Кузов автомобиля (Часть 1)
Пожалуй, самая важная деталь автомобиля – кузов. Ведь, в первую очередь, при выборе машины покупатели исходят как раз из его характеристик – тип, форма и объем. Хотя список параметров гораздо больше. К примеру, в его задачи входит: обеспечение комфортабельности, защита людей от внешней среды и при авариях.
Также, к кузову крепятся и основные составляющие автомобиля: двигатель, элементы подвески и так далее.
Глядя на машины начала прошлого века и на те, которые сегодня ездят по улицам, можно заметить существенные отличия в их внешности. Нынешний вид транспортных средств – результат столетней эволюции.
Одними из первых автомобилей с цельнометаллическими кузовами, в 1914 году, стали машины братьев Додж (Dodge). До этого времени при производстве автомобилей использовались те же технологии и материалы, что и для карет. Многое изготавливалось из древесины.
В 1922 году Lancia Lambda стала первым автомобилем с несущим кузовом. Тогда же, в 20-е годы, появилась шовная и точечная электросварка. Все это позволило понизить затрачиваемое время на изготовление кузова и, в конечном итоге, уменьшить стоимость автомобиля.
В 50-е годы производители стали уделять немало времени и внешнему виду транспорта. Потенциальным покупателям хотелось приобрести не просто практичное средство передвижения, а вещь эстетическую, привлекающую взор.
В 60-е годы поиск более легких материалов для изготовления панелей кузова приводит к появлению первых автомобильных корпусов, изготовленных из пластмассы. Яркий пример фантазии автомобилестроителей того времени – ГДР-овский Трабант, панели кузова которого были выполнены из "фенольнопресольформальдегидной смолы" (клеевой наполнитель плюс отходы хлопкового производства). В результате, автомобиль весил всего лишь 620 кг.
В 70-е годы, к кузову предъявляют все больше и больше требований.
Значимыми становятся не только небольшая масса и простота производства, но и защита водителя и его пассажиров. Существенным шагом разработчиков по обеспечению безопасности стало использование вычислительной техники в процессе создания нового автомобиля. Это позволило надежно рассчитывать кузов автомобиля с учетом зон вероятной деформации, которыми являются передняя и задняя части автомобиля: сминаясь при аварии, они поглощают значительную часть энергии удара и защищают детали, образующие салон.
Первые попытки придать автомобилю аэродинамическую форму и уменьшить тем самым лобовое сопротивление начались еще в 30-ые годы, но всерьез автомобильной аэродинамикой занялись, когда мир охватил энергетический кризис 1973 года.