Комфортная поездка с национальным характером
В современном мире человек находится в состоянии беспрерывного движения. "Быть в дороге" стало неотъемлемой частью нашей жизни, а сохранение собственного времени – главным приоритетом. Так, в повседневной суете, опаздывая на встречу, работу или просто выходя c вокзала другого города, мы непременно вспоминаем о такси – самом удобном, комфортном и быстром общественном транспорте, без которого уже трудно представить динамичную жизнь. Однако мало кто знает, что за быстротой передвижения стоит целая культура, носящая своеобразный национальный характер. И понять ее можно, заглянув в историю…
Такси, в современном представлении, которое мы все знаем, берет свое начало с 1905 года, когда был изобретен специальный прибор, определяющий стоимость проезда – таксометр (taximetre, фр. – счетчик цены). Он имел вид небольшого ящичка с камушками, установленного над одним из колес экипажа. Проделывая круговой оборот, специальная зацепка открывала окошко в верхнем отверстии коробочки, откуда в нижнюю емкость выпадал один из камней. По ее наполнению, в конечном итоге, можно было подсчитать плату за проезд. Отсюда и произошло название – таксомоторы. Однако официальная дата рождения такси – 1907 год. Тогда одновременно на улицах Лондона и Нью-Йорка появились автомобили, оснащенные данным прибором. Эта дата и ознаменовала начало "эры такси". В прошлом году мир уже отпраздновал его 100-летие. А в таких государствах как Англия, Франция, США и Япония этот вид транспорта имеет еще и свою особую культуру и историю, связанную с национальными особенностями.
Национальная гордость Англии – Black Cab
Великобритания – страна, которая всегда удивляла мир своей неординарностью, храня при этом верность традициям. Возможно, именно эта черта и создает интерес вокруг "чисто английских" вещей, одна из которых – знаменитый Black Cab. Во всем мире его считают английской национальной гордостью и достоянием, как например, Big-Ben или двухэтажные лондонские автобусы. Не прокатиться на нем, будучи в Британии, просто невозможно, ведь только в этой стране производят автомобили, специально подготовленные под такси.
История возникновения черного кэба началась с 1636 года. Тогда четверо жителей Лондона создали ассоциацию экипажей, именованных hackney (hacquenee, фр. – лошадь по найму). А к 1760 году по улицам Лондона уже разъезжало свыше тысячи подобных транспортных средств, запряженных лошадьми.
Позже в 1863 году, когда на узких европейских улочках стало невыносимо тесно от громоздких 4-колесных повозок, появились легкие 2-колесные экипажи-кабриолеты, именовавшиеся сокращенно кэбами (по нашему – такси, однако британцы и по сей день называют их по-своему). К концу столетия появились первые 70 электрокэбов Bersey от производителя London Electrical Cab, развивавших скорость до 15 км/ч. Однако пешеходы и водители оказались неприспособленными к появлению такого явления. Вследствие постоянных аварий компания разорилась. И только в 1907 году, когда власти объявили счетчики-таксометры обязательным условием платных перевозок, в Британии начался всплеск такси. Многие компании стали разрабатывать автомобили, специально приспособленные для использования в качестве таксомоторов. Самыми востребованными, вплоть до начала Второй мировой войны, были Unic, французские машины c 2-цилиндровыми двигателями, закупленные первой крупной компанией General Cab для своего гаража.
После войны британский таксодром был полностью разрушен. Машин практически не осталось, все уничтожила война, а производить новые стало намного сложнее. Тем не менее, именно с этого периода начался новый виток истории английских кэбов – впервые их производят исключительно в Англии. В 1947 году на свет появляется Morris-Commercial, а через год, в 1948-м – Austin FX – эталонный английский Black Cab. Как и все последующие модели ХХ века, это был седан с высокой крышей и со специальным отсеком для водителя, рядом с которым помещался багаж. Сначала его выпускали с бензиновым двигателем, а позже, в 1952-м, появилась версия с дизелем от Ferguson. В 1954-м Austin разработала свой двигатель объемом 2,2 литра. Такси "Остина" приобретало невероятную популярность, но несмотря на это, компания продолжила изготовление новых моделей. Так, в 1958-м появился первый легендарный FX4, производство которого продолжалось 39 лет (конечно же, в различных модификациях).
В 1982 году компания Carbodies официально выкупила лицензию на производство FX4, переименовав себя в London Taxis International (LTI). Они выпустили заключительную версию FX4, названную Fairway. В общей сложности за все года было произведено 75 тыс. машин этой модели. Англичане, несомненно, со всей своей традиционностью и консерватизмом продолжают выпускать типичные, уже ставшие национальными, кэбы. В 1997-м LTI запускает серию ТХ, последняя из которой – ТХ4. Модель оснащена современной системой безопасности, отвечает экологическим нормам Евро-4, оборудована детским креслом и устройством для перевозки инвалидов. Ее цена колеблется в пределах 25–40 тыс. евро. Сегодня стоимость кэба лежит примерно в том же диапазоне. Срок его эксплуатации – 10–12 лет или 800 тыс. км. Однако эти цифры устанавливает производитель, а на практике машины проходят миллионный километраж и служат все 25 лет.
Неординарность понятия такси в Англии присуща даже в системе организации перевозок: лицензия выдается исключительно сроком на три года, имеет различную стоимость, откуда и разнообразие услуг. Так, например, в зависимости от цены, в лицензии указывают максимальное количество пассажиров, допустимое для перевозки за один раз. Кроме этого возможность подбирать клиентов на улицах для многих таксопарков дорогое удовольствие, позволить себе которое могут относительно крупные компании. Остальные предпочитают организовывать работу с помощью телефонных вызовов, так как получение права "работы по заказу" гораздо дешевле. Даже стать кэбменом непростое занятие, необходимо сдать специальный экзамен на совершенное знание города. Лондонские таксисты никогда не заставят беспокоиться своего клиента подробными расспросами о направлении, и даже не воспользуются картой – это будет явным признаком непрофессионализма. При этом нужно отметить, что проехаться на кэбе довольно дорого. Считается, что всегда можно торговаться. Однако позволит ли себе это истинный джентльмен?
Особенности национального такси Франции
Французы, как и англичане, настоящей родиной таксомоторов считают свою страну. Возможно, это правда, ведь спор по этому вопросу так и не решен. Хотя справедливо будет заметить, что с ХVIII века до первой половины ХХ столетия национальные особенности французского такси были выражены ярче, чем сегодня. Примерно в середине XVIII века один предприимчивый француз рядом с часовней святого Фиакра основал постоялый двор конных экипажей, названных фиакрами в честь святого покровителя. Это были первые в Европе экипажи общественного пользования большой вместительности. Ведь многоместные кареты тогда могли позволить себе исключительно богатые люди. В 1896 году автомобильный клуб Франции вынес решение о недопустимости конных экипажей в "Столице мира", и в связи с этим, фиакры снарядили бензиновым двигателем и рычагами управления. Они были довольно примитивными и не особо удобными.
Первыми серийными автомобилями, специально предназначенными для такси, стали Renault, окрашенные красным и ярко-зеленым цветами. Нужно отметить, что визуально они не сильно отличались от своего предшественника: пассажиры сидели в закрытом помещении, отделенном от водителя, который находился вместе с багажом под открытым небом. Общение их минимизировалось, что давало возможность шоферу сконцентрироваться на дороге, переполненной в то время людьми, машинами и повозками. Внешний вид таксистов был своеобразный: длинное непромокаемое форменное пальто и белая фуражка военного образца. Однако больше всего прославились на весь мир "марнские таксисты". В 1914 году оккупированный немцами Париж остался без резерва транспортных средств. И тогда за одну ночь 1200 такси перевезли на рубеж реки Марна свыше 6500 солдат, остановивших противника, попав во французскую историю. Рисунки с марнскими таксомоторами и поныне украшают парижские сувениры.
В настоящее время ни специальной окраски, ни особой модели, которой пользуются французские таксисты, не существует. Однако, оказавшись в Париже, их можно узнать по специальной фишке на крыше автомобиля. Если она горит – такси свободно. Некоторые пользуются флажками, расположенными снаружи ветрового стекла: поднят – милости просим, опущен – ждите следующего. Существует тариф будних и выходных дней. Таксистам принято давать чаевые в размере 10 % от суммы проезда. Но самое главное отличие французского такси – хорошее состояние таксопарка и безукоризненный сервис.
За океанами …
Если французское такси окрашено ярко красно-зелеными цветами, английское – черным или темно-вишневым, то по городам Америки растеклись желтые автомобили с шашечками на крышах. Первые такси в США появились в начале XIX столетия, когда страна кишела гангстерами и контрабандистами. Именно такие организации и стали во главе всего таксопарка Америки. В первую очередь это связанно с введенным в то время "сухим законом". Мафия осуществляла нелегальные перевозки спиртного при помощи такси. В больших городах с множеством желтых автомобилей они растворялись в общем потоке и оставались незамеченными. С тех пор, по правде сказать, дурная слава американского такси сохранилась. Таксистами почти всегда становились эмигранты, пытающиеся обмануть клиентов.
Удивительно, но самыми лучшими таксистами мира считаются японцы. Возможно, эта сдержанность – результат строгого воспитания, а быть может это связано с относительно недавним появлением у них такой службы. В Японии такси организовали через 10 лет после окончания Второй мировой войны, до этого по улицам городов колесили рикши. Японские таксисты доброжелательны и учтивы, работают исключительно в белых перчатках и заботятся о комфорте своих пассажиров. Автомобиль оборудован всевозможной техникой. Например, с автоматизированным открытием дверей: клиенту не приходится самостоятельно открывать ее себе – за него это сделает водитель, нажав на кнопку. Также каждое такси оснащено кассовым аппаратом и устройством для считывания кредитных карточек. Однако это удовольствие достаточно дорогое, и воспользоваться услугами такси имеют возможность исключительно обеспеченные граждане Японии.
Такси прошло через много веков: начиная от экипажей до юрких автомобилей. Оно плотно укоренилось в нашем сознании как неотъемлемая часть комфортной жизни. Остается надеяться, что развитие его только начинается, и в будущем нас ожидают еще более совершенные услуги, предназначенные для перевозок.