Курьезы техники: летающие автомобили
Автомобили "с крыльями" появились еще в ХХ столетии. Однако, несмотря на вековую историю и независимо от своих возможностей, они по-прежнему остаются в тени мировых изобретений и воспринимаются человечеством исключительно как курьезы техники.
В общей сложности на сегодня насчитывается уже около пяти десятков разных действующих моделей. Первым создателем летающего автомобиля считается авиаконструктор Глен Кертис. В 1916 году появился его первый автоплан – Curtiss Autoplane, испытания которого прошли в 1917 году. Эта была огромная 4-колесная конструкция с тремя крыльями размахом 12 м. С такими габаритами ему было довольно трудно не только перемещаться по земле, но и летать. Curtiss Autoplane смог сделать всего несколько небольших полетов. Тем не менее автоплану Кертиса нужно отдать должное – он был первым, кто сыграл роль концепта летающего автомобиля, пускай и не совсем удачного. В 1920-м году Генри Форд заинтересовался подобным изобретением и вложил деньги в проект под названием "маленький дешевый летающий автомобиль". Однако на одном из испытаний Форд потерял своего близкого друга, после чего решил навсегда отказаться от этой идеи.
Тем не менее в 30-х годах исследование и усовершенствование изобретения продолжили другие конструкторы, получив грант у президента США Франклина Рузвельта. Следующим рывком для "летающего автомобилестроения" стал "Стреломобиль" Вальда Ватермана, который появился в 1937 году. Эта конструкция состояла из двух частей: самолет и автомобиль "Студебеккер". В отличие от своих предшественников он успешно прошел все испытания. "Стреломобиль" был оснащен двигателем мощностью 100 л. с. и мог развивать 110 км/ч на земле и 200 км/ч в воздухе. Управлялся он несложно, с ним могли справиться даже новички. После полета крылья необходимо было снимать и хранить в аэропорту.
Пролетал "Стреломобиль", к сожалению, совсем немного, как и его предшественники. Несмотря на его полную исправность, испытания остановили, ссылаясь на большие затраты. Так, в 30-х годах, из-за отсутствия финансирования аэромобили прекратили свое существование на десять лет. И лишь в 1947 году компанией Consolidated-Vultee был представлен следующий проект летающего автомобиля – солидный 2-местный седан под названием "Аэрокар". Эта конструкция состояла из автомобиля и самолета, которые могли отсоединяться друг от друга. Он показывал хорошие результаты и был достаточно экономичен. Пролетая 72 км за час, он тратил около 4 л горючего. В том же году его собирались выставить на рынок. Но перед самой продажей, на третьем завершающем испытании, аэрокар попал в аварию, которая похоронила возможность его серийного производства навсегда.
Примерно в то же время, в 1946 году, Роберт Фултон создал "летающую амфибию". Он решил подойти к проблеме с другой стороны: приспособить не автомобиль к небу, как делали большинство конструкторов, а самолет к земле. Фултон хотел доказать, что довольно громоздкая на вид конструкция может быть легка и удобна в использовании, делая акцент на домохозяек, которые без труда смогут управлять его амфибией. И, правда, его летающий аппарат разбирался совсем несложно, за считанные минуты: с него снимались крылья и секции хвоста, а пропеллер прятался внутрь фюзеляжа. Он имел мощность 150 л. с., развивал в воздухе скорость до 193 км/ч, а на земле до 80 км/ч. Амфибия была первой летающей машиной, которая получила сертификат в Управлении гражданской авиации США. Но, несмотря на свой успех, серийного производства она не дождалась: Фултон так и не смог найти денег.
"Аэрокар" Тейлора
Одним из самых известных конструкторов летающих автомобилей по праву считается Молт Тейлор, создавший всем известный "Аэрокар". Многие считают его отцом аэромобилей, поскольку он был первым человеком, который рассказал всему миру об их существовании. С появлением его первых изобретений, на теле- и киноэкранах летающие автомобили стали считаться обыкновенным явлением, многие богатые люди, в том числе и знаменитости, пользовались ими ради собственного развлечения. Это и многое другое создавало к ним огромный интерес у общественности. Конечно, по большей мере Тейлор сознательно привлекал к ним внимание. Он, таким образом, рекламировал свои аэрокары, чтобы в будущем добиться их серийного производства. Однако это оказалось достаточно сложно и, несмотря на все попытки, ему это так и не удалось.
Но все же вернемся к самим проектам аэрокаров. Тейлор с юности был одержим небом и авиацией, что в итоге сделало его хорошим инженером. На фронте он принимал участие в создании первых крылатых ракет. После войны занимался строительством самолетов-амфибий и планеров. Однако вскоре, после публикации в журнале "Life" информации о "Летающей амфибии" Роберта Фултона, он был потрясен.
Тейлор понимал, что это прекрасная идея, которую необходимо развивать и усовершенствовать. Он хотел на технической базе амфибии создать более удобную и комфортную машину. Однако его смущало то, что при преобразовании самолета в автомобиль съемные части, такие как крылья и хвостовое оперение, необходимо оставлять вне автомобиля, а это довольно неудобно. Тогда он придумал возить все детали с собой в автомобильном трейлере. И уже в 1949 году Тейлор начал строительство своего первого аэрокара.
В 1956 году появился на свет Taylor's Aerocar. Поначалу первыми покупателями были кинозвезды или компании, которые для привлечения к себе внимания приобретали "диковинку". Однако вскоре Тейлору удалось договориться с компанией Ling-Temco-Vought о производстве аэрокаров серией 1000 экземпляров, но при условии наличия предварительных 500 заказов. Тейлору удалось найти только половину, и сделка сорвалась.
Необходимо отметить, что аэрокар стоил в 20 раз дороже обыкновенного автомобиля. Впрочем, это соотношение осталось и по сей день. Следующий шанс у аэрокара появился только в 1970-м году. На тот момент это была уже третья модель (в общей сложности моделей было четыре). Тогда им заинтересовалась компания Ford Motor Company. Однако после нефтяного кризиса и активного импорта японских машин интерес Форда угас. Кроме этого, аэрокары в то время стали пользоваться дурной славой. Это было вызвано случившимися катастрофами с инженерами-аматорами, многие из которых разбились на своих неудачно сконструированных аппаратах. На сегодняшний день аэрокары Тейлора в исправном состоянии и могут совершать как полеты, так и поездки. В воздухе они набирают скорость до 190 км/ч, на земле ездят как большинство автомобилей того времени.
Skycar Моллера
Еще одна известная фамилия в аэромобильном строительстве – Пол Моллер, как впрочем, и его творения, история которых началась в 60-х годах. Первые его изобретения ХМ-2, ХМ-3 – маленькие двухместные самолеты были оснащены 2-тактными моторами. Позже, в 70-х, на следующую модель ХМ-4 Моллер установил восемь двигателей от спортивных легковых машин, которые располагались по окружности. Такая схема позволила аппарату совершать вертикальный взлет.
Однако, по мнению изобретателя, у ХМ-4 была недостаточно большая мощность, что делало полет несовершенным. Тогда Моллер, в конце 80-х, решил приобрести у Морской Корпорации роторные двигатели Ванкеля. На их основе он разработал новую модификацию двигателей и оснастил ими ХМ-4. Это увеличило мощность летательного аппарата на 20% и сократило общий вес наполовину.
Вскоре модель получила еще несколько изменений, и ее переименовали в М200Х. В 1989 году было проведено успешное испытание, после чего летающую машину представили международной прессе. С тех пор М200Х сделал 200 успешных полетов.
Модель отличается от других изобретений такого плана тем, что объединяет в себе возможности самолета и вертолета. М200Х может приземляться вертикально и горизонтально, с легкостью преодолевает длинные расстояния, при этом обеспечивая пилота и его пассажиров достаточно комфортным и безопасным перемещением. Эти характеристики делает ее удобной для использования в хозяйственных и военных целях. Она может служить в качестве пожарной, милицейской и медицинской техники. Продолжением этой модели является М400 Skycar – это довольно современный летающий аппарат. Он имеет все необходимые характеристики качественного и комфортного автомобиля, приспособленного для передвижения в воздухе, где он способен перемещаться со скоростью свыше 600 км/ч. При этом достаточно легок в управлении, непохожем на традиционную манеру самолета: оснащен только двумя рычагами под рукой, с помощью которых и осуществляется управление. На сегодняшнем этапе Моллер активно проводит испытания, чтоб получить разрешение для полетов своего Skycar. И это уже не за горами, ведь с каждым днем появляется все больше подобных изобретений, которые создаются не только отдельными энтузиастами-изобретателями, а целыми компаниями.
На просторах СССР…
Первой крылатой машиной в СССР было изобретение, сконструированное П. И. Гроховским, возглавлявшим в то время Экспериментальный институт. За основу был взят легковой "Форд" 1937 года, на крышу которого крепился бензобак и крыло с двумя моторами. Управлялся он со второго сиденья автомобиля при помощи штурвала. Следующим довольно необычным изобретением Союза был летающий танк, построенный в 1942 году под руководством О. К. Антонова. Сверху на танк крепился планер с 18-метровым размахом крыла. Управлялся он пилотом изнутри. Его предназначением было перебрасывание танков за линию фронта. Однако после нескольких испытаний проект остановили из-за отсутствия самолета-буксировщика. Вообще в бывшем Союзе, и в нашей стране в частности, аэромобильное конструирование не нашло широкого распространения. Однако слияние самолета и автомобиля все же произошло, несмотря на отсутствие крыльев в некоторых аппаратах. В северных районах страны из-за обильного снега необходимы были вседорожники. Так, в 1952 году, вертолетным конструкторским бюро им. Комарова был создан автомобиль-аэросани "Север-2".
онструкция состояла из автомобиля "Победа", который был установлен на лыжи, и авиационного мотора АИ-14 с мощностью в 260 л. с. Аэросани приобрели серийное производство и работали на труднопроходимых участках. Затем была выпущена модель Ка-30 с тем же мотором, но на основе автомобиля ЗИЛ-130.
Однако аэросани с авиационным мотором были достаточно дорогими, расходовали много топлива и масла. Поэтому Московский авиационный институт совместно с фирмой "Маккин" в 1991 году разработал на базе автомобиля "Нива" ВАЗ-2121 проект, совмещающий аэросани и аэроглиссер с приводом воздушного винта от автомобильного мотора. Что же касается непосредственно летающего аппарата, то в МАИ в 1994 году был разработан проект на базе Renault Twingo. Эта машина, кроме самолета, может принять форму еще шести транспортных средств. Вот такой славянский народ – если летать может, так уж и по воде и по снегу тем паче...
Взгляд в будущее
Безусловно, интерес к летающим автомобилям растет с каждым годом все больше и больше. Однако все понимают, что запустить в небо, особенно над городом, несколько десятков тысяч крылатых машин движущихся со скоростью 600–700 км/ч, более чем неразумно, и чревато негативными последствиями. Пока не существует системы регулирования подобного движения, никакие власти не позволят их серийное производство. Однако такие компании, как Terrafugia Inc. и Milner Motors, в целях эффективных продаж решили подойти к этой проблеме с другой стороны, сосредоточив все свои силы на проект, названый как roadable aircraft (летательный аппарат, пригодный к дорожному движению). Этот проект подразумевает создание легкого спортивного самолета, который в городе будет передвигаться исключительно по земле, как автомобиль, а за его пределами – как частный самолет, подчиняющийся всем стандартным правилам движения в воздухе. Roadable aircraft объединяет в себе автомобиль и самолет, при этом не создавая никаких неудобств частыми пересадками.
Изобретения компаний, названые как AirCar и Transition, отличаются от машин прошлого, пожалуй, только своим техническим совершенством. Например, пилоту теперь не придется выходить из кабины, чтобы снять крылья или хвостовое оперение, они складываются внутрь автомобиля автоматически. Задние колеса будут смещены назад, что уменьшит нагрузку на передние. Передвигаясь по земле, автомобиль будет использовать электродвигатель – это обеспечивает защиту окружающей среды. На самом деле, эти машины еще не поднимались в воздух, однако их модели уже представлялись на Флоридском автосалоне и Нью-Йоркском моторшоу. Компании не определились только в выборе двигателя. Да и про комфорт решили не забывать, ведь на дворе ХХІ век, и просто энтузиазма, которым довольствовались прежние изобретатели, недостаточно. Все должно отвечать требованиям современности: и дизайн, и имидж, и удобства.