Lotus Elise: в Британских традициях
Для многих автогурманов Lotus Elise является классическим примером британского спортивного автомобиля – легким, компактным, маневренным. И совсем не удивительно, что каждый год представляются все новые и новые его модификации. На этот раз модельный ряд пополнился вариантом SC. Концентрация на разработке абсолютно новой флагманской модели Project Eagle не помешала специалистам Lotus выпустить самый мощный Elise из всех, которые когда-нибудь производили.
Elise SC – небольшой двухместный автомобиль, достигающий 3785 мм в длину, 1719 мм в ширину и 1117 мм в высоту. Базовая версия родстера оснащена тканевым верхом, который снимается вручную примерно за 45 с, но за доплату на его место можно установить жесткую крышу.
Атлетические пропорции с широкой колеей и короткими свесами хорошо знакомы фанатам Elise, однако знатоки заметят небольшие изменения. Наиболее заметное из них – увеличенный задний спойлер, благодаря которому при скорости 160 км/ч на заднюю ось теперь приходится 42 кг прижимной силы. Сзади по центру видна огромная выхлопная труба. Еще одна деталь SC – новые алюминиевые диски: 16-дюймовые спереди и 17-дюймовые сзади.
Забраться в салон Elise с установленной крышей не так уж и просто с первого раза. Автомобиль не слишком высокий, сиденья расположены низко, а высота порогов достигает 300 мм. Да и внутри чувствуются изменения – новая модель уже не такая спартанская, как первые Elise, ведь появились новые атрибуты комфорта: коврики, отделка приборной панели алькантарой. Даже подстаканник есть, причем не простой, а эксклюзивный, авторский. В то же время в салоне по-прежнему преобладает голый металл, и многое подчинено функциональности, а не комфорту. Например, электростеклоподъемники стали частью базовой комплектации не только для облегчения жизни водителю и пассажиру. Дело в том, что таким образом удалось уменьшить вес дверей.
Водитель в Elise сидит низко между высокими и толстыми передними и задними стойками, вытянув ноги вперед. Такая посадка достаточно необычная, но ортопедические кресла ProBax не утомляют при длительных поездках.
К управлению автомобиля претензий нет. Маленький трехспицевый руль обшит перфорированной кожей, поэтому не скользит в руках. К рычагу КПП нетрудно дотянуться. Высокий центральный тоннель создает ощущение кокпита гоночного автомобиля. Большие черные циферблаты спидометра и тахометра отлично читаются. К тому же, теперь к ним присоединился экран бортового компьютера.
Модификация SC оснащена центральным замком, ABS и двумя подушками безопасности, с 2008 года это оборудование стало базовым на всех Elise. Что касается опций, то они поделены на два пакета. В Touring предусмотрены кожаная отделка, CD-плеер и улучшенная шумоизоляция, все это оценено в 3000 евро. В Sports Touring добавлены кнопка стартера и Traction control. Еще 2000 евро придется выложить за установку кондиционера.
В случае с Elise практичность уходит на второй план. К примеру, багажник объемом 115 л узкий и весьма глубокий. Поскольку он установлен за двигателем, то иногда нагревается.
Но, в конце концов, Lotus вряд ли покупают для того, чтобы разъезжать по супермаркетам. У Elise SC свои козыри и главный из них – новый 1,8-литровый 218-сильный двигатель. Силовой агрегат с изменяемыми фазами газораспределения, который в свое время устанавливали на Toyota Celica, теперь обзавелся механическим компрессором. Собственно, об этом и говорит аббревиатура SC, означающая Supercharged.
Казалось бы, что тут нового? Компрессорный двигатель такой же мощности установлен и на Lotus Exige S. Однако между ними есть одно существенное различие. Exige оснащен большим интеркулером, а вот у Elise SC его нет, а это снижает вес силового агрегата на 8 кг. Но, что более важно, увеличенный из-за интеркулера капот полностью закрывает обзор назад. SC же избавлен от этой проблемы.
Более мощный двигатель превращает и так не медленный Elise в маленькую ракету. 218 л. с. – не так уж и много для некоторых автомобилей, но этого вполне достаточно 860-килограммовому родстеру. И дело даже не в разгоне, хотя динамика заметно улучшилась: спринт до 100 км/ч теперь занимает 4,6 с, а максимальная скорость – 241 км/ч. Главная изюминка состоит в том, что благодаря компрессору двигатель стал более эластичным, теперь его не обязательно раскручивать до максимальных оборотов. Силовой агрегат просыпается уже с 4000 об/мин, а максимальные 212 Н·м крутящего момента доступны при низких, по меркам Lotus, 5000 об/мин. Однако он по-прежнему способен достичь 8200 об/мин. По мере того, как стрелка тахометра добирается до "красной" зоны, на панели приборов начинают одна за другой мигать три лампы-индикатора переключения передач. 6-ступенчатая механическая КПП отличается точностью переключения и коротким ходом рычага.
Еще один традиционный "конек" Lotus – отличная настройка шасси. Рулевое управление острое и точное, ведь оно без гидроусилителя – легкому Elise он и не нужен. Реакция на поворот руля мгновенная: узкие передние колеса сразу стремятся в вираж. В поворотах можно легко подправить траекторию, играя педалью газа. Traction control вмешивается очень редко – настолько хорошее сцепление с дорогой. Однако в версии без этой опции легко спровоцировать занос.
О таком понятии, как крены кузова, в Elise SC сразу можно забыть – их почти нет. Конечно, подвеска жесткая, но это не значит, что спина водителя чувствует каждую кочку. Комфорт езды приемлемый в городских условиях.
При доработке тормозов инженеры британской компании учли пожелания клиентов и уменьшили ход педали. Результат – более резкая реакция на ее нажатие. ABS включается только тогда, когда это действительно нужно.
За годы производства Lotus Elise немного прибавил в весе, но это с лихвой компенсировали возросшей мощностью. Он остался настоящим автомобилем для водителя и способен составить конкуренцию многим более мощным и дорогим спорткупе.