Lamborghini: полвека мощи и эпатажа
Конечно, ни для кого не секрет, что итальянцы не только славятся своими спортивными автомобилями, но и вкладывают в них всю душу. Парадокс, но самые известные итальянские производители мощных и скоростных моделей, по сути, расположены на небольшом пятачке в пределах одной провинции. В городке Маранелло обосновалось предприятие Ferrari, меньше чем за 20 км от него в Модене – штаб-квартира Maserati. Наверное, эти места особо благодатные, ведь в 15 км от Маранелло, в городе Сант-Агата, расположена штаб-квартира главного конкурента Ferrari - Lamborghini. Соперничество «гарцующих жеребцов» и «быков» длится уже полвека, ведь в этом году Lamborghini празднует свое 50-летие.
Lamborghini – детище итальянского промышленника Феруччо Ламборгини. Он родился в 1916 году в небольшом селе на севере Италии в семье фермеров. Но с ранних лет его манила не столько работа в поле, сколько сельскохозяйственная техника. Талантливый парень смог поступить на факультет промышленного дизайна престижного Болонского университета. Однако приступить к работе по его окончанию не удалось – началась Вторая мировая война. Феруччо повезло, ведь на фронт он не попал. В армии оценили его способности и назначили авиационным механиком. Это позволило Ламборгини получить бесценный опыт и освоить новейшие технологии.
В 1944 году Феруччо вернулся домой и увидел, что там не хватает сельскохозяйственной техники. Зато разрушенной и брошенной военной техники – предостаточно. Из запчастей от танков и бронетранспортеров Ламборгини и собрал себе трактор. Соседям он также понравился и те попросили Феруччо сделать им такой же. Он согласился и начал собирать тракторы под заказ, а в 1949 году зарегистрировал фирму Lamborgini Trattori. Поскольку дефицит такой техники ощущался очень остро, то новая компания быстро увеличила объемы производства до 1500 тракторов в год. Затем Ламборгини начал выпуск кондиционеров и обогревателей. За несколько лет он сколотил немалое состояние и получил от правительства почетный титул Коммендаторе
Предприниматель с детства мечтал иметь спортивный автомобиль, но долго не мог его себе позволить. В 1948 году он даже участвовал в знаменитой гонке Mille Miglia за рулем скромного Fiat 500. Но попал в аварию и «поставил крест» на автоспорте.
Теперь же, став богатым, Феруччо приобрел сразу несколько спорткупе: два Maserati 3500 GT, Jaguar E-Type и Ferrari 250GT 2+2. Ferrari не пришелся ему по душе: туристическая модель оказалась слишком шумной и, к тому же, постоянно ломалось сцепление. На фирменной станции техобслуживания ремонт постоянно затягивали и, в конце концов, это вывело Ламборгини из себя. Свои претензии он высказал самому Энцо Феррари. Встреча двух Коммендаторе получилась, мягко говоря, напряженной. Президент Ferrari оказался в плохом настроении и довольно грубо ответил Феруччо – посоветовал заниматься тракторами и не указывать ему, как делать мощные автомобили.
Обиженый Ламборгини ушел, но не забыл об этом разговоре. И решил превзойти Феррари – построить свой спортивный автомобиль: яркий, быстрый, но при этом комфортный и приспособленный к дальним поездкам. А главное, он должен стоить на 1500 долларов меньше, чем Ferrari.
Феруччо начал набирать себе команду, причем это были преимущественно бывшие работники Ferrari, не поладившие с эмоциональным Энцо Феррари. В Lamborghini Automobili пришли молодые инженеры Джанпаоло Даллара и Паоло Стацани, тест-пилот Боб Уоллес и моторист Джотто Биззарини. В маленьком цехе тракторного завода они взялись за создание автомобиля.
Всего через четыре месяца публике показали результат их работы: на Туринском автосалоне 1963 года представили концепт Lamborghini 350 GTV. Обтекаемый кузов в форме пули и с выдвижными фарами создали в ателье Touring. «Нос» украсили логотипом с разъяренным быком, ведь Феруччо Ламборгини родился под знаком Тельца и был страстным поклонником корриды. Рядом показали творение Биззарини – 3,5-литровый V12 с двумя распредвалами в головке блока цилиндров и 6 карбюраторами. Мощность достигла 360 л. с. при 8000 об/мин. Его установили отдельно от концепта, ведь он просто не поместился под капотом.
Для запуска Lamborghini в производство конструкцию пришлось доработать. Уже весной 1964 года серийное купе 350 GT, дебютировало на Женевском автошоу. Чтобы V12 поместился в моторный отсек, установили профилированный капот и отказались от выдвижных фар. Мощность снизили до 280 л. с. при 6500 об/мин, что положительно сказалось на ресурсе двигателя. Впрочем, динамические характеристики все равно впечатляли: с 5-ступенчатой механической трансмиссией разгон до 100 км/ч занимал 6,5 с, а максимальная скорость достигала 245 км/ч. Внутри автомобиль поражал роскошью – кожаным салоном и деревянным рулевым колесом.
Пусть 350 GT и был дешевле Ferrari, доступным его нельзя было назвать. Поэтому за два года вручную собрали 143 купе. Вскоре появился 320-сильный вариант 400 GT с 4-литровым V12, а также его четырехместная версия 400 GT 2+2. Продолжением семейства туристических моделей стали модели Islero и Jarama с 345-сильными моторами, им вернули выдвижные фары. Особенно Феруччо пришелся по душе Islero и бизнесмен выбрал его в качестве личного автомобиля.
Ламборгини добился своего – создал отличное спорткупе, превзошедшее Ferrari. Подчиненные предлагали ему бросить вызов «жеребцам» в гонках, но он напрочь запретил им это. Но Даллара, Стацани и Уоллес не послушались и в тайне начали разработку среднемоторной гоночной модели. Чтобы сделать автомобиль с V12 компактнее, двигатель установили поперечно. Когда проект показали Феруччо, тот был восхищен и решил сделать его серийным, а не гоночным.
На Туринском автосалоне 1965 года продемонстрировали проект будущей модели Р400. Публике показали лишь шасси с установленным на него 4,0-литровым 350-сильным V12. Кузов просто не был еще готов – над ним как раз работал молодой стилист Bertone Марчелло Гандини. Готовый автомобиль показали через год на автошоу в Женеве. Обтекаемое купе привлекало к себе внимание низким капотом и круглыми фарами, окруженными характерными черными «бровями». Распахнутые двери напоминали рога быка. Название подобрали соответствующее: Miura – так звали одного из лучших разводчиков быков для корриды. С этого времени почти все модели стали носить названия, так или иначе связанные с быками.
Привлечь внимание к Miura решили на Гран-при Монако, где Miura стал официальной машиной безопасности. Феруччо накануне гонки пригнал автомобиль в Монте-Карло и поставил его у входа в самое дорогое казино. Время от времени он заводил двигатель и привлекал внимание толстосумов ревом выхлопа.
Miura получился одним из быстрейших автомобилей своего времени – достигал 277 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 6,5 с. Однако поначалу оно оказалось ненадежным, бывали случаи возгорания мотора. Неполадки устранили на версии P400S, а заодно подняли мощность до 370 л. с., добавили кондиционер и электростеклоподъемники. А когда в Ferrari выпустили сверхскоростной 365GTB/4 Daytona, то в Lamborghini ответили 385-сильным Miura SV, способным развить 290 км/ч. Общее количество выпущенных автомобилей достигло 763, при том, что изначально собирались произвести лишь 50 Miura. Автомобиль стоил 19 тыс. долларов, то есть дешевле Ferrari.
Боб Уоллес и Паоло Стацани все же взялись сделать из Miura гоночный автомобиль. Результатом стал вариант Jota. Его массу снизили до 880 кг, а мощность подняли до 440 л. с. при 8500 об/мин. Купе могло разгоняться до 100 км/ч за 3,6 с, а максимальная скорость составила 330 км/ч. Единственный Jota разбился в аварии, но поклонники марки узнали о нем и захотели приобрести себе такое купе. Специально для них выпустили пять особых 415-сильных Miura SV/J – переходную версию между SV и Jota.
Наряду с Miura, в 1968 году начали выпуск менее экстравагантного купе Espada, названного в честь шпаги тореадора. Длинный автомобиль вмещал четырех и имел немаленький багажник. По желанию клиента устанавливали центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер, люк в крыше, гидроусилитель руля и 3-ступенчатый «автомат». Впрочем, и медленным купе не было: V12 мощностью 325 или 350 л. с. позволял достичь 250 км/ч. Espada оказался самым массовым из ранних Lamborghini (выпустили 1217 автомобилей).
Конечно, Lamborghini были доступны немногим. Для менее зажиточных клиентов в 1970 году представили модель Urraco Р250 (в переводе с итальянского – «бычок»). Она была среднемоторной, как Miura, но четырехместной. Новый 2,5-литровый 220-сильный V8 разгонял купе до 230 км/ч. Позже появились 2,0-литровая 180-сильная и 3,0-литровая 260-сильная версии. Поначалу планировалось ежегодно выпускать по 1000 Urraco, но надежды не оправдались – до 1979 года произвели всего 800. Успеху помешали топливный кризис и ненадежность модели.
Еще одной причиной неудачи стали и проблемы у Феруччо Ламборгини. Автомобильная компания не всегда приносила прибыль и держалась на плаву за счет тракторостроительного бизнеса. Но банкротство Lamborghini Trattori в 1972 году заставило Ламборгини продать свой бизнес по частям и уйти на заслуженный отдых. До самой смерти в 1993 году он занимался виноделием. На протяжении следующих двух десятилетий автомобильная компания переходила из рук в руки.
В начале 70-х годов начались работы над наследником Miura, получившим кодовое название Project 112. Прототип авторства Марчелло Гандини показали в 1971 году. Агрессивное клиновидное среднемоторное купе высотой чуть более метра привлекало внимание оригинальными дверьми, поднимающимися вверх по «гильотинному» принципу. Когда концепт привезли на завод Lamborghini, кто-то из рабочих воскликнул: «Countach»! Таким возгласом на севере Италии выражают восхищение, увидев красивую женщину. Это название закрепилось за купе.
Для Countach готовили новый 5,0-литровый 450-сильный V12, но на его доработку не хватило средств. Поэтому выбрали проверенный 4,0-литровый мотор, но с возросшей до 380 л. с. мощностью. Мотор установили продольно, а трансмиссию – за ним. Вал от коробки передач проходил через специальный тоннель в картере. Максимальная скорость первого Countach LP400 составила 306 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 6 с.
Countach стал самым «долгоиграющим» Lamborghini – его выпускали до 1990 года и произвели около 2000 купе. За это время он претерпел несколько модернизаций. Так, LP400S и LP500S получили огромное антикрыло и широкие 15-дюймовые шины Pirelli P7. Скорость уменьшилась до 290 км/ч, но зато улучшилась управляемость. А LP5000 QV 1985 года наконец оснастили 5,2-литровым мотором с 4 клапанами на цилиндр мощностью 455 л. с. Countach стал своеобразным символом эпохи, синонимом богатства и роскоши.
Первое время Countach продавался плохо и в 1978 Lamborghini объявили банкротом. В этой ситуации пришлось прекратить выпуск наследника Urraco – модели Silhouette. Лишь 79 этих автомобилей покинули сборочный цех. Спасти компанию решили швейцарские бизнесмены братья Мимран. Под их началом разработали Jalpa – усовершенствованный Silhouette.
Чтобы улучшить финансовое состояние, итальянская компания взялась за необычное задание – приняла участие в тендере на выпуск вседорожника для американской армии. Хотя в нем победил HMMV (известный также как Hummer H1), в Lamborghini в 1986 году все же начали выпуск своей модели под названием LM002. Это был первый вседорожник премиум-класса с роскошной кожаной отделкой салона. А 450-сильный двигатель от Countach разгонял его до 210 км/ч. Выпустили всего лишь 301 такой вседорожник.
С 1987 года Lamborghini вошел в состав концерна Chrysler. Американцы открыли гоночную программу: началась разработка двигателей для болидов «Формулы-1» Larrouse, Ligier, Minardi и Lotus. Кроме того, 950-сильные V12 подготовили для гоночных катеров.
Под руководством Chrysler началась разработка новой флагманской модели Diablo. Работу над ней снова поручили Марчелло Гандини. Показанное в 1990 году купе получилось менее футуристичным, чем Countach, но очень агрессивным на вид. Оно сохранило и среднемоторную компоновку, и «гильотинные» двери. Салон стал гораздо комфортнее. Новый 5,7-литровый V12 мощностью 492 л. с. позволял разгоняться до 100 км/ч за 4 с и достигать 325 км/ч.
С такими данными Diablo стал самым быстрым дорожным автомобилем в мире. С 1993 года наладили выпуск полноприводного варианта VT, а к 30-летию марки подготовили 525-сильный Diablo SE30, представили и 600-сильный Jota. Появились кабриолет и трековый Diablo GT. Финальная 550-сильная модификация Diablo VT 6.0 увидела мир в 2001 году, а всего собрали свыше 2800 машин.
В 1998 году в истории Lamborghini начался новый этап, ведь марка вошла в состав концерна Volkswagen. Немецкие партнеры помогли создать модели Murcielago и Reventon, а также компактный Gallardo, ставший самой успешной моделью в истории марки – свыше 12 тыс. выпущенных купе и кабриолетов. Последние пополнения в табуне «быков» из Санта-Агата – купе и кабриолет Aventador. Специально же к 50-летию создали эксклюзивный Lamborghini Veneno стоимостью 3,5 млн. евро.