Jaguar XJ: смена образа
Первый Jaguar XJ появился в 1968 году, и за более чем четыре десятилетия модель стала настоящим воплощением британского консерватизма. На протяжении этого времени автомобиль сохранял основные черты дизайна и его внешние изменения нельзя назвать слишком радикальными. Но времена меняются: у Jaguar появился новый владелец в лице индийского концерна Tata Motors, который хочет укрепить позиции марки в премиум-сегменте. А для этого не помешает внедрение нового, что и сделали в пятом поколении ХJ.
Когда появился концептуальный седан C-XF, он выглядел настолько непривычно для Jaguar, что не все поверили в его серийное будущее. Но новый ХJ сохранил практически все его основные черты и отошел от классического образа. При первом же взгляде понятно, что от стиля прежнего Jaguar XJ не осталось и следа. Дизайнер Аян Каллум создал стремительный седан, который своей грациозностью напоминает большого кота. Его каплевидный профиль нетипичен для седана ХJ, но в нем угадываются детали старых Jaguar – таких как E-Type, например. Кажется, что его поверхности отполированы течением воды. Переднюю часть подчеркивают узкие, будто прищуренные фары. В них размещены ксеноновые и светодиодные лампы. Огромная хромированная пасть радиаторной решетки является своеобразным завершением профилированного капота. Высокая оконная линия и аркообразная линия крыши делают автомобиль похожим на купе. Оригинальные задние стойки окрашены в черный цвет: издали они сливаются со стеклом и кажется, что оно – панорамное. Скругленную "корму" XJ обрамляют узкие светодиодные фонари.
Глядя на динамичный седан, сразу становится понятно, почему его называют самым обтекаемым Jaguar всех времен. Его коэффициент лобового сопротивления равен 0,29. Автомобиль немаленький даже по меркам своего класса – достигает 5122 мм в длину при колесной базе в 3032 мм. Ширина равна 1894 мм, а высота – 1448 мм. Но для ценителей комфорта есть еще и версия XJ LWB с удлиненной на 125 мм базой. Если внешне седан разительно отличается от предшественника, то под оболочкой кузова прячется уже знакомая структура из алюминиевых сплавов. Благодаря ей удалось снизить массу примерно на 150 кг – вес базовой модели составляет 1755 кг.
В отделке салона преобладают натуральное дерево и мягкая кожа, а пластик если и есть, то покрыт лаком. По периметру салона проходит деревянная полоса: спереди она визуально отделяет торпедо от лобового стекла. Салон светлый, даже несмотря на относительно небольшие боковые окна – помогает огромная панорамная крыша. Нежно-синяя подсветка приятна и не режет глаз. При выключенном зажигании циферблаты приборов не видны. Дело в том что их как таковых и нет – вместо них установлен 12,3-дюймовый TFT-монитор. Сначала он приветствует водителя занимательной графикой, а затем на нем появляются виртуальные изображения аналоговых спидометра, тахометра, датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в баке. Интересно, что вместо последних может появляться экран навигационной системы, а счетчик оборотов может уступить место меню выбора радиостанции или предупреждению о скором окончании топлива. В режиме Dynamic циферблаты становятся красными.
Водитель и передний пассажир разделены широкой наклоненной центральной консолью. Венчают ее аналоговые часы, размещенные между двух вентиляционных дефлекторов в виде турбин, а под ними разместили 8-дюймовый сенсорный экран меню. Функция Dual View позволяет разделить монитор на двоих: водитель может настраивать автомобиль для себя, тогда как пассажир смотрит фильм. Ниже размещены переключатели аудиосистемы и раздельного климат-контроля. А вот селектора трансмиссии нет – он спрятан: при включении зажигания выдвигается небольшой цилиндрический джойстик. Трехспицевое рулевое колесо приятно выглядит и удобно ложится в руки, а на него вынесены клавиши управления аудиосистемой, телефоном и круиз-контролем. Передние кресла комфортабельны и с хорошей боковой поддержкой. Оригинально срабатывают ремни безопасности – в скоростных поворотах они натягиваются и лучше удерживают тело. Предусмотрены электропривод регулировок как рулевой колонки, так и сидений, а также подогрев кресел. Тонкие стойки кузова улучшают обзорность. Между сиденьями находится широкий и удобный подлокотник, а под ним спрятан бокс.
На втором ряду даже в короткобазном варианте места для ног вполне достаточно, что уж говорить о версии LWB, где его заметно больше. Однако нужно учитывать, что сильно наклоненные задние стойки ограничивают пространство над головой, хотя это почувствуют лишь высокие люди. Зато в спинках передних сидений находятся удобные раскладные столики, а в подлокотнике размещены два подстаканника. Багажник Jaguar XJ весьма вместительный – его объем достигает 520 л. Погрузочный проем довольно широкий, а крышка оснащена электроприводом.
Базовое оснащение седана богатое, как и подобает автомобилю такого класса. Оно включает двухзонный климат-контроль, датчики освещения и дождя, электропакет, систему доступа без ключа, подогрев передних и задних сидений, 400-ваттную аудиосистему с CD-пле- ером, связь Bluetooth, два USB-порта, навигационную систему. Обязательными являются 6 подушек безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS, а также система стабилизации DSC с функциями контроля сцепления (ETC) и контроля торможения в поворотах (CBC). Если выбрать версию Portfolio, комплектацию расширят подогрев руля, четырехзонный климат-контроль, вентиляция всех кресел и система контроля давления в шинах. В списке опций значатся адаптивные фары, аудиосистема Bowers&Wilkins с 20 динамиками мощностью 1200 Вт, адаптивный круиз-контроль с технологией превентивного торможения, система мониторинга "слепых" зон, DVD-проигрыватель с двумя 8-дюймовыми мониторами для задних пассажиров. Jaguar XJ оснастили бензиновыми V8 нового семейства с непосредственным впрыском топлива. Атмосферная 5,0-литровая версия развивает 385 л. с., а крутящий момент в 515 Н·м достигается уже при 3500 об/мин. Поэтому тяги более чем достаточно, а сам мотор отличается эластичностью. С ним седан способен разогнаться до 100 км/ч за 5,7 с.
А для тех, кто хочет больше мощи и скорости есть два варианта с механическим компрессором мощностью 470 и 510 л. с. Если атмосферная модификация отличается тишиной работы, то самая мощная 510-сильная "восьмерка" сразу отзывается громким рыком и приглушенным звуком. Почти двухтонный седан демонстрирует отличную динамику: достигает 100 км/ч за 4,9 с, оставляя на старте две широких полосы жженой резины. Но и далее он не усмиряет свой пыл и продолжает разгон. Компрессор подключается сразу, что подразумевает немалую тягу с низких оборотов. Огромнейший максимальный крутящий момент в 625 Н·м в распоряжении с 2500 об/мин. Седану легко дается обгон, ведь с 80 до 130 км/ч он разгоняется всего за две секунды. Максимальная скорость ограничена на отметке в 250 км/ч.
Для покупателей, отдающих предпочтение топливной экономии, предназначен 3,0-литровый дизель с двойным турбонаддувом. Его мощность – 275 л. с. при 4000 об/мин, а крутящий момент не намного меньше, чем у компрессорного V8 – 600 Н·м при 2000 об/мин. Поэтому двигатель тяговит и обеспечивает неплохую динамику – 6,4 с до 100 км/ч. Он работает очень плавно и тихо – почти неслышно. Расход топлива в городском цикле – 9,6 л/100 км, а в загородном – 5,6 л/100 км. Все три двигателя агрегатированы с 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Переключения происходят плавно и быстро, есть и ручной режим – для этого нужно воспользоваться подрулевыми лепестками.
Новый Jaguar XJ намерено сделали несколько жестче предшественника, чтобы обеспечить более увлекательную управляемость. По этой же причине пневматическую подвеску оставили только сзади. Тем не менее седан остается комфортабельным, а в его салоне очень тихо даже на больших скоростях. В то же время рулевое управление стало заметно информативнее и точнее. Большой седан демонстрирует на удивление неплохую маневренность – послушно реагирует на малейший поворот руля. В версиях с компрессором установлен еще и активный задний дифференциал, который обеспечивает лучшее поведение автомобиля на извилистых трассах. Курсовая устойчивость XJ также на высоте, особенно это касается длиннобазой модификации. Несколько изменить характер автомобиля можно с помощью технологии JaguarDrive Control. В режиме Dynamic руль становится несколько острее, адаптивные амортизаторы прибавляют в жесткости, а передачи пере- ключаются при более высоких оборотах. В самых мощных модификациях также увеличены тормозные диски – диаметром 380 мм спереди и 376 мм сзади. С ними седан замедляется быстрее.
Jaguar XJ поступает в европейские продажи нынешней весной. Базовая версия седана стоит 76 900 евро, а самый дорогой XJ 5.0 S/C Supersport LWB – 140 000 евро. В Украине первыми появятся версии с 5,0-литровым атмосферным мотором по цене от 113 700 до 126 800 евро.