Mazda 2, Seat Ibiza и Toyota Yaris: компактный – не значит бюджетный

Воздухозаборник в бампере Mazda 2 напоминает улыбку
Воздухозаборник в бампере Mazda 2 напоминает улыбку
Воздухозаборник в бампере Mazda 2 напоминает улыбку
Фары Seat Ibiza напоминают кристаллы
Фары Seat Ibiza напоминают кристаллы
Решетка радиатора Toyota Yaris выполнена V-образной
Решетка радиатора Toyota Yaris выполнена V-образной

Хетчбэки В-класса с каждым годом становятся все популярнее. Особенно на них обращают внимание жители больших городов, где лучше всего проявляются преимущества компактных машин. Они маневренные, не занимают много места, да и их экономичность играет немаловажную роль. Но небольшой – не значит бюджетный, ведь многие подобные модели в последнее время стали довольно богато оснащены, учитывая их стоимость. Среди подобных автомобилей – и участники нашего сравнительного тест-драйва - 2, Seat Ibiza и Yaris.
   
Mazda 2 второго поколения известен с 2007 года, а в 2011 году хетчбэк прошел обновление. Он отличается выраженным клиновидным силуэтом с большим углом наклона лобового стекла и приподнятой задней частью. Узкая радиаторная решетка сочетается с широким воздухозаборником, напоминающим улыбку. Раскосые фары растянуты на выпуклые мускулистые крылья. Оконная линия отличается небольшим изгибом, а боковины немного профилированы. Сзади по краям кузова расположены узкие фонари, напоминающие лепестки растений.
   
Seat Ibiza совсем недавно претерпел модернизацию. В его дизайне преобладают рубленые линии, а салон хетчбэка немного сдвинут назад. На боковинах заметны оригинальные изогнутые линии, напоминающие лезвия сабли. Компактная трапециевидная решетка радиатора по бокам окружена четырехугольными фарами, похожими на кристаллы. В бампере заметен широкий воздухозаборник. Капот выполнен рельефным. Сзади слегка расширенные «плечи» крыльев подчеркнуты овальными фонарями. На верхней кромке пятой двери установлен небольшой спойлер.
   
Третье поколение Toyota Yaris дебютировало в 2011 году. Хетчбэк привлекает лаконичным граненым внешним видом. В стиле старших братьев Auris и Prius его радиаторная решетка выполнена V-образной. «Нос» увенчан логотипом марки, а передние фары – достаточно крупные. Бампер дополнен широким вентиляционным отверстием. Профиль автомобиля выделяется благодаря клиновидной оконной линии. В задней части можно заметить массивный бампер и оригинальные треугольные фонари, а на крыше установлен заостренный спойлер.
   
Seat немного крупнее своих соперников – 4061 мм в длину против 3920 мм у Mazda и 3885 мм у Toyota. А вот самая большая колесная база у Yaris – 2510 мм, тогда как у Mazda 2 – 2490 мм, а у Ibiza – 2469 мм. «Двойка» ощутимо легче соперников: она весит 990 кг, тогда как Toyota – 1055 кг, а Seat – 1115 кг.
   
Салон Mazda привлекает лаконичным стилем. Впрочем, черный пластик в отделке щедро разбавлен лакированными вставками и серебристыми накладками «под алюминий». Небольшое трехспицевое рулевое колесо обшито кожей и является мультифункциональным. По центру приборной панели размещен большой спидометр, слева от него – немного меньший по размерам тахометр, а справа – указатель остатка топлива и экран бортового компьютера.

Центральная панель слегка выпуклая, а клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля немногочисленны и удобные в пользовании. Здесь же размещен и селектор трансмиссии, а потому он находится как раз под рукой. Рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету, изменяется высота и у водительского кресла. Передние сиденья Mazda 2 обладают лучшей в тройке боковой поддержкой, хотя они и не самые мягкие. Предусмотрена и функция их подогрева. Обзорность во всех направлениях хорошая. 
   
Внутри Seat можно заметить черты спортивного дизайна. Компактное трехспицевое рулевое колесо, декорировано кожей, а циферблаты приборов находятся в отдельных колодцах. Между спидометром и тахометром находится экран бортового компьютера.

Подсветка салона – эмоциональная, красная. Кроме того, центральная панель немного повернута к водителю. Кнопки аудиосистемы покрыты черным лаком. Это делает их приятнее на вид, хотя они несколько мелковаты, что затрудняет пользование ими. Хетчбэк обладает довольно большим перчаточным ящиком – 10,7 л. У рулевой колонки Ibiza изменяются угол наклона и глубина, достаточно широкий диапазон регулировок (в том числе и по высоте) и у сиденья водителя.

Кресла первого ряда несколько упругие, но хорошо удерживают спину. Они также оснащены подогревом. Посадка за рулем ниже, чем у соперников, хотя обзорность вперед и по сторонам от этого ничуть не страдает. А вот обзор назад несколько ограничивают толстые стойки крыши.
   
В салоне Toyota господствуют строгие прямые линии. Трехспицевое рулевое колесо обшито перфорированной кожей в районе хвата рук, на ободе также предусмотрены удобные наплывы. На приборной панели центральное место занимает крупный спидометр с экраном бортового компьютера внутри. Слева от него тахометр, а справа – датчик остатка топлива в баке.

Ассиметричная центральная консоль увенчана 6,1-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы Toyota Touch. Благодаря ему количество клавиш и переключателей здесь значительно уменьшено. Оставшиеся кнопки рационально упорядочены, и разобраться с ними нетрудно. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, изменяется и высота водительского сиденья. Передние кресла у Yaris самые мягкие и комфортабельные в тройке, хотя немного больше боковой поддержки им не помешало бы. Они оснащены функцией подогрева. Обзорность во всех направлениях очень хорошая.
   
На втором ряду пространство для ног приблизительно одинаковое во всех трех автомобилях. Вместе с тем, у Toyota несколько больше места над головой, а вот в Mazda рослые пассажиры сзади будут более стесненными. У Seat салон в районе плеч шире, чем у соперников, хотя все равно задний диван больше рассчитан на двоих пассажиров. Ibiza обладает самым вместительным багажником: его объем – 292 л против 286 л у Yaris и 250 л у Mazda 2. В двухместной конфигурации он возрастает до 938, 768 и 787 л, соответственно.
   
Ради объективности сравнения выбраны версии моделей по схожей цене – Mazda 2 1,5 Mid, Seat Ibiza 1,2 Style и Toyota Yaris 1,3 Active. Все они оснащены центральным замком, электростеклоподъемниками, электроприводом зеркал заднего вида, климат-контролем (Toyota – двухзонным), CD-проигрывателем и антиблокировочной системой тормозов ABS. Mazda также получил датчики освещения и дождя, у него и в Ibiza есть система стабилизации. Кроме того, «двойка», как и Yaris, укомплектована легкосплавными дисками. А Toyota получил камеру заднего вида. У Seat – 2 подушки безопасности, а у его японских конкурентов – по 4.
   
Все три хетчбэка оснащены бензиновыми четырехцилиндровыми двигателями. Мотор Mazda 2 имеет рабочий объем 1,5 л и развивает 103 л. с. при 6000 об/мин. Он предпочитает высокие обороты, поэтому его постоянно нужно раскручивать. Пик крутящего момента (а это 135 Н·м) достигается при 4000 об/мин. «Четверка» довольно тихая, а 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия отличается плавностью работы. Однако «автомат» демонстрирует не самые быстрые реакции, что несколько ухудшает динамику автомобиля. Поэтому разгон до 100 км/ч занимает 12,1 с, а максимальная скорость – 168 км/ч. Да и расход топлива у Mazda немного побольше, чем у соперников – 9,1 л/100 км в городском цикле и 5,5 л/100 км – в загородном.
   
У двигателя Ibiza самый маленький рабочий объем – 1,2 л. Но благодаря турбонаддуву и непосредственному впрыску топлива он самый мощный – 105 л. с. при 5000 об/мин. Хотя более важной является отличная тяга на малых оборотах, ведь приличные 175 Н·м крутящего момента в распоряжении всего с 1550 об/мин и вплоть до 4100 об/мин. Характер у «четверки» бодрый и под стать ему – 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями. Переключения передач в ней происходят очень быстро, пусть и не всегда плавно. Поэтому Seat самый быстрый – 9,7 с до 100 км/ч и максимальные 190 км/ч. В городе он расходует 7,0 л/100 км, а на шоссе – 4,4 л/100 км. Также хетчбэк у нас можно выбрать с 1,4-литровыми бензиновыми «четверками» - 85-сильной атмосферной и 150-сильной турбированной.
   
Под капотом Yaris – «четверка» рабочим объемом 1,3 л. Ее мощность – 99 л. с. при 6000 об/мин. Этот двигатель также высокооборотистый и максимальный крутящий момент в 125 Н·м доступен при 4000 об/мин. Поэтому тяги у него не всегда хватает, что особенно ощутимо, если автомобиль основательно загружен или преодолевает крутой подъем.  Кроме того, при разгоне мотор становится достаточно шумным. Toyota оснащен бесступенчатым вариатором CVT, который обеспечивает ему отличную экономичность – 6,3 л/100 км в городском цикле и 4,6 л/100 км – на трассе. Но из-за таких настроек страдает динамика, поэтому хетчбэк достигает 100 км/ч за 12,6 с и развивает 175 км/ч. В Украине модель также доступна с 1,0-литровым 69-сильным двигателем.
   
Mazda придется по душе активным водителям, ведь ходовая хетчбэка настроена на управляемость. У него отлично настроено рулевое управление: оно точное, информативное и приятно наполнено тяжестью на больших скоростях. Автомобиль неплохо ведет себя на извилистых дорогах и, на удивление, мало кренится в поворотах. Однако таких результатов добились благодаря довольно жесткой подвеске. К тому же, колесные диски у «двойки» 16-дюмовые, а у конкурентов – 15-дюймовые. Поэтому неровности дорог часто ощутимы. Зато тормоза Mazda – лучшие в этой тройке: замедление со 100 км/ч происходит на отрезке длиной 39,3 м.
   
Seat не настолько жесткий, как Mazda, но его подвеска все равно весьма упругая. Тем не менее, она энергоемкая и справляется с большинством выбоин. Крены в поворотах относительно небольшие. Рулевое управление в меру острое и довольно точное, хотя немного больше обратной связи ему не помешало бы. С недостаточной поворачиваемостью успешно борется технология XDS, имитирующая дифференциал повышенного трения. У Ibiza довольно неплохая шумоизоляция салона, поэтому при 130 км/ч внутри довольно тихо, по меркам моделей В-класса.
   
Toyota больше, чем соперники, ориентирован на комфорт. Его подвеска несколько мягче, что сразу ощутимо на дорогах плохого качества. Однако и нежелательные движения кузова в виражах проявляются. Руль хетчбэка очень легкий, но обратной связи у него очень мало, особенно на небольших скоростях. Зато маневренность на высоте: диаметр разворота Yaris – 9,6 м против 9,8 м у Mazda 2 и 10,5 м у Ibiza. Курсовая устойчивость и сцепление с дорогой у автомобиля хорошие. Но на автомагистрали после 120 км/ч шумы ветра и шин становятся слышны.
   
Хетчбэки не слишком отличаются по цене. Seat Ibiza 1,2 Style самый доступный – 173 982 гривен, он привлекает хорошей динамикой и большим багажником. Mazda 2 1,5 Mid стоит 174 150 гривен, его сильная сторона – хорошая управляемость. Цена Toyota Yaris 1,3 Active – 174 795 гривен, а его преимущества – экономичность и богатое оснащение.