Картинг – досуг американских военных
Картинг обязан своим появлением летчикам американских ВВС. Они во время Второй мировой войны, чтобы хоть как-то скрасить томительное время ожидания боевых вылетов, устраивали всяческие соревнования. Однажды умельцы-вояки приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетные двигатели и начали совершать на них поездки по летному полю. Затем, сделав несколько подобных машин, стали проводить на них импровизированные гонки. Первые карты, правда, тогда их так еще не называли, были собраны в буквальном смысле из подручных материалов: в ход шли куски водопроводных труб для рамы, двигатели от аэродромных транспортеров и авиационные шасси. После окончания войны о гонках по летному полю забыли, но не все. Некий Арт Инглес хорошо запомнил свой военный досуг. Работая механиком в компании, занимавшейся производством гоночных автомобилей, он мечтал о создании маленького и доступного по цене автомобиля. Первый карт был построен Инглесом в 1956 году. В том же году он представил свою конструкцию публике. Это был несложный агрегат. В качестве силовой установки использовался двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л. с. Машину назвали тележкой (на англ. cart).
На изобретение Инглеса обратил внимание предприимчивый бизнесмен. Разглядев в примитивном автомобильчике коммерческий взыск, он зарегистрировал компанию Go Kart Co Inc (дословно – "Бегающая повозка") и занялся производством картов. Первые серийные карты были оснащены двигателем от газонокосилки и стоили порядка 130 долларов, что в нынешних ценах составляет приблизительно 900 долларов. Они отличались очень простой конструкцией, малой мощностью двигателей и полным отсутствием каких бы то ни было мер безопасности.
Именно благодаря простоте и дешевизне картинг в первые годы своего существования приобрел невероятную популярность. Уже в 1957 году в стране насчитывалось множество картодромов, а количество проданных картов и гонщиков исчислялось тысячами. К середине 60-х годов картинг получил распространение в Великобритании и СССР. Популярность картинга частично объясняется тем, что для его построения подходило буквально все. Сделать такую технику можно было в любой школьной мастерской. Даже в сельских школах Украины были секции по конструированию картов.
Первый карт в нашей некогда общей стране под названием СССР был построен в 1960 году под руководством харьковчанина Льва Кононова. Кстати, очагом зарождения советского картинга считался Харьковский дворец пионеров. В 1961–1963 годах картинг окончательно становится на ноги в целом ряде городов, среди которых кроме Харькова числилась и Одесса. В Одессе производство картов и вовсе было поставлено на промышленную основу. Правда, конструкция была далека от совершенства, и приходилось дорабатывать их самостоятельно.
В 1962 году была основана Международная комиссия картинга, а уже через два года в Риме был проведен первый мировой чемпионат.
После этого картинг становится кузницей кадров для "Формулы-1". Практически все сильнейшие гонщики в свое время начинали именно с карта. Михаэль Шумахер, Пабло Монтойя, Мика Хаккинен и Фернандо Алонсо свои первые титулы заработали именно в этой дисциплине.
Карт, ввиду его небольшой массы, часто применялся для побития рекордов скорости на машинах с малым объемом двигателя. На этапе Чемпионата Европы 2000 года скорость одного карта достигла рекордной отметки в 260 км/ч. А наибольшая зафиксированная скорость в истории картинга – 407 км/ч.
Со временем карт от массового увлечения сдвинулся в сторону профессионального спорта.
Вскоре карты начинают разделять на две разновидности: машины для гонщиков-профессионалов и более простые, для проката в картинг-клубах. Однако в общих чертах они похожи. Основой карта является рама, сваренная из стальных труб. Дюралюминий, титан и карбон в конструкциях запрещены. Упругой подвески на карте нет, роль амортизаторов играют шины и рама. Из-за отсутствия подвески картинг требует практически идеального асфальта, поскольку даже незаметные неровности приводят к сильной тряске. Диаметр передних колес, как правило, меньше задних.
В спортивных картах двигатель обычно располагается справа от водителя; в прокатных картах – сзади. Вес карта 70–80 кг.
В отличие от прокатных картов с четырехтактными моторами, гоночные модели снабжаются двухтактными. Мощность первых составляет порядка 6–9 л. с., а самые мощные спортивные выдают до 40 л. с. – это очень и очень много. При массе карта с водителем это дает мощность в пределах 7–10 кг/л. с. При этом количество оборотов у двухтактных двигателей может достигать 17000 об/мин. Наиболее мощные карты могут разгоняться до 100 км/ч за 3,5 с. При этом перегрузки, испытываемые пилотом, очень велики.
Трансмиссия может быть нескольких типов. На низших классах, типа детских, роль трансмиссии выполняет цепная передача. Такой карт не может стоять на месте с работающим мотором. Двигатель заводится "с толкача". На некоторых прокатных картах применены автоматическое центробежное сцепление и цепная передача. Благодаря такой конструкции, чтобы карт ехал, достаточно нажать на газ, а при остановке двигатель не глохнет. Ну а на спортивных профессиональных имеется и коробка передач и сцепление. В зависимости от класса, на картах бывают или механические, или гидравлические тормоза.
В Украине картинг канул в лету вместе с распадом СССР по вполне объективной причине – отсутствие финансирования. Но уже через несколько лет появились люди, желающие экстрима. Для них в крупных городах начали появляться площадки платного картинга. Стандартные расценки: от 50 грн. за 10-минутный заезд.
Если рассуждать философски, то вплотную к картингу примыкают так называемые мини-кары – безмоторные микроавтомобили, движущиеся по наклонным трассам. Соревнуются они на спусках. Будучи запущенным с горы, мини-кар развивает скорость до 60 км/ч.
А появилась данная забава в 1935 году после того, как фотограф одной небольшой американской газеты заснял ребят, соревнующихся в скорости спуска с горы на тележках. Фотограф обратился с идеей популяризации, увиденной им ребячьей суеты. В течение года муниципалитеты маленьких городов сумели организовать проведение так называемых "Гонками мыльных ящиков" (Soap Box Derby). Название не было случайным. Первые безмоторные микроавтомобили имели вместо кузова деревянный ящик, к которому прикреплялись колеса. Причем управление передними колесами осуществлялось с помощью веревки. Расцвет мини-карного спорта пришелся на 50–60-е годы – Soap Box Derby даже транслировало телевидение.
Гонки на "мыльных ящиках", как правило, проводятся ради развлечения. Обычно на мини-карах устанавливают следующие ограничения: мини-кар должен быть сделан собственноручно водителем, поскольку рулевыми в основном выступают дети. Мини-кар не должен иметь ничего, напоминающего двигатель. А этим чем-то может быть, к примеру, электромагнит в носу мини-кара, который притягивает и приводит в действие примитивный механизм, раскручивающий колеса. Должны иметься тормоза, а водитель должен быть в шлеме. Иногда устанавливают ограничения на стоимость конструктивных материалов.