Mercedes-Benz SL: роскошный и спортивный
В Mercedes-Benz при проектировании своих флагманских моделей всегда на первое место ставили удобство и роскошь. Поэтому неудивительно, что даже спортивные автомобили с трехлучевой звездой не были спартанскими, а оставались комфортабельными и богато оснащенными. Пример тому – семейство кабриолетов SL, начало которому положили полвека назад.
Собственно, аббревиатура SL использовалась в Mercedes-Benz с 50-х годов. Расшифровывалась она как Sport und Leicht («Спортивный и легкий» в переводе с немецкого) и применялась сразу к двум моделям – эксклюзивному 300 SL и более доступному 190 SL. В Штутгарте решили подготовить замену обоим этим автомобилям. То есть новичок с индексом W 113 должен был стать быстрым, но в то же время не слишком дорогим. Двигатель и шасси разрабатывала команда инженеров во главе с автором 300 SL Рудольфом Уленхаутом, а над дизайном работал молодой французский стилист Поль Брак.
Результат их труда увидел мир на Женевском автосалоне 1963 года. Стремительный двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230 SL длиной всего 4,2 м привлек всеобщее внимание. Интересно, что помимо тканевой крыши ему предлагали жесткий металлический верх. Его крыша своими изгибами напоминала китайские пагоды, поэтому автомобиль сразу получил прозвище Pagoda.
Были в конструкции и интересные детали вроде независимой подвески всех колес или передних дисковых тормозов. Также разработали зоны деформации кузова, призванные увести энергию удара от пассажирского отсека. Рядная 2,3-литровая «шестерка» с впрыском топлива развивала 150 л. с. и позволяла достигать 200 км/ч как с 5-ступенчатой механической, так и с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией. Конечно, салон декорировали кожей, а среди опций были усилитель руля и кондиционер.
Автомобиль сразу стал пользоваться популярностью и неплохо проявил себя в гонках – победил в ралли-марафоне «Спа-София-Льеж». В конце 1966 года подготовили версию 250 SL: мощность нового 2,5-литрового мотора осталась прежней, а вот максимальный крутящий момент вырос с 196 до 216 Н·м. Год спустя представили 170-сильный Mercedes-Benz 280 SL, способный разогнаться до 100 км/ч за 8,8 с. Семейство W 113 выпускали до 1971 года и за это время собрали почти 49 тыс. кабриолетов. Среди знаменитых владельцев модели – пилоты «Формулы-1» Стирлинг Мосс и Дэвид Култхард, актеры Софи Лорен и Джон Траволта, лидер The Beatles Джон Леннон. А в 1997 году кабриолет стал героем культового кинофильма «Достучаться до небес».
На смену Pagoda пришла новая модель R 107, которую предлагали не только с кузовом кабриолет (SL), но и как купе (SLC). Дизайн стал солиднее, а отделка салона – богаче. Хотя автомобиль построили на укороченной платформе седана E-Class (W 114), двигатели позаимствовали у модели S-Class. Поэтому наряду со знакомой 2,8-литровой «шестеркой» появились и V8 объемом 3,5 л (200 л. с.) и 4,5 л (225 л. с.).
Максимальная скорость самого мощного варианта достигла 217 км/ч, но поскольку автомобиль стал крупнее и тяжелее на 200 кг, динамика разгона осталась на уровне предшественника (по этой причине в Штутгарте закрыли раллийную программу для SL). Задние тормоза стали дисковыми, а передние – вентилируемыми. В 1980 году, после окончания топливного кризиса, появилась версия с «восьмеркой» объемом 5,0 (240 л. с.), способная разогнаться до 100 км/ч за 7,6 с и развить 225 км/ч. Кроме того, для Mercedes-Benz за доплату предложили антиблокировочную систему тормозов ABS. Через год купе сняли с производства в виду низкого спроса, а вот кабриолет выпускали вплоть до 1989 года. Всего за 18 лет было изготовлено свыше 300 тыс. SL и SLC различных модификаций.
Третье поколение Mercedes-Benz SL (обозначение R 129) получило целый пакет новых технологий – подушки безопасности, систему стабилизации, адаптивные амортизаторы, электропривод и подогрев сидений, климат-контроль, CD-чейнджер. Поскольку купе стало отдельной моделью, SL снова стал доступен исключительно как кабриолет. Впрочем, как и ранее, был сохранен опционный жесткий верх. Под строгим угловатым кузовом пряталась платформа нового E-Class (W 124). Помимо начальной 3,0-литровой 190-сильной «шестерки» предлагали 5,0-литровый V8 мощностью 322 л. с. и даже 6,0-литровый 394-сильный V12. Вскоре палитру моторов существенно расширили: включили как экономичные V6 объемом 2,8 и 3,2 л, так и скоростные версии от AMG. Флагманский SL73 AMG с 7,3-литровым 525-сильным V12, разгонявшийся до 100 км/ч за 4,7 с.
Mercedes-Benz SL 2001 года (R 230) объединил в себе черты купе и кабриолета, ведь обрел складывающуюся с помощью электропривода металлическую крышу. Дизайн стал элегантнее и изящнее. Базовый SL 350 оснастили 3,5-литровым 245-сильным V6, а вот для самого дорогого SL 65 AMG подготовили 6,0-литровый V12 с двойным турбонаддувом, развивавший 612 л. с.
Впервые для SL предложили DVD-плеер, ТВ-тюнер, активную пневмоподвеску и 7-ступенчатую автоматическую трансмиссию. Особняком стояла ограниченная версия SL 65 AMG Black Series: доступная со специальным кузовом купе и V12 мощностью 670 л. с., позволяющим разогнаться до 320 км/ч.
С 2012 года в производстве находится новый Mercedes-Benz SL (R 231). Он не только мощнее предшественника, но также легче и экономичнее. Как и знаменитый Pagoda, он остается быстрым, но в то же время комфортабельным и богато укомплектованным автомобилем.