Ли Якокка – человек, который создал сам себя
От простого инженера до живой легенды мирового менеджмента – именно такой путь прошел всемирно известный американский бизнесмен и промышленник, а также по совместительству писатель Лидо Энтони Якокка, больше известный как Ли Якокка, давно уже разменявший свой девятый десяток и проведший почти сорок лет в автоиндустрии. Одной из его заслуг стало умение выбираться из самых, казалось бы, сложнейших, а подчас тупиковых финансовых ситуаций, что и подтвердилось, когда в 1980-х годах Якокка сумел вернуть к жизни находящуюся на грани банкротства корпорацию Chrysler. А ведь начинал Ли свой жизненный путь обыкновенным инженером в Ford Motor Company…
Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении успеха Якокка, вероятно, унаследовал от своего отца-иммигранта. Прибыв в начале ХХ века в США из Италии, у него не было абсолютно ничего. Однако к появлению на свет сына в 1924 году, счастливый отец уже обзавелся собственным бизнесом – небольшой закусочной. Ли начинает постигать азы бизнеса с детства: уже в десятилетнем возрасте он выполняет функции носильщика пакетов с продуктами из магазина к автомобилям покупателей, а чуть позже начинает торговать фруктами.
Детство Якокки пришлось на время Великой американской депрессии, сломавшей из-за обрушившейся нищеты судьбы многих жителей США. Если до ее наступления подрастающий Якокка был влюблен в музыку – в школе он неплохо танцевал и даже играл на саксофоне, а также увлекался литературой и языками, то экономический кризис напрочь разрушил весь этот романтизм. Ли стал непробиваемым прагматиком, которого, по его собственному признанию, интересовали только деньги. Все его мысли занимала мечта о том, как он станет миллионером…
Автомобили интересовали Якокку с детства. И это неудивительно: в Америке как раз был автомобильный бум, устроенный Генри Фордом. Любви к машинам, особенно среди молодежи, придавала и криминальная романтика: 1930-е годы – расцвет американской мафии и борьбы с ней полицейских. Уличные перестрелки, погони – и все это с участием автомобилей марки Ford… У Ли тоже был автомобиль этой компании. Более того, в свое время он досконально изучил устройство своей машины и ее недостатки, и ему хотелось присоединиться к Ford, чтобы внести свою лепту в развитие и улучшение производства.
Поэтому Якокка решил осваивать инженерное дело в одном из университетов страны, где успешно прошел учебу и даже поступил в аспирантуру. К тому времени закончилась Вторая мировая война, и США начали переводить экономику на мирные рейки. Правительство сняло ограничения на производство автомобилей – во время войны заводы выпускали военную технику, и страну ждал очередной автомобильный бум. Молодому специалисту сыпались предложения от многих фирм, в том числе и от Ford, – послевоенная Америка испытывала нехватку квалифицированных инженеров. Конечно же, Якокка не мог отказаться от предложенной вакансии в Ford, ведь он давно уже мечтал там работать.
В 1946 году Якокка пришел в производственный отдел компании на должность инженера-стажера. Он с большим усердием изучал всю технологию изготовления автомобилей, но все чаще стал замечать, что на самом деле ему это не интересно, он просто не получает удовольствия от своей работы, хотя и выполняет ее на отлично. Ли все больше тянуло в маркетинг – он видел себя там, где нужно будет продавать. Ли подает заявления о переводе в отдел продаж, и его просьбу удовлетворяют. Начало деятельности в новой сфере было настолько успешным, что очень быстро, перепрыгивая через ступени в карьерной иерархии, уже через несколько лет Якокка имел в подчинении сеть из десятков дилеров, охватывавших все Восточное побережье страны, а также занимался непосредственно разработкой и продвижением продукции компании Ford. Однако настоящий успех ожидает Якокку в 1956 году – именно тогда он становится известным на всю страну...
К середине 1950-х годов объемы продаж автомобилей Ford значительно упали, а отделение, которым руководил Якокка, вообще оказалось на последнем месте по сбыту продукции. Надо было как-то спасать ситуацию, и в голове у Ли рождается план, который получил название "56 на 56", ставший впоследствии классикой маркетингового хода. Поскольку одноразовая уплата стоимости автомобиля была для многих жителей проблематичной, Якокка решил помочь потенциальным покупателям, предложив приобрести машину 1956 модельного года за 20 % от ее стоимости, а затем ежемесячно выплачивать по 56 долларов. Это было более чем щедрым предложением, воспользоваться которым решили десятки тысяч американцев.
Объемы продаж превзошли все ожидания, а находившееся на последнем месте отделение Якокки сразу же заняло первое место. Более того, эта маркетинговая стратегия была поддержана на самом верху Ford и распространилась полностью на всю компанию. В награду за удачный маркетинговый ход Якокку переводят в Вашингтон, в главный офис отдела продаж, откуда он руководит дилерами по всей стране. А еще через четыре года, в 1960-ом, Ли Якокка усаживается в кресло вице-президента компании и генерального управляющего одним из подразделений Ford.
Находясь на столь высокой должности, Якокка полностью оправдал свое назначение. В 1960-е годы перед компанией стал вопрос о разработке абсолютно нового автомобиля, такого, который бы вызвал ажиотаж и за которым выстраивались бы очереди. Якокка со свойственным ему напором сразу же взялся за работу. Он собрал группу экспертов, которая провела тщательный анализ сложившейся в стране демографической ситуации, провела социологические опросы и определила наиболее выгодного клиента. Им стал молодой человек, еще не очень обеспеченный, однако целеустремленный и… жаждущий свободы в движении и скорости. Так свет увидела легенда не только компании, но и всего американского автопрома – Ford Mustang, который получил мощный мотор, спортивные формы и при этом доступную цену.
Якокка не только сидел в своем кабинете и руководил, но и лично участвовал в рекламных кампаниях, выступая по телевидению и рассказывая о своем новом автомобиле. Его целеустремленность достигла небывалого успеха: как только Mustang стал доступен в продаже, за ним выстраивались огромные очереди.
Успехи в продвижении продукта делают Якокку незаменимым в компании. Ему доверяют "оживлять" самые неперспективные направления Ford. В 1965 году Ли возглавляет не приносящее прибыли подразделение фирмы – Mercury. В результате тщательной работы, он смог представить получившие популярность модели Mercury Cougar и Mercury Marquis. Именно благодаря Ли Якокке свет увидели также такие автомобили, как Ford Fiesta и Lincoln Continental Mark III. А сколько было еще нереализованных продуктов, которые так никогда и не увидели свет…
Вся эта бурная деятельность Якокки, приносящая огромные прибыли компании, не могла не остаться незамеченной, и в 1970 году он, наконец-то, занимает пост президента Ford, становясь вторым человеком компании после ее владельца – Генри Форда II. Однако, как говорил сам Якокка, после успеха следует обязательно ждать разочарований. Так и получилось: независимый менеджер и внук Генри Форда, что называется, "не сошлись характерами". Своеобразные методы организации производственного процесса либо резкие манеры Якокки были причиной этого – неизвестно, но как бы там ни было в 1978 году Генри Форд II смог таки уволить неугодного руководителя, притом, что это шло вразрез с интересами компании – ведь к тому времени ежегодные доходы Ford превышали 2 млрд долларов.
Однако сидеть безработным Якокке было не суждено – впереди его ждал очередной успех. В том же году его настойчиво стали приглашать в корпорацию Chrysler, которая в буквальном смысле этого слова доживала свои последние дни с одними только убытками на сумму более чем в 150 млн долларов. Якокка соглашается и в свойственной ему манере принимается возвращать предприятие к жизни, полностью перестраивая корпорацию. Первым делом он оптимизировал штат, то есть, уволил множество сотрудников, при этом умудрился уладить все сопутствующие неприятности с профсоюзами. Потом продал компании Peugeot приносящее немалые убытки европейское подразделение Chrysler, а также привнес немало своих наработок, которые успешно использовались им во время работы в Ford.
Главной проблемой Chrysler, приведшей к такому плачевному положению, в немалой степени послужило то, что корпорация ориентировалась на большие модели, потреблявшие много горючего. А поскольку в конце 1970-х годов случился очередной топливный кризис, то потребитель не желал приобретать такие автомобили. Поэтому Якокка в первую очередь решил обновить модельный ряд Chrysler, объявив о запуске в производство малогабаритных автомобилей Dodge Omni и Plymouth Horizon, моментально ставших хитами продаж – уже в первый год было продано более 300 тысяч экземпляров.
Однако положение дел в корпорации по-прежнему оставляло желать лучшего. Якокка понимал, что без внешнего заимствования определенной суммы денег никакие преобразования не смогут вытащить Chrysler из трясины долгов. Нужно было ни много ни мало, а 1,5 млрд долларов, и просто так такие большие деньги получить было невозможно – кто-то должен был обязательно дать гарантии возвращения кредита. И этого "кого-то" Якокке найти удалось. Он совершил невозможное: после длительных консультаций и переговоров Ли смог заручиться поддержкой правительства США, которое дало свои гарантии.
Выиграв первое сражение, Якокка с удвоенной энергией продолжил добиваться победы. В первую очередь он реализовал свою давнюю мечту, которую во время очередного конфликта демонстративно "убил" Генри Форд II. В 1981 году он запустил на конвейер модельную серию под названием K-Car – автомобили Dodge Aries и Plymouth Reliant. В разгар нефтяного кризиса эти нехарактерные для Америки автомобили – небольшие, но вмещающие шесть человек, расходующие немного бензина и недорогие – "разлетелись" из автосалонов в один миг. Эти две модели и реформы, которые Якокка провел в корпорации, смогли поставить Chrysler на ноги. Мало того что она начала приносить прибыль – и немалую, более 2 млрд долларов, так еще смогла на целых семь лет раньше вернуть полуторамиллиардный долг. Ну а, кроме того, Якокка позаботился также и о будущем корпорации: создал современный конструкторский и дизайнерский центры, которые внедряли в автомобили самые последние разработки, а также приобрел корпорацию AMC с очень прибыльным подразделением Jeep.
Это был полный триумф Ли Якокки и торжество его идей. Теперь за ним прочно закрепилось прозвище "Гений маркетинга". Собственно, этот человек добился в жизни всего того, чего хотел, и сделал это абсолютно самостоятельно – как говорят в Америке: "self-made", то есть, "человек, который создал себя сам". Он заработал миллионы, как когда-то мечтал в детстве, и, кроме того, Якокка обрел настолько широкое признание, что в 1986 году по популярности занимал второе место после президента США Рональда Рейгана. А еще он – автор книг по маркетингу и замечательный рассказчик. И продолжает работать и работать, осваивая новые пространства и технологии. Вот и сейчас Ли Якокка не видит себя на пенсии, а передает свои знания следующему поколению, занимаясь продажами в интернет-пространстве…