Лицо французского автопрома (Часть 2)
Без лишнего шарма и прыти
Луи Рено и Арман Пежо на фоне харизматичного и помпезного Ситроена выглядели серыми статистами. Однако это не помешало их детищам благополучно развиваться.
Изначально автомобили Рено имели присущие только им черты во внешности. Это в первую очередь узкий и короткий покатый капот, что отличало автомобили в массе других вплоть до начала 30-х годов. Для своего первого автомобиля Луи сконструировал коробку передач, в которой крутящий момент на задние колеса передавали не цепь, а вал с карданными шарнирами. Эта схема осталась неизменной до настоящего времени у заднеприводных автомобилей.
На заре автомобильных начинаний у Луи самой популярной была легкая и дешевая модель AG. Именно на этих 2-цилиндровых моделях в 1905 году остановило свой выбор Объединение парижских извозчиков и Renault Type AG-1 выпало стать первыми и единоличными хозяевами парижских улиц в качестве такси. А всемирную известность AG-1 принесли события Первой мировой войны.
В сентябре 1914 года немецкие войска прорвали французскую оборону и двинулись на столицу Франции. Необходимо было срочно выдвинуть им навстречу резервы, но транспортных средств не хватало. От безысходности было принято решение на парижских такси перебросить на оборонительный рубеж к реке Марна солдат. За одну ночь около 600 такси доставило к оборонительной линии полдивизии солдат. Противник был остановлен, а машины вошли в историю под названием "марнские такси". После этого "марнские такси" стали символом Парижа.
Между прочим, на долю Renault выпала честь быть первыми такси столицынашей некогда единой Родины – Москвы. Кроме того, оборудование и технологии Renault стали основой завода КИМ, известного нам как АЗЛК.
Несмотря на обширную производственную программу 30-х годов, конструкции автомобилей Renault оставались весьма заурядными.
По большому счету, конец самостоятельности фирмы был положен после окончания Второй мировой, когда Луи Рено был арестован по обвинению в сотрудничестве с немецкими властями. В октябре 1944 года он умер в тюрьме. Фирму национализировали. Послевоенная производственная гамма предприятия была славна только миниатюрной машиной 4CV с задним расположением двигателя рабочим объемом 760 куб. см, которую разрабатывали еще во время войны. К 1961 году было изготовлено свыше одного миллиона машин этой серии. Существует мнение, что 4CV, вместе со знаменитым Citroen 2CV, "поставили Францию на колеса".
К Арману Пежо судьба была благосклонна еще в самом начале его творчества. На первое же его творение обратили внимание Эмиль Левассор в содружестве с Готлибом Даймлером. К этому времени Даймлер уже позволил оснащать своими моторами автомобили "Панар-Левассор" (Panhard-Levassor). Поэтому, не особо противясь, он согласился поставлять моторы и для Peugeot, что позволяло автомобилям на всяческих гонках занимать призовые места. На одном из таких автомобилей от Peugeot выступали братья Мишлен. Наверное, машины потрясли их, так как вскоре Peugeot были экипированы Мишленовскими пневматическими шинами. А сотрудничество Пежо и Мишлен с годами только крепло.
В истории Peugeot самой удачной принято считать компактную и легкую Peugeot Bebe с одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 652 куб. см. А сконструировал машинку не кто иной, как сам Этторе Бугатти (Ettore Bugatti). Название Bebe ("бебе" – малыш) сохранилось и для последующих моделей миниатюрных автомобилей Peugeot. Первый Bebe был, по сути, мотоколяской с собственной массой почти 270 кг и не имел даже заднего хода.
После Первой мировой войны, потерпев неудачу с дорогими и мощными машинами, на Peugeot опять вспомнили о популярности Bebe и решили сделать его обновленную копию. В 1920 году появился 2-местный Peugeot 161, более известный как Quadrilette. Он принадлежал к классу сверхлегких машин, которые во Франции называли "вуатюретками". Весил такой автомобиль всего 350 кг. На "вуатюретки" предоставлялись существенные налоговые льготы, привлекавшие покупателей.
Даже в годы "великой депрессии" компании удалось сохранить свои позиции благодаря производству небольших автомобилей.
Лавры успеха Traction Avant не давали покоя Арману и он решил соорудить что-то подобное. Это что-то обозначили индексом 402. Он был задуман как главный конкурент переднеприводному Citroen 7СV, однако с самого начала специалисты Peugeot стремились избежать сложных и дорогостоящих конструкторских решений, делая упор на дизайн. Peugeot 402 имел привлекательный кузов, который нельзя было спутать ни с каким другим. Среди многих вариантов Peugeot 402 особенно удачным был кабриолет.
Пока дерзкие конкуренты удивляли мир, середнячок Peugeot сколотил достаточный капитал, чтобы овладеть 90% Citroen и Chrysler-Europe.
Все из ничего
Ну и напоследок о еще одном представителе крепких середнячков. SIMCA – так называлась фирма, которой вполне было бы по силам конкурировать с нынешней троицей, доживи она до наших дней. Но, не сложилось.
SIMCA (Societe Industrielle de Mecanique et Carosserie Automobile – Индустриальное общество по производству механизмов и кузовов для автомобилей) задумывалась как производитель FIAT по лицензии. Но уже в 30-х SIMCA фактически обрела свое лицо: заключив контракт с фирмой Амадео Гордини, в их гамме появились настоящие гоночные шедевры.
После войны SIMCA окончательно стала самостоятельной, выпустив модель – Simca Aronde. Разойдясь тиражом в 1,2 млн, она сделала фирму вторым по масштабам автопроизводителем Франции. У предприятия появилось достаточно средств для покупки завода Ford вместе с его модельным рядом. Так, с 1954 года под именем Simca-Vedette, Trianon, Versailles стали продаваться вариации Ford-Vedette. Мало того, в 1959 г. в орбиту SIMCA попала и фирма Talbot.
В это самое время в Европе Chrysler скупал все, что плохо лежало, и Talbot вместе с SIMCA оказались у Chrysler Europe. В результате модели фирмы имели гораздо более американизированный вид, чем большинство европейских машин того времени, а некоторые и вовсе были точными копиями продукции Chrysler.
При Chrysler "автомобилем года" в Европе в 1975 году стал Simca-1307 (он же Talbot 1510). Именно на этот переднеприводный просторный хетчбэк обратило внимание советское правительство. После чего в обязательном порядке было приказано соорудить подобный автомобиль. Так и появился "Москвич-2141".
Тем временем мировые казусы втягивали Chrysler в пучину экономических невзгод. Чтобы избежать банкротства в конце 70-х, американцы продали европейское подразделение французам из Peugeot. Конечно, Peugeot лишняя марка демократичных машин была ни к чему, и они без лишнего шума "закрыли" SIMCA. Последняя "ласточка" (на эмблеме фирмы изображалась ласточка) под именем Simca Sonara выпорхнула в 1980 году. Остатки "симок" в виде двигателей для Peugeot использовались вплоть до 90-х, а в США какое-то время собирался Dodge Omni, выполненный на базе Simca. Разве что "москвич" пережил свой прообраз на пару десятилетий.