Hyundai Sonata (2001–2005): демократичный бизнес-класс
Первое поколение Hyundai Sonata показали в далеком 1985 году. Автомобиль был построен с активным использованием узлов и агрегатов Mitsubishi. С каждым поколением Hyundai Sonata изменялся и совершенствовался. На сегодняшний день на вторичном рынке наиболее популярны автомобили пятого поколения, которое выпускалось в Корее в 2001–2005 годах. Однако у нас в стране можно встретить Sonata V 2006-го и даже 2007 года. Дело в том, что Sonata образца пятого поколения принялись выпускать в России с марта 2004 года в Таганроге. Такие автомобили больше известны как Hyundai NF, а определить их можно по VIN-коду, который начинается с буквы X и цифры 7.
Пятое поколение ведет свою родословную фактически с 1998 года, когда был показан Sonata IV. Несмотря на то что в 2001 году корейцы объявили всему миру о дебюте пятого поколения, автомобиль, по сути, является перелицованным Sonata IV.
Автомобилей привезенных непосредственно из Кореи, у нас мало. В последнее время активно завозят Sonata из Америки. Что же касается "российских" Sonata, то их сборка, вопреки скептикам, несильно проигрывает корейской.
Недоброжелатели корейских автомобилей часто отмечают, что металл у этих машин быстро ржавеет. Мягко говоря, это не совсем так. Антикоррозийная стойкость кузова на среднем уровне, но если попадется автомобиль с аварийным прошлым, то процесс гниения будет быстрым. Касательно других замечаний по кузову отметим дверные ручки, хромированное покрытие которых со временем стирается, обнажая острые края. В подтверждение тому факт: компания Hyundai объявила в США о том, что отзывает более 90 тыс. седанов Sonata 2002 и 2003 годов выпуска в связи с жалобами автовладельцев на порезы рук.
Кузовные запчасти по цене на уровне других подержанных иномарок среднего класса, поэтому на особую дешевизну рассчитывать не приходится. Например, капот обойдется в 200 у. е., переднее крыло – в 80 у. е. Производитель позиционирует автомобиль в классе D. И действительно, большой салон у Sonata, пожалуй, один из главных козырей в борьбе с конкурентами. Правда, рассчитывать на яркий дизайн и изысканную отделку не стоит, но с практической точки зрения все довольно обстоятельно, с аккуратной подгонкой деталей и прилежно продуманной эргономикой.
В базовом оснащении Sonata пятого поколения есть две подушки безопасности, кондиционер, электропакет.
К качеству сборки особых претензий нет. И даже после 7 лет эксплуатации салон не должен наполняться гулом от плохо подогнанных деталей. Среди незначительных недостатков отметим автомобили 2001 (иногда 2002) года выпуска, которые требуют особого внимания к кондиционеру по причине изношенности. Если забываете вовремя менять свечи, то выходят из строя модули зажигания. Большого разнообразия двигателей под капотом Sonata не наблюдается. Было всего три бензиновых мотора.
Наиболее распространена 2-литровая 131-сильная рядная "четверка". Кроме того, есть 2,4-литровые (150 л. с.), которые попадают из США. Самые мощные экземпляры представлены 2,7-литровыми V6. В зависимости от рынка сбыта такой двигатель имел мощность 172 или 178 л. с. Моторы, устанавливающиеся на Sonata, представляют собой лицензионные копии силовых агрегатов Mitsubishi, поэтому по надежности ничем не уступают более именитым маркам.
Не уступают они и в требовательности к качеству обслуживания. Скажем, менять масло нужно каждые 10 тыс. км. Ремень ГРМ следует подвергать замене раз в 60 тыс. км пробега. В случае обрыва ремня поршня и клапана, вместе с ремнем нужно покупать еще и новые ролики. Цена операции составляет около 150 у. е. Немало. Но учтите, в случае ремонта двигателя после обрыва ремня придется выложить 1500 у. е.
Помните и про свечи зажигания, которые на нашем топливе живут не слишком долго. На сервисе их меняют каждые 10 тыс. км вместо 100 тыс. км, положенных по предписанию. Если пробег машины приближается к 100 тыс. км, готовьтесь к замене катушки зажигания и помпы.
Двигатели, устанавливаемые на Hyundai Sonata, достаточно надежные, и при правильном обслуживании не требуют серьезного вмешательства механиков до 350–500 тыс. км. Коробка передач на Sonata с 2-литровым мотором чаще механическая, а 2,7-литровый двигатель V6 зачастую оснащался "автоматом". Если речь идет о машине из США, то там обычно стоит АКПП. Коробки передач проблем не доставляют по той причине, что немногие Sonata V преодолели рубеж в 200–250 тыс. км, когда начинаются серьезные поломки. В "механике" сцепление обычно меняют через 120 000–150 000 км. Обходится все это в 400 у. е. вместе с запчастями.
Менять масло в коробках следует каждые 90 тыс. км. На некоторых сервисах настойчиво рекомендуют сокращать этот срок до 60 тыс. км. Если на автомобиле с АКПП передачи переключаются с ощутимыми рывками, то велика вероятность изношенных фрикционов, а ремонт в таком случае будет стоить не меньше 1600 у. е.
А вот подвеска Sonata просто феноменальная, если учесть класс марки. Во-первых, обе подвески независимые. Во-вторых, каждое переднее колесо размещено на двух поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости, что совсем несвойственно для бюджетных корейских марок. И, наконец, в-третьих, задняя подвеска построена по принципу премиум-марок данного размерного класса: каждое колесо на четырех рычагах. Подвеска не только современна, но и достаточно крепка.
Стойки обычно выдерживают по 80–100 тыс. км. Втулки стабилизатора требуется менять в среднем каждые 50 тыс. км. Одновременно с втулками меняют и сайлент-блоки верхних рычагов в задней подвеске. Единственной не-приятностью являются подшипники ступиц, которые недолговечны: максимум 40–50 тыс. км и появляется отчетливый гул, сигнализирующий о необходимости срочной замены. Стоимость подшипника передней ступицы – 40 у. е., задней – 130 у. е. вместе со ступицей.
Если перед вами машина с пробегом около 100–120 тыс. км, то наверняка скоро вам предстоят довольно серьезные траты: первым делом придется заменить амортизаторы (передние по 100 у. е., задние по 170 у. е.), рычаги (рычаг в среднем стоит 80 у. е., шаровая опора 20 у. е.) плюс уже упоминавшиеся втулки, стойки и подшипники ступиц. Рулевое управление традиционной конструкции и никаких преждевременных неисправностей не имеет.
В тормозной системе, кроме общих правил, следует уделить внимание подбору тормозных колодок. Ситуация такова, что неродные колодки очень быстро (иногда даже через 15 тыс. км) изнашивают тормозные диски. А с родными колодками диски благополучно тормозят минимум на протяжении 40 тыс. км. Что характерно, механизмы тормозов задней оси барабанные, причем даже в самых богатых комплектациях.
В заключение отметим, что Sonata – далеко не самая престижная модель. Однако если не брать в расчет имидж марки и простоватый салон, то автомобиль не так уж и плох. Но стоит обратить внимание на три принципиальных момента. Во-первых, стоимость запчастей и обслуживание автомобиля недешевое, во-вторых, с годами корейские машины дешевеют быстрее европейских или японских. В-третьих, приобретать автомобили, прибывшие из-за океана, категорически не рекомендуется, потому что американцы рассматривают автомобиль исключительно как средство передвижения и должного внимания обслуживанию автомобиля не уделяют, а усиливает этот негатив и тот факт, что марка Hyundai в США самая доступная, соответственно покупают ее люди небогатые, привыкшие экономить на всем.
Стартовый ценник на автомобили пятого поколения начинается с 9 000 у. е. Именно столько просят за автомобиль в нормальном состоянии 2001 года выпуска с 2,0-литровым мотором. Верхний предел в среднем на уровне 12 000 у. е.