Mercedes-Benz SLS AMG: дань классике
На протяжении многих лет спортивное подразделение Mercedes-Benz – AMG – занималось проектировкой самых мощных двигателей и горячих версий моделей немецкой компании. И вот специалисты AMG наконец-то представили свое первое самостоятельное творение. И какое: новый SLS по праву считается прямым наследником знаменитого Mercedes-Benz 300SL.
Его предок – один из самых красивых автомобилей прошлого столетия. В свое время он стал символом возрождения немецкой компании в 1950-х годах. Впервые в мире 300SL оснастили непосредственным впрыском топлива и поднимающимися вверх дверьми. Они, кстати, дали купе оригинальное название – Gullwing ("крыло чайки"). Обтекаемый Mercedes-Benz 300SL достигал рекордной скорости – 260 км/ч. Его приобретали богатые и знаменитые – актрисы Элизабет Тэйлор и Софи Лорен, король рок-н-ролла Элвис Пресли. Был такой автомобиль и у Никиты Хрущева.
А еще 300SL сыскал славу на гоночных трассах – принес Mercedes-Benz первую победу в 24-часовой гонке в Ле-Мане.
Естественно, создать современную интерпретацию культовой модели очень сложно, так что перед AMG стояла весьма непростая задача. Разработка новинки длилась несколько лет, и на протяжении этого времени автомобиль в закамуфлированном виде появлялся то в заполярье, то в жаркой Калифорнии, то на автодроме Нюрбургринг. А премьера SLS AMG состоялась на автошоу во Франкфурте. Автомобиль пришел на смену модели SLR McLaren.
При первом же взгляде на купе становится понятно, что с поставленным заданием в AMG справились. Схожесть со знаменитым прототипом налицо. SLS широкий и очень низкий, у него длинный (почти два метра) капот, а салон сдвинут максимально назад. Свесы кузова минимальные, а по углам размещены колеса диаметром 19 дюймов спереди и 20 дюймов – сзади. Mercedes-Benz 300SL впервые представил черту, закрепившуюся на большинстве последующих моделей марки – большую фальшрадиаторную решетку с трехлучевой звездой по центру. Конечно же, не обошлось без нее и в SLS AMG. По ее бокам расположили сразу шесть воздухозаборников. В продолговатых фарах размещена биксеноновая оптика, светодиодные указатели поворотов и лампы дневного света. Передние крылья украшены небольшими "жабрами".
В узких фонарях также установлены светодиоды. Нижнюю часть бампера венчают прямоугольные наконечники выхлопных труб и диффузор. А в крышке багажника расположен спойлер, выдвигающийся на скоростях свыше 120 км/ч. При замедлении он служит еще и аэротормозом. Интересно, что впервые эту технологию применили в 1955 году именно на гоночной версии 300SL (подробнее об этом можно прочитать в журнале "Тест-Драйв" № 4 за 2010 год).
Отдельного упоминания заслуживают двери типа "крыло чайки". Если в 300SL их установка была продиктована слишком высокими порогами кузова, то теперь это скорее стилистическая черта. Ручки дверей утоплены и выдвигаются при нажатии кнопки на пульте дистанционного управления центральным замком. Первоначально двери планировали оснастить электроприводом, но это бы прибавило лишние килограммы, поэтому от идеи отказались.
С весом в AMG начали борьбу. Купе – первый Mercedes-Benz с кузовом и пространственной рамой из алюминиевого сплава. Масса SLS AMG – 1695 кг, то есть на 150 кг меньше чем у SLR McLaren – автомобиля примерно таких же размеров.
Учитывая высоту посадки (всего 369 мм над землей), конструкция дверей все же облегчает доступ внутрь. Салон очень напоминает кокпит гоночного автомобиля: водителя и пассажира разделяет высокий трансмиссионный тоннель. Круглые дефлекторы вентиляционной системы напоминают по форме сопла реактивных двигателей. Небольшое рулевое колесо обшито перфорированной кожей в районе хвата рук, а его обод снизу сделан плоским. Циферблаты спидометра и тахометра с хромированными ободками и белыми шкалами разделены экраном бортового компьютера и индикатором выбранного режима трансмиссии. В отделке преобладает кожа, а центральная консоль декорирована полированным алюминием. При желании металл можно заменить карбоном, в этом случае вставки из углеволокна также будут присутствовать в дверных панелях и на боковых зеркалах заднего вида. Сверху размещен цветной экран мультимедийной системы Comand.
Возле небольшого селектора трансмиссии находится целый набор кнопок. Тут есть клавиши запуска двигателя и отключения системы стабилизации.
Спортивные сиденья имеют легкий магниевый каркас. Они обеспечивают отличную боковую поддержку и являются комфортабельными, так как наполнены пеной. Как и рулевую колонку, их оснастили электроприводом с памятью трех вариантов настроек. А в качестве опции доступны спортивные кресла – цепкие, как тиски. Салон широкий, а потому в плечах ничуть не тесно. Над головой остается достаточный запас пространства, чтобы сесть за руль в гоночном шлеме.
Спортивный автомобиль также может быть практичным. В салоне предусмотрены 3,7-литровый перчаточный ящик и бокс в подлокотнике. А в дополнение к 176-литровому багажнику есть еще и ниша за сиденьями.
Система доступа без ключа, парктроник, электропакет, двухзонный климат-контроль, камера заднего вида, CD-чейнджер, датчик дождя, подогрев сидений, круиз-контроль, система контроля давления в шинах – все это значится в комплектации купе. А подушек безопасности сразу 8, причем две из них защищают колени водителя и пассажира. Потому опций не так уж и много – аудиосистема Bang&Olufsen с DVD-чейнджером, отделка салона эксклюзивной кожей и алькантарой, набор фирменных сумок, чтобы максимально эффективно использовать объем багажника.
V8 объемом 6,2 л знаком по другим моделям от AMG, но специально для SLS его серьезно доработали. У него новый впускной коллектор, доработанные распредвалы и выхлопная система. А коленчатый вал полностью выполнили из карбона, так что весит он всего 4 кг. Масса же всего мотора – 205 кг. При этом мощность возросла до 571 л. с. при 6800 об/мин, а максимальный крутящий момент – до 650 Н·м при 4750 об/мин. Новшеством стала 7-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями, впервые установленная на Mercedes-Benz.
При нажатии кнопки стартера "восьмерка" отзывается глубоким низким ревом. Стоит легко нажать педаль акселератора, как купе срывается с места. Пробуксовки нет, ведь помогает технология помощи при старте (Racestart). После 4500 об/мин звук мотора становится очень громким. Но это не предел: V8 легко раскручивается до 6800 об/мин. SLS AMG разгоняется до 100 км/ч за 3,8 с, а за 12 с он достигает 200 км/ч. А его предел – 317 км/ч, при которых срабатывает ограничитель скорости.
В трансмиссии предусмотрено четыре режима. Для активной езды следует перевести переключатель в положение Sport или Sport+ для автоматической смены передач или Manual, если хочется воспользоваться подрулевыми лепестками. В последнем случае переключения происходят менее чем за 100 мс. А понижение передачи сопровождается скачком оборотов двигателя.
Мотор расположен за передней осью, что способствует хорошему распределению веса. Купе демонстрирует отточенную управляемость. Его рулевое управление с гидроусилителем острое и информативное – автомобиль сразу реагирует на малейшее его движение. Лишь на больших скоростях в виражах ощущается легкая избыточная поворачиваемость. SLS AMG ведет себя как гоночный автомобиль, которого научили цивильным манерам.
Широкие покрышки размером 265/35 R19 спереди и 295/30 R20 обеспечивают отличное сцепление с дорогой. Автомобиль остается стабильным, но если хочется острых ощущений, то можно выбрать спортивный режим системы стабилизации ESP. В этом случае она вмешивается позже и позволяет легкий занос задней оси. ESP можно и полностью отключить, однако антипробуксовочная система ASR остается в силе и гарантирует безопасную управляемость. Крены кузова в поворотах практически отсутствуют. А на выходе из виража помогает спортивный самоблокирующийся дифференциал.
Даже базовые стальные тормозные диски обеспечивают отличное замедление. Но для ценителей есть приятная опция – карбоново-керамические тормоза диаметром 400 мм спереди и 360 мм сзади. Они не только снижают неподрессоренные массы на 40 %, но и существенно уменьшают тормозной путь. Со 100 км/ч он составляет менее 30 м.
Купе неплохо приспособлено и для повседневного использования. Режим Controlled Efficiency позволяет неспешно трогаться со второй передачи. А расход топлива в смешанном цикле вполне приемлемый – 13,2 л/100 км. Подвеска хоть и жесткая, но все же езда вполне комфортабельная, по меркам автомобиля такого класса.
В Европе Mercedes-Benz SLS AMG стоит 177 тыс. евро. Ежегодно планируют выпускать по 5000 таких купе. Уже известно, что в 2011 году увидит мир кабриолет, а в 2014 – более мощный и облегченный вариант Black Series. В его разработке несомненно примет участие Михаэль Шумахер. Мало того, в разработке находится еще и версия с электромотором, однако ее будущее еще не решено.