Jaguar X-Type (2001-2009 г. в.): доступный аристократ
Обладать необычным и оригинальным автомобилем – не это ли предел мечтаний многих автолюбителей? А что вы скажете про аристократическую, истинно британскую марку, известную с 1925 года? Вероятно, учитывая родословную, подобные современные автомобили должны стоить целое состояние. Вовсе нет, пример тому – подержанный Jaguar X-Type, выпускавшийся в 2001–2009 годах.
Аристократический облик
Марка Jaguar вообще и модель X-Type в частности более чем неординарны. Ведь автомобильная компания Jaguar была основана Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли еще в 1925 г. А X-Type – это не только первый компактный седан в истории компании или первый серийный Jaguar с дизельным двигателем, но и первый серийный полноприводный Jaguar. Кроме того, это один из последних автомобилей, над созданием дизайна которого работал талантливый Джефф Лоусон (именно благодаря ему у X-Type характерная четверка круглых фар головного света и поджарые мускулистые формы), последующие продукты кардинально изменили свой стиль. Так что Jaguar X-Type – по всем параметрам один из последних настоящих британских "классиков". Компактный седан класса люкс Jaguar X-Type был поставлен на конвейер в конце 2000 года (по факту продажи начались в 2001 году). А тремя годами позже мир увидел 5-дверный универсал X-Type. Производилась модель вплоть до 2009 года (всего было выпущено чуть более 350 000 автомобилей), поэтому самые свежие экземпляры отличаются сравнительно небольшим пробегом. Зачастую капот X-Type украшает фигура стремительной в своем прыжке кошки, что говорит о том, что машина вероятнее всего была куплена в Украине. Все просто, в Европе из соображений пассивной безопасности запрещены выступающие за кромку кузова автомобиля предметы, будь-то эмблемы, дверные ручки или острые кромки фар.
Хромированная решетка радиатора гармонично сочетается с хромированными вставками на переднем бампере, подчеркивая особый стиль и многолетние традиции марки. Кстати, хром хорошо сопротивляется натиску времени и даже на автомобилях первых годов выпуска выглядит как новый. К слову, по фальшрадиаторной решетке истинные фанаты марки могут судить о возрасте конкретного X-Type, ведь ее дизайн изменялся во время плановых рестайлингов 2004 и 2006 годов. Повторяющий контуры фар волнистый капот плавно изгибается, гармонично вписывая Jaguar в окружающее пространство. Эта кузовная деталь, впрочем, как и остальные, весьма недешевы. Однако сейчас все больше X-Type появляется на разборках (их в том числе везут из Британии специально для этих целей), поэтому относительно дешевую "кузовщину" найти все-таки можно.
Внутреннее убранство
Салон X-Type – это яркий пример сочетания классического английского стиля с современными представлениями об эргономике. Имеющее многочисленные деревянные вставки торпедо выглядит довольно массивным, благодаря чему в салоне автомобиля у водителя и пассажиров возникает чувство уюта и защищенности. А вот центральная консоль, на которой сосредоточено большое количество различных кнопочек, не только выглядит перегруженной, но еще и диссонирует с общим убранством. Пластик здесь, откровенно говоря, дешевый, не соответствующий статусу марки, а монохромные дисплеи аудиосистемы и климат-контроля слегка архаичны. Богатые комплектации выглядят на порядок привлекательнее, ведь у них на центральной консоли есть большой интерактивный дисплей.
Рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона. Кожаные сиденья водителя и переднего пассажира, которые более уместно назвать креслами, снабжены подогревом и электрорегулировками (восемь положений для водителя и два – для переднего пассажира). Сиденья большие, удобные и обладают хорошо развитой боковой поддержкой. Кожа первых автомобилей, особенно на водительском сиденье, уже может выглядеть потрепанной. На передних креслах могут комфортно расположиться люди любого роста и телосложения. А вот на задних сиденьях пассажиры ростом свыше 185 см почувствуют нехватку места для ног. Особенно, если впереди восседают такие же рослые седоки. Да и над головой высоких задних пассажиров пространства не так уж и много – его "съедает" изящная покатая крыша (еще один пример того, как эргономика приносится в жертву дизайнерским изыскам).
К ширине заднего дивана и к его комфортабельности претензий нет. Но все же третий пассажир будет здесь нежеланным гостем. Багажник открывается оригинально, с помощью круглой эмблемы-ягуара, расположенной на хромированной вставке крышки багажника. Багажное отделение довольно просторное (его объем – 452 л), но высокие предметы сюда не влезут – высота не позволит. Опять-таки в угоду дизайну крышка багажника сделана покатой. Кстати, складная спинка заднего дивана устанавливалась лишь по заказу, если вам помимо прочего важен размер багажного отсека, стоит обратить свое внимание на 5-дверный универсал X-Type (начал производиться в 2004 году). В этом смысле он значительно практичнее седана.
Дела моторные
Изначально для Jaguar X-Type предназначалось лишь два бензиновых мотора: V-образные "шестерки" объемом 2,5 л и 3,0 л мощностью 194 л. с. и 231 л. с. соответственно. В паре с ними трудились 5-ступенчатые трансмиссии (механическая или автоматическая). Моторы эти были далеко не новыми, их и ранее устанавливали на предыдущие британские модели. Однако специально для малыша X-Type силовые установки подверглись серьезным доработкам. Это, правда, не лишило их всех предыдущих "болезней". Так, довольно часто "капризничает" бортовая электроника. Умный компьютер регулярно сигнализирует о неисправности работы мотора, что зачастую лечится посещением сервиса и обнулением ошибки. Мощные моторы требуют соответственного охлаждения. Бывали случаи, что у автомобилей первых годов выпуска трескался расширительный бачок, что у невнимательных владельцев обязательно вело к перегреву моторов. Позже эту проблему устранили.
В 2003 году моторная гамма расширилась. Все дело в том, что именно тогда представили X-Type с переднеприводной трансмиссией, и специально для него были предусмотрены менее мощные двигатели: первый в истории марки 4-цилиндровый 2,0-литровый рядный 130-сильный дизель с турбонаддувом (базирующийся на Ford`овском моторе Duratorq ZSD моделей Mondeo и Transit) и "скромный" бензиновый 2,0-литровый V-образный 6-цилиндровый мотор мощностью 157 л. с. Чуть позже был представлен еще один турбодизельный двигатель объемом 2,2 л и мощностью 155 л. с. Бензиновой "двушке" присущи все те детские шалости, от которых страдают владельцы 2,5- и 3,0-литровых машин. И в первую очередь "глючит" опять-таки электроника. Да и мощности этого мотора явно маловато, чтобы динамично перемещать тяжелый Jaguar в пространстве.
Дизельные моторы весьма неприхотливы, они отличным образом зарекомендовали себя еще на моделях Ford, а также под капотами лондонских такси (!). К тому же их обслуживание (конструкцию такого агрегата давно уже выучили даже не фирменные СТО) не выльется вам в копеечку. Единственное – они не сильно дружат с плохим дизтопливом, в этом случае быстро выходит из строя сажевый фильтр. Касательно трансмиссий: меньший из дизельных моторов агрегатировался исключительно 5-ступенчатой "механикой", а вот 2,2-литровый вариант как 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач, так и 6-ступенчатым "автоматом".
Рычаги и пружины
Говоря о ходовой части, самое время вспомнить, что Jaguar X-Type построен на платформе Ford CD132, которая также лежит в основе полноразмерного Mondeo (2000-2006 г. в.). Однако уровень унификации не стопроцентный (некоторые британские источники называют цифру 18 %). Так, например, задняя многорычажная подвеска, за исключением двух рычагов и поперечного подрамника, полностью оригинальная, а передний McPherson имеет особые опоры стоек. Кстати, стойки стабилизаторов (как передних, так и задних) "живут" относительно мало, их приходится менять каждые 35–40 тыс. км, в то время как втулки стабилизаторов раза в два живучее.
Не очень много выхаживают по нашим дорогам и ступичные подшипники, да и амортизаторы текут ближе к отметке в 100 тыс. км. Рычаги передней подвески достаточно крепкие и долговечные. Их замена потребуется лишь на 150–200 тыс. км. Рычаги задней подвески также не потребуют внимания ранее этого пробега. На задние колеса полноприводного Jaguar X-Type передается 60 % крутящего момента, а на передние – остальные 40 %. Это в нормальных условиях придает автомобилю "заднеприводный характер". В случае пробуксовки вискомуфта перераспределяет крутящий момент иначе: до 60 % "на нос" и около 40 % – "на корму".
Цена вопроса
Разброс цен, равно как и выбор автомобилей на вторичном рынке Украины, весьма значительный. Так, 2,5-литровый полноприводный седан X-Type первых годов выпуска вполне реально отыскать за 16,5 тыс. долларов (по информации каталога "АвтоФотоПродажа"). Правда и пробег такого авто будет приближаться к 200–250 тыс. км. А вот за "свеженький" двухгодичный Jaguar продавцы попросят более 35 тыс. долларов.