Hyundai Getz (2002–2005): золотая середина
Дебют модели Getz состоялся в 2002 году на Женевском автосалоне. Машина была создана на полностью новой платформе. Модель выпускалась только с кузовом хетчбэк в 3- и 5-дверных вариантах, а главным рынком сбыта стала Европа. Автомобиль снискал популярность у европейского потребителя и даже удостоился звания "Лучший бюджетный автомобиль 2003 года".
В 2005 году автомобиль пережил небольшое обновление. Изменились передние крылья, капот, решетка радиатора, оптика, бамперы. Некоторые доработки коснулись и салона, модернизировали линейку двигателей. Благодаря высокому кузову и панорамному лобовому стеклу автомобиль обладает хорошей обзорностью. По части кузова особых нареканий нет. Наибольшее число замечаний вызывают крашеные бамперы, на которых со временем появляются царапины и сколы. На месте царапин краска начинает "шелушиться". Салон автомобиля тщательно продуман. Панель приборов сделана аккуратно, стильно, а главное, информативно. Руль весьма удобен, несмотря на отсутствие регулировок.
На заднем сидении довольно много места. Достаточное пространство образуется благодаря вертикальной посадке и ровной крыше (в результате места над головой предостаточно). Сзади можно разместиться и втроем, тем более что третий подголовник недвусмысленно на это намекает. Багажник небольшой (254 л), но увеличить его можно до 1130 л посредством раскладывания задних сидений в пропорции 60/40. Автомобиль выпускался в комплектациях GL и GLS. Getz в базе имеют электропакет, гидроусилитель руля. Подушка безопасности в базовой комплектации только одна – для водителя. Комплектация GLS имеет ABS c EBD и кондиционер.
Даже у водителей самых ранних Getz нет принципиальных замечаний ко внутреннему оборудованию. На статус систематических могут претендовать поломки подогрева сидений. Еще, правда, довольно часто перегорают лампочки подсветки центральной консоли. Возможно, они не выдерживают тряски, которая на наших дорогах сопровождает водителя повсюду. Ситуация осложняется тем, что для их замены необходимо разобрать всю переднюю панель. На сервисах за замену берут порядка 40 у. е. Изначально автомобиль оснащали бензиновыми моторами объемом 1,1 л (62 л. с.), 1,3 л (82 л. с.) и 1,6 л (105 л. с.). Был также 3-цилиндровый дизель объемом 1,5 л (82 л. с.).
После модернизации появились новые моторы: в условиях повышения норм экологичности бензиновый агрегат объемом 1,4 л (97 л. с.) пришел на смену 1,3-литровому, а вместо 3-цилиндрового дизеля устанавливали двигатель с 4 цилиндрами с тем же объемом, но мощностью 88 л. с. или 110 л. с. Мощность других двигателей после 2005 года также немного выросла: 1,1-литрового – до 66 л. с., а 1,6-литрового – до 106 л. с. Версии с самым маломощным двигателем на вторичном рынке попадаются редко. С надежностью двигателей проблем не возникает.
По причине некачественного топлива, свечи у нас рекомендуют менять в три раза чаще, то есть каждые 10 тыс. км, вместо предписанных 30 тыс. км. Стоимость их от 12 у. е. за комплект. Заменять ремень ГРМ нужно каждые 60 тыс. км. Стоимость операции порядка 170 у. е. Водяной насос (стоимость в пределах 40 у. е.) на всех агрегатах приводится отдельным ремнем, а срок его службы составляет 200 тыс. км. Каждые 20 тыс. км нужно менять фильтры. И если с воздушным (цена детали 5 у. е.) все просто и понятно, то с топливным (15 у. е.) придется помучиться, поскольку размещен он в бензобаке и для его замены требуется снять топливный насос.
При покупке стоит обратить внимание на глушитель. Он иногда прогорает или продырявливается, если зацепить трамвайные рельсы, к примеру, ведь клиренс маленький (всего 115–135 мм – зависит от шин и наличия защиты). Так вот, дырявый гофр вызывает сбои в работе мотора, так как датчик кислорода установлен после него. В результате датчиком не определяется реальный состав выхлопа, и он подает неверный сигнал на блок управления для приготовления горючей смеси, а тот в свою очередь переходит в аварийный режим и загорается лампочка Check Engine. В таких случаях нужно заменить приемную трубу, поскольку гофр вварен в нее. Если труба не сильно повреждена, то ее можно заварить, а гофр поменять. Найти подходящий несложно, да и обойдется он приблизительно в 10 у. е.
На самых богатых комплектациях на случай ДТП устанавливали клапан аварийной отсечки топлива. В целях безопасности, он, конечно, необходим, но клапан зачастую перекрывает подачу при любых сильных встрясках. Вернуть его на место несложно. Большинство предлагаемых Getz оснащаются 5-ступенчатой ручной коробкой передач. Сцепление на "механике" служит не менее 100 тыс. км. Хотя иногда не выдерживает и 30 тыс. км. Понятное дело, что ресурс сцепления в значительной степени зависит от стиля вождения. Замена сцепления обходится в сумму порядка 270–280 у. е.
"Автомат" тоже может преподнести неприятные сюрпризы. На некоторых коробках через 80 тыс. км разрушается втулка муфты масляного насоса. Масло в автоматической трансмиссии меняют с интервалом в 60 тыс. км. В "механике" масло рассчитано на весь срок службы коробки. У Getz добротная подвеска. Спереди – независимая, пружинная, типа McPherson, а сзади жесткая – полузависимая, пружинная. Принципиальным недостатком подвески, как уже упоминалось, считается маленький дорожный просвет.
Если не злоупотреблять "грунтовками", то большинство деталей требуют замены лишь после 80 тыс. км пробега. К этому времени обычно начинается неприятное постукивание в подвеске. Это чаще всего означает, что пора менять стойки и втулки стабилизатора (25 у. е. и 5 у. е. за штуку соответственно). Обычно к этому пробегу в замене нуждаются рулевые наконечники (50 у. е.) и шаровые опоры (10 у. е. за деталь), ступичные подшипники (40 у. е. штука). Сайлент-блоки и шаровые опоры можно менять лишь в сборе с рычагами, так как детали неразборные.
Передние амортизаторы (70 у. е.) выдерживают 80 тыс. км пробега, а вот задние (стоимость которых 60 у. е. за штуку) нередко выходят из строя к 50 тыс. км. В большинстве экземпляров рулевое управление оснащено гидроусилителем. Передние тормозные колодки (от 15 у. е. комплект) в среднем служат 30–40 тыс. км, а диски в два раза дольше (35 у. е. штука). На автомобилях с мотором 1,6 л задние тормоза дисковые. В таком случае колодки выдерживают 50–60 тыс. км. Обновление подвески обходится в среднем 500 у. е. Немало. Но зато после этого можно быть уверенным, что пару лет подвеска проблем не доставит. Наиболее затратным является каждый 60-тысячный регламент, на котором кроме замены масла и фильтров (около 110 у. е. с работой) обновляют ремень ГРМ и ролики натяжителя. "Набегает" порядка 300 у. е.
На вторичном рынке предложений немного. Объясняется все очень просто: автомобиль весьма надежен и пока проблем своим владельцам не доставляет, а поэтому многие не спешат расставаться со своими Getz. Средний диапазон цен от 7 000 до 9 000 у. е. Трехдверных версий к продаже предлагается очень мало.