Hyundai Matrix (2001–2005): без излишеств
Первый универсал повышенной вместимости (хотя чаще такие автомобили называют компакт-вэнами) Hyundai собственной разработки появился в 2001 году. Имя ему дали Matrix. Планировалось, что в модельной гамме он должен был придти на смену Elantra в кузове универсал. Поэтому и платформу использовали от Elantra.
Дизайн кузова заказали у небезызвестного итальянского кузовного ателье Pininfarina – это, конечно, солидно, но не для бюджетных марок.
В 2005 и 2008 годах модель подвергали модернизации. Автомобили 2001–2005 годов выпуска оформлением передней части напоминали Elantra, а вот после изменений 2005 года спереди Matrix приобрел другие бампер, фары и радиаторную решетку.
Кузов первых Hyundai Matrix неплохо защищен от коррозии, однако лакокрасочное покрытие не очень стойкое. Так что сколы на капоте и передних крыльях не редкость.
Matrix не поражает богатством технических изысков, которые, как правило, свойственны автомобилям подобного класса. Скажем, двери здесь не сдвижные, а распашные. Салон тоже имеет минимум вариантов для трансформации. Зато обзорность отличная, благодаря вертикальной площади остекления и низко опущенной боковой линии окон.
По удобству размещения некоторые принципиальные замечания имеются. Так, спереди люди ростом более 180 см не смогут разместиться комфортно. Причиной тому является отсутствие регулировки руля по вылету. Конечно, благодаря настройкам сидения под руль можно подстроиться, однако тогда станет не-удобно орудовать педалями.
Расположение приборов в центре передней панели выглядит оригинально. Непосредственно перед водителем расположен только блок контрольных ламп.
Задние сиденья имеют регулировки по горизонтали (диапазон – 195 мм), что создает дополнительное пространство для ног, и по вертикали (угол наклона до 60 градусов), что рассчитано на комфорт.
В спинки передних сидений вмонтированы откидные столики. Имеется также множество мелких емкостей на передней панели и около 12 подстаканников по всему салону.
При складывании задних сидений объем багажного отсека можно увеличить до 1284 л.
В базовой версии (с мотором 1,6 л) была только одна подушка безопасности и отсутствовала АBS. А вот 1,8-литровая модификация в стандарте имеет АBS и подогрев передних кресел. На нашем вторичном рынке наиболее распространены экземпляры, ранее проданные украинскими дилерами. Впрочем, встречаются и привезенные из Европы или Кореи. Если попадутся такие варианты, то там уже в базе будет АBS+EBD.
В целом же для автомобиля предлагалось три двигателя: два бензиновых и один дизельный. Бензиновые, как уже упоминалось, мощностью 1,6 л и 1,8 л имеют мощность 103 и 123 л. с. соответственно. Был также трехцилиндровый 1,5-литровый турбодизель с системой подачи топлива Common Rail мощностью 80 л. с., а после модернизации он конструктивно изменился (стал четырехцилиндровым) и теперь выдает 102 л. с.
Рекомендации по уходу за силовым агрегатом таковы: периодичность замены ремня ГРМ вместе с роликами – 60 тыс. км. Стоимость комплекта ремня ГРМ – от 100 у. е. Промывка инжектора и замена свечей зажигания необходима каждые 20 тыс. км. При замене свечей необходимо отрегулировать зазоры электродов. Очень часто они не соответствуют норме, а это напрямую отражается на тяге мотора. Через 40 тыс. км нужно промывать дроссельную заслонку. Бензиновые двигатели в принципе переваривают АИ-92, но стоит пару раз заправиться некачественным топливом, и готовьтесь к ремонту мотора, за который придется выложить порядка 600 у. е.
Цены на наиболее востребованные расходники таковы: фильтр масляный – 5 у. е., фильтр топливный – 20 у. е., фильтр воздушный – 7 у. е., салонный фильтр – от 10 у. е., водяной насос – от 50 у. е.
Что касается турбодизелей, то они у нас большая редкость, поэтому и статистики нет. Единственное, что можно сказать, так это то, что данный мотор, позаимствованный у Hyundai Accent, слабоват для Matrix.
Касательно трансмиссии отметим, что каждые 40 тыс. км в механической коробке передач и 60 тыс. км в автоматической проводится замена масла. Ресурс коробок передач сопоставим со сроком службы двигателя, а это порядка 250 тыс. км. Выжимной подшипник сцепления стоит от 10 до 20 у. е., а ведомый диск сцепления – от 40 до 60 у. е.
Подвеска Matrix полностью независимая. Энергоемкое шасси обеспечивает машине неплохую плавность хода.
Каждые 20–40 тыс. км пробега меняют втулки (стоимость детали 17 у. е.) и стойки переднего стабилизатора (5 у. е.). Шаровые опоры служат минимум 50 тыс. км (10 у. е. за штуку). Что характерно, шаровые отдельно от рычагов не меняются. В передней подвеске рычаги (40-60 у. е. за штуку) служат 100 тыс. км, а в задней – до 150 тыс. км.
Почти 100 тыс. км выдерживают амортизаторы. Разумеется, что срок службы амортизаторов определяется главным образом условиями эксплуатации. Амортизатор передний можно купить от 60 у. е., а задний от 80 у. е.
Рулевое управление с гидроусилителем надежное, масло в гидроусилителе меняют каждые 50 тыс. км. Стоимость рулевой тяги 15–25 у. е., наконечник – 10 у. е.
Тормозные диски в среднем выхаживают около 100 тыс. км. Стоимость комплекта тормозных дисков 35–65 у. е. Цена за комплект тормозных колодок от 25 до 50 у. е.
На вторичном рынке предложений довольно много. Автомобили первых лет выпуска предлагаются по цене порядка 8 000–9 000 у. е., экземпляры 2004–2005 годов выпуска встречаются реже, их ценник стартует с отметки 9 500 у. е.