Jeep Compass, Opel Antara и Toyota RAV4: соревнование компактных вседорожников

Решетка радиатора из семи «зубьев» - фамильная черта Jeep
Решетка радиатора из семи «зубьев» - фамильная черта Jeep
Решетка радиатора из семи «зубьев» - фамильная черта Jeep
Воздухозаборник в бампере Opel Antara напоминает улыбку
Воздухозаборник в бампере Opel Antara напоминает улыбку
Широкая радиаторная решетка Toyota RAV4 декорирована хромом
Широкая радиаторная решетка Toyota RAV4 декорирована хромом

Сегмент компактных городских вседорожников довольно большой. Он включает и семиместные автомобили, и модели со спортивным характером. А ведь еще лет 15 назад далеко не все автопроизводители имели подобные модели в своей линейке. Одним из пионеров этого класса считается RAV4. Появившись в 1994 году, он был довольно оригинальным для свого времени, но теперь конкурентов у него более чем достаточно. Среди них – Compass и Antara. Именно эти три автомобиля и являются героями нашего сравнительного тест-драйва.
   
Compass – начальная модель в линейке Jeep. Автомобиль отличается мускулистым дизайном с расширенными колесными арками и рельефным капотом. «Лицо» вседорожника выполнено в фирменном стиле: четырехугольные фары сочетаются со знакомой «зубастой» радиаторной решеткой, состоящей из семи вертикальных отверстий, обрамленных хромом. Передний бампер слегка обрезан снизу ради улучшения геометрической проходимости. Ручки задних дверей спрятаны в стойках кузова. На крыше установлен спойлер, а по краям кузова размещены компактные фонари.
   
Opel Antara привлекает довольно подтянутым и атлетичным дизайном. У него короткие свесы кузова, ниспадающая линия крыши и большой угол наклона задних стоек. Как у большинства Opel, решетка радиатора украшена широкой хромированной полосой, а воздухозаборник в бампере напоминает улыбку. По бокам от нее – небольшие фары сложной формы. Боковины украшены стильными «жабрами» вентиляционных отверстий. Пятая дверь снизу декорирована небольшим серебристым спойлером. Задние фонари по форме напоминают лепестки растений.
   
В скором будущем эстафету примет новый Toyota RAV4, но пока в продаже прежнее третье поколение модели. Автомобиль отличается сдержанным, солидным стилем. В нем преобладают лаконичные формы. Но вместе с тем, слегка профилированный капот и клиновидная оконная линия придают вседорожнику больше стремительности. Широкая радиаторная решетка декорирована хромом, а передние фары – слегка раскосые. За задними дверьми размещены небольшие треугольные окошки, а стойки крыши – практически вертикальные. Треугольные фонари растянуты на крылья, а на крыше размещен спойлер.
   
Opel немного больше своих соперников – достигает 4596 мм в длину при колесной базе в 2707 мм. Jeep несколько меньше – 4448 и 2635 мм, соответственно. Toyota – наиболее компактный в тройке: его длина равна 4415 мм, а расстояние между осями – 2707 мм. Поэтому Antara самый тяжелый: 1750 кг против 1550 кг у Compass и 1500 кг – у RAV4.
   
В отделке салона Jeep черный пластик сочетается с многочисленными хромированными деталями. В частности, заметны блестящие ободки у приборов, клавиш и вентиляционных дефлекторов. Трехспицевое рулевое колесо обшито кожей. На приборной панели размещены циферблаты спидометра, тахометра, указателей остатка топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости. Однако их шкалы, как и экран бортового компьютера, несколько мелковаты, что затрудняет считывание показаний.

На центральной панели размещен 6,5-дюймовый сенсорный экран мультимедийной системы UConnect. Блок климат-контроля представлен тремя крупными круглыми переключателями. Селектор трансмиссии размещен высоко, поэтому к нему не нужно тянуться. Над перчаточным ящиком размещена небольшая полочка. Рулевая колонка регулируется только по высоте, зато водительское кресло снабжено электроприводом. Оба сиденья Compass оснащены подогревом. Они мягкие, но их спинки слишком плоские. Следует отметить, что толстые задние стойки несколько ограничивают обзорность назад.
   
Пластик в салоне Opel щедро разбавлен многочисленными серебристыми вставками «под алюминий». Относительно небольшое трехспицевое рулевое колесо выполнено в спортивном стиле. Циферблаты приборов находятся в отдельных желобах и украшены хромированными ободками. Между спидометром и тахометром – датчик остатка топлива в баке и экран бортового компьютера. Переключатели блоков аудиосистемы и климат-контроля на вертикальной центральной панели – просты и понятны, хотя некоторые из них – слишком маленькие. Пластик здесь несколько хуже, чем у соперников. У рулевой колонки изменяются высота и глубина. Передние сиденья удобные и обладают неплохой боковой поддержкой, предусмотрена и функция их подогрева. Высокая посадка и тоненькие стойки крыши обеспечивают хорошую обзорность во всех направлениях. Стояночный тормоз – электромеханический, поэтому на месте «ручника» установлен немаленький сдвижной подлокотник с вместительным боксом.
   
Материалы внутренней отделки Toyota, пожалуй, лучшие в этой тройке. Трехспицевое рулевое колесо обшито перфорированной кожей. Его обод снизу выполнен плоским. На приборной панели центральное место занимает большой спидометр с экраном бортового компьютера внутри. Слева от него – тахометр, а справа – датчики температуры двигателя и остатка топлива в баке. Широкая центральная панель выполнена рельефной, что способствует разделению клавиш аудиосистемы и климат-контроля. Переключатели на ней рационально расположены и удобные в пользовании. Рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету. Сиденья первого ряда широкие и мягкие, хотя немного больше поддержки в районе поясницы не помешало бы. Кресла также оснащены подогревом. Обзорность вперед и по сторонам хорошая, но при парковке она ограничена из-за слишком толстых задних стоек крыши.
   
Во всех трех автомобилях на втором ряду достаточно просторно, хотя больше всего места в Compass. Toyota и особенно Opel имеют меньше места для ног. Впрочем, в RAV4 это компенсируется наличием горизонтальной регулировки у задних сидений. В японском и немецком вседорожниках изменяется угол наклона спинок. У Jeep также самый большой багажник – 436 л против 420 л у Opel и 410 л – у Toyota. Со сложенными задними сиденьями ситуация несколько другая – 1277, 1420 и 1469 л, соответственно. Также следует отметить, что у RAV4 не слишком удобная пятая дверь, ведь она не поднимается вверх, а открывается в сторону.
   
Для объективного сравнения выбраны версии моделей с одинаковой стоимостью – Jeep Compass 2,4 CVT, Opel Antara 2,4 Cosmo и Toyota RAV4 2,0 Cross Sport. Все они оснащены электроприводами стеклоподъемников и зеркал заднего вида, климат-контролем (Jeep и Toyota – раздельным), магнитолой с CD-проигрывателем, круиз-контролем, системой стабилизации. Jeep также получил CD-чейнджер, жесткий диск на 30 Гб, люк в крыше и систему контроля давления в шинах. Opel укомплектован датчиком дождя и парктроником, а Toyota – датчиками дождя и освещения, системой доступа без ключа. Кроме того, у RAV4 7 подушек безопасности, а у его соперников – по 6.
   
Все три автомобиля оснащены бензиновыми четырехцилиндровыми моторами. Двигатель Compass объемом 2,4 л развивает 170 л. с. при 6000 об/мин, а пик его крутящего момента (220 Н·м) доступен при 4500 об/мин. Вседорожник оснащен бесступенчатым вариатором CVT, который порой не лучшим образом подбирает обороты. Иногда стрелка тахометра замирает на отметке в 6000 об/мин и «четверка» становится слишком шумной. Jeep разгоняется до 100 км/ч за 11,3 с и способен развить 183 км/ч. В городском цикле он расходует 11,3 л/100 км, а в загородном – 7,0 л/100 км. Также у нас для модели доступен 2,2-литровый 163-сильный турбодизель, работающий в паре с 6-ступенчатой «механикой».
   
Двигатель Antara имеет равные с Compass объем (2,4 л) и мощность (170 л. с. при 5600 об/мин). Но он чуть более тяговит, ведь максимальный крутящий момент равен 230 Н·м при 4500 об/мин. Автоматическая 6-ступенчатая трансмиссия отличается плавностью работы, но меньше способствует топливной экономии. Поэтому расход топлива у Opel равен 12,8 л/100 км в городе и 9,3 л/100 км – на трассе. Динамика несколько хуже, чем у соперников: разгон до 100 км/ч занимает 11,5 с, а максимальная скорость – 175 км/ч. К тому же, мотор немного шумный на высоких оборотах. Antara также доступен с экономичным 2,2-литровым турбодизелем мощностью 163 либо 184 л. с.
   
«Четверка» RAV4 имеет меньший объем – 2,0 л. Поэтому она не настолько мощная, как двигатели соперников – 158 л. с. при 6200 об/мин. Да и тяги в распоряжении меньше – при 4400 об/мин доступны максимальные 198 Н·м крутящего момента. Но зато мотор работает очень тихо и плавно. А малый вес и хорошо настроенный вариатор CVT способствуют лучшей динамике в тройке – 11 с до 100 км/ч и максимальные 185 км/ч. Кроме того, Toyota еще и самый экономичный – 9,5 л/100 км в городском цикле и 6,4 л/100 км – на шоссе. К слову, 2,4-литровый вариант вседорожника также существует, но этот мотор у нас доступен только для удлиненного RAV4 Long.
   
У автомобилей полный привод подключаемый, что обеспечивает лучшее сцепление на мокрой или скользкой дороге. Но у Jeep и Toyota можно принудительно подключить заднюю ось на скорости до 40 км/ч. Все три модели оснащены системой помощи при спуске, а у Compass есть еще и понижающая передача. Учитывая его приличный дорожный просвет (205 мм против 180 мм у RAV4 и 176 мм – у Antara), на бездорожье этот «американец» чувствует себя увереннее, чем конкуренты.
   
На асфальтовых дорогах Jeep демонстрирует свою ориентированность на комфорт. Его мягкая подвеска легко «глотает» большинство выбоин, а руль очень легкий и не слишком информативный. Но из-за таких настроек ходовой Compass ощутимо кренится в поворотах. К тому же, по мере роста скорости в салоне становится достаточно шумно – ветер и шины отчетливо слышны. Зато вседорожник маневренный: диаметр его разворота – 10,8 м против 11 м у Toyota и 12,2 м – у Opel. Тормоза обеспечивают уверенное замедление: для остановки со 100 км/ч понадобится отрезок в 39 м.
   
Opel, наоборот, немного лучше в управлении. Его рулевое управление ощутимо острее и точнее, пусть и не всегда дает понять о положении передних колес. Подвеска не слишком мягкая, но и упругой ее не назовешь, ведь большинство неровностей дорог легко поглощаются. В поворотах нежелательные движения кузова у Antara менее выражены, чем у Compass. Да и недостаточная поворачиваемость проявляется очень редко – разве что при вхождении в поворот на слишком большой скорости. А вот тормоза несколько хуже, чем у соперников – 39,9 м со 100 км/ч.
   
Настройки ходовой Toyota являют собой компромисс между комфортом и управляемостью. С одной стороны, подвеска вседорожника мягкая и легко справляется с огрехами наших дорог, а с другой – слишком валким его никак не назовешь. Руль очень легкий, но при этом и точный, пусть обратной связи не так уж и много. На скорости 120 км/ч в салоне тихо и можно говорить, не повышая голоса. Также следует отметить лучшие в этой тройке тормоза: со 100 км/ч вседорожник замедляется на участке дороги длиной 36,6 м.
   
Самый доступный в этой тройке – Jeep Compass 2,4 CVT (267 300 гривен). Он привлекает хорошими вседорожными качествами и просторным салоном. Opel Antara 2,4 Cosmo стоит 275 000 гривен, его козырь – неплохая управляемость. Цена Toyota RAV4 2,0 Cross Sport – 285 000 гривен, а его сильные стороны – хорошая динамика и малый расход топлива.