. Поначалу этой машиной владел Чарльз Говард, известный пропагандист автомобилей и самый успешный продавец автомобилей марки Buick. Свой Type 38A Говард сразу отправил на доработку в ателье Murphy, и этот родстер стал единственным Bugatti с американским кузовом.

Список следующих владельцев достаточно обширен. Одним из них был гонщик Фил Хилл, который поставил на Type 38A двигатель и колеса от гоночного Type 35. Потом автомобиль долгое время хранился в гараже с земляным полом, поэтому в 1956 г. очередному хозяину Бобу Кунтцу пришлось восстанавливать машину. К сожалению, не все детали были заменены оригинальными, и к тому времени, когда Лено обнаружил этот автомобиль, его нужно было реставрировать почти с нуля. Джей решил вернуть Bugatti первозданный вид, но обнаружил, что оригинальный компрессор был разрушен. Запрос с поиском нового оригинального компрессора разослали по всему миру. Оказалось, что искать надо было рядом. Лено нашел калифорнийца, который более 40 лет хранил подобный агрегат и теперь заломил за него несусветную цену. Пришлось заплатить, зато теперь в Big Dog Garage хранится отреставрированный (установлен новый компрессор) почти оригинальный родстер Bugatti Type 38A (1926).

Американская классика

До того как стать популярным актером, Джей перепробовал множество профессий. Поработал он и водителем. Ночью Лено выступал на сцене, а днем развозил товар по пригородам Нью-Йорка. Такой ритм жизни едва не стоил ему карьеры, но любовь к автомобилям не убил.

Buick Roadmaster (1955) стал первой машиной Джея Лено. Он был куплен за 350 долларов в 1972 году и использовался для поездок по городу, как дом на колесах, и как место романтических встреч с возлюбленной Мэвис, которая вскоре стала его женой. На этой же машине Лено приехал на свое первое The Tonight Show (1977).

Когда к артисту пришел успех, о Buick'е на время забыли. Но сейчас он не только реставрируется, но и тюнингуется. Восстановив оригинальный кузов, механики установили переднюю подвеску от Corvette C4, а заднюю – от Corvette C5. Под капотом разместили "корветовский" мотор мощностью 630 л. с. В салоне сменили обивку, установили кондиционер, а современную стереосистему скрыли под выдвинутой вперед приборной панелью.

Buick Roadmaster (1957) Джей Лено купил в 1992 г., но решил сохранить его в оригинальном виде. В 1957 г. на машину установили новый V8 двигатель мощностью 300 л. с. и объемом 5,0 л. Этот автомобиль выглядит хуже соседей по коллекции, но за те годы, что он живет в гараже Джея, в нем меняли только эксплуатационные жидкости и заливали в бак бензин.

В классическом разделе автомобильной коллекции Джея Лено есть также "король дороги" 50-х годов "Гудзонский Шершень".

Hudson Hornet (1951) долгое время был объектом охоты Джея. Однажды ему позвонила 93-летняя жительница Калифорнии, сохранившая в своем гараже 4-дверный Hudson Hornet 1951 года выпуска. Когда-то ее муж купил этот автомобиль для того, чтобы перевезти семью из Нью-Джерси в Калифорнию. За эти годы машина пробежала более чем 480 тыс. км и на "Шершне" износилось и стерлось все, кроме хромировки бамперов и ручек. Тем не менее машину восстановили, и сейчас она украшает американский раздел гаража.

Dodge Coronet Suburban (1954) со 150-сильным двигателем был куплен супругами Лено для поездок вокруг Лос-Анджелеса. Поскольку первый владелец использовал Suburban чтобы буксировать лодки, на момент переезда в гараж Лено был в довольно приличном состоянии.

В 1954 г. базовую версию этого огромного универсала (американцы называют такие машины Station Wagon) можно было купить за 2492 у. е. Даже сегодня автомобиль, в который неожиданно влюбился Джей, может спокойно ехать со скоростью 130 км/ч.

Chevrolet Nomad (1956) – это воплощенный в металле "приколизм" нашего героя. Когда-то эта машина принадлежала Дэйву Киллакею – владельцу компании, которая помогает главному менеджеру гаража содержать в порядке автомобильную коллекцию. Chevrolet Nomad нуждался в серьезной реставрации. Не долго думая, известный шутник Джей Лено позвонил на популярное в США шоу Overhaulin, после чего команда механиков украла Nomad Киллакея, а неделю спустя вернула ему преображенный автомобиль. Легендарный дизайнер Чип Фоуз и его команда отреставрировали кузов, добавили современную стереосистему и двигатель мощностью 650 л. с. Покатавшись на этом суперкаре, Дэйв отдал его в Big Dog Garage.

Imperial (1956) имеет поучительную историю. Его владелицей была старая леди из Пасадены. Когда Джей Лено заинтересовался машиной, она отказалась ее продавать, оставив древний Chrysler любимому внуку. Когда же внук приладил спереди газонокосилку и пытался с помощью "империала" стричь газоны, бабуля потребовала подарок назад и продала его Лено как человеку, который сумеет позаботиться о ее любимой машине. Джей утверждает, что автомобиль нуждался в минимальном обслуживании, достаточно было только вовремя менять жидкости. По его словам, "этот Imperial с пуленепробиваемым двигателем Hemi V8 будет жить вечно".

Chrysler Imperial Crown Coupe (1967) появился у Лено случайно. Однажды 90-летний голливудский продюсер, у которого заканчивалась водительская лицензия, счел Big Dog Garage Джея лучшим домом для своего купе. Несмотря на пробег в 232 тыс. км Crown Coupe был в отличном состоянии и сохранился в первозданном виде. Каждые полгода машина обслуживалась прямо на Chrysler, и компания постоянно держала двойной комплект запчастей для продюсерского автомобиля. Увидев этот "империал" Лено впервые столкнулся со старой школой американской автомобильной роскоши и с удовольствием забрал необычный Chrysler в Big Dog Garage.

***
В автомобильных кругах Джей Лено известен как коллекционер и реставратор. Большая часть его коллекции – это старинные автомобили и мотоциклы периода 1900–1960 г. прошлого века. Все свободное время Джей работает над пополнением и содержанием своего огромного гаража площадью 1579 кв. м. Четверть площади отведена под механический цех, который не только ремонтирует автомобили, но и по возможности, изготавливает нужные части. В гараже есть кухня, в которой Лено (он еще и гурман!) хвастается перед посетителями своими кулинарными навыками.

Формат The Tonight Show не позволяет ведущему самостоятельно выбирать гостей для своей программы. Оно и верно! Как шутят телевизионные продюсеры, если бы у Джея была такая возможность, комическое шоу превратилось бы в автомобильное.