Lotus Elise: экологически сознательный спортсмен
Кто сказал, что спортивный автомобиль не может быть столь же экономичным и экологически чистым, как например, хетч-бэк В-класса. Ведь для достижения хорошей динамики совсем не обязательно иметь под капотом огромный и прожорливый двигатель. Это подтверждает компания Lotus, которая уже более 60 лет производит легкие и быстрые автомобили. Самой успешной моделью в ее истории стал Elise. За 14 лет изготовили свыше 30 тыс. этих компактных кабриолетов – невиданный результат для компании, выпускающей свою продукцию небольшими сериями. Сейчас в производстве находится второе поколение Elise, которое в начале года претерпело обновление. Теперь этот Lotus претендует на звание одного из самых экологически чистых в своем классе. Рецепт получения хороших ходовых характеристик от Lotus – малый вес. Хотя автомобиль и заметно потяжелел по сравнению с самой первой моделью 1996 года, он все равно весит всего 876 кг. В его основе лежит алюминиевый монокок массой всего 68 кг. Размеры у Elise не такие уж и большие: длина равна 3785 мм, ширина – 1719 мм, высота – 1117 мм, а колесная база – 2300 мм.
Кабриолет сохраняет свой знакомый дизайн с небольшими свесами кузова. Но поскольку новым флагманом марки с прошлого года стало купе Lotus Evora, то внешний вид Elise решили немного изменить, дабы он стал похожим на своего старшего брата. Теперь он смотрится более сдержанно и больше смахивает на модель первого поколения. В новых каплевидных фарах расположились светодиодные лампы дневного света и указатели поворотов. Пожалуй, наиболее заметное новшество – доработанный бампер с овальным воздухозаборником. Переместив противотуманную оптику к фарам головного света, стилисты добились чистоты линий в передней части. Также несколько изменили форму крышки моторного отсека. А вот "корму" обновление затронуло в меньшей мере. Здесь по-прежнему размещены четыре круглых фонаря, а доработали только диффузор и бампер. Все вышеперечисленные новшества позволили не только освежить внешность Elise, но и улучшить его коэффициент лобового сопротивления на 4 процента. Как и ранее, базовая модификация оснащена тканевым верхом. Ни о каком электроприводе и речи быть не может – снимается и устанавливается он вручную. Альтернатива – опционная металлическая крыша.
Процедура посадки и высадки в Elise – не из легких. У кабриолета очень высокие и широкие пороги, а дверной проем весьма небольшой. Пожалуй, трудно найти еще более спартанский спортивный автомобиль. Elise остается верным самому себе: его салон – пример простоты и функциональности. Все подчинено одной цели: максимально снизить вес. В дверях и на приборной панели все еще можно найти голый металл, а за то, чтобы прикрыть его кожей, придется доплатить. Опцией являются и коврики. Однако рулевое колесо обшито перфорированной кожей во всех модификациях – чтобы не скользить в руках. А рычаги коробки передач и стояночного тормоза покрыты матовым алюминием. Образец скромности – комбинация приборов: здесь всего два циферблата (спидометр и тахометр), маленький экран бортового компьютера да набор контрольных ламп. Зато показания хорошо считываются. Еще проще выглядит блок климат-контроля – всего три небольших переключателя. Над ними разместили магнитолу с CD-проигрывателем. Зато у Lotus уже есть подстаканник, правда только один.
Водителю и пассажиру предназначены ортопедические спортивные сиденья с интегрированными подголовниками. С виду они совсем небольшие, но на деле оказываются весьма комфортными и с отличной боковой поддержкой. Разделяет их высокий центральный тоннель. Посадка за рулем низкая, и ее можно назвать образцовой – кажется, что водитель становится одним целым с автомобилем. Единственный минус – толстые стойки, ограничивающие обзорность. Оснащение Elise нельзя назвать богатым, но по сравнению с моделями прошлых лет это настоящий скачок вперед. В частности, отныне все версии получили электростеклоподъемники – просто потому, что их привод весит меньше, чем механический. Комплектация также включает 2 подушки безопасности, антиблокировочную систему тормозов ABS и центральный замок. Опционный пакет Touring включает кожаную отделку и дополнительную шумоизоляцию, а Sport – антипробуксовочную систему LTCS. Также можно заказать кондиционер, круиз-контроль и парктроник.
Пожалуй, главным новшеством стал иной базовый двигатель. Как и ранее, его поставляет компания Toyota. Рабочий объем "четверки" с системой регулировки фаз газораспределения VVT-i уменьшился с 1,8 до 1,6 л, тем не менее мощность осталась практически такой же – 134 л. с., правда достигается она при более высоких 6800 об/мин. А вот максимальный крутящий момент уменьшился до 160 Н·м при 4400 об/мин. Поэтому на малых оборотах мотор менее отзывчив, его нужно раскручивать, ведь по-настоящему его потенциал проявляется лишь после 4000 об/мин. Хотя для использования в городе малые обороты – то, что нужно. С новой 6-ступенчатой механической трансмиссией кабриолет способен передвигаться на высшей передаче со скоростью 120 км/ч при 3000 об/мин, а на четвертой двигатель не глохнет даже при 1000 об/мин. У коробки передач переключения происходят намного точнее, чем в старой 5-ступенчатой трансмиссии, а ход рычага очень короткий. Да и динамика не пострадала Кабриолет способен разогнаться до 100 км/ч за 6,5 с, а его максимальная скорость – 204 км/ч. Вместе с тем его расход топлива сократился почти на четверть – до 8,3 л/100 км в городском цикле и 5,0 л/100 км – в загородном. Топливного бака объемом 43 л хватит, чтобы проехать свыше 800 км. Уровень выбросов СО2 – всего 149 г/км. Это самые низкие показатели среди всех бензиновых спортивных моделей. А вот более мощные Elise R (190 л. с.) и Elise SC (217 л. с.) оснащают прежним 1,8-литровым мотором. Последний достиг высоких показателей благодаря механическому нагнетателю. Компрессор обеспечивает больше тяги на малых оборотах (максимальный крутящий момент – 212 Н·м). Мотор очень эластичный и может вполне достигать 8200 об/мин. Такой кабриолет способен разогнаться до 100 км/ч за 4,6 с и достичь 240 км/ч.
Elise можно смело называть эталоном управляемости. Он возвращает нас в 60-е годы прошлого века, когда маленькие британские спортивные машины сыскали себе славу покорителей извилистых дорог. Руль острый, невероятно точный и информативный. Все дело в отсутствии усилителя: поскольку автомобиль легкий, то здесь в нем попросту нет надобности. Elise мгновенно реагирует на малейший поворот руля. В виражи можно заходить на очень большой скорости – Lotus не теряет сцепления с дорогой и отлично держит траекторию, даже в версии без антипробуксовочной системы. При этом шея чувствует большие боковые ускорения. Его подвеску, конечно, нельзя назвать слишком комфортабельной – спина почувствует даже малейшую дорожную неровность. Но зато крены кузова здесь отсутствуют как таковые. Перфорированные тормозные диски диаметром 282 мм оснащены суппортами от AP Racing спереди и Brembo – сзади. Замедляется Elise резко и невероятно быстро. Со 100 км/ч тормозной путь составляет 34,7 м.
Lotus Elise – настоящий спорткар для ценителей, с превосходно настроенным шасси. Его стихия – гоночный трек, но и для повседневного использования он на удивление неплохо приспособлен. А привлекательная цена (от 32 тыс. евро) и малый расход топлива делают его еще интересным и с финансовой стороны.