Hyundai Getz (2002-2010): бюджетно и со вкусом
Мода на компактные автомобили вслед за Европой постепенно охватила и нашу страну. И дело не только в топливной экономичности или удобстве эксплуатации в городе. Ведь для украинца немаловажную роль играет тот факт, что подобные модели еще и более доступны по цене. Многие из них смогли обрести немалую популярность в Украине. Один из представителей этого сегмента – Hyundai Getz. Он дебютировал в 2002 году и стал первой моделью В-класса от корейской компании. Хетчбэк оказался успешным не только у нас и подтверждение тому – довольно долгая "жизнь" на конвейере. В Южной Корее его выпуск прекратили в конце 2010 года, а на других предприятиях производство продолжается и поныне. Это при том, что с 2008 года начались продажи наследника i20. В Украине еще можно приобрести новый Getz, но и подержанных автомобилей очень много. Подавляющее большинство их приобретены у официальных дилеров и обслуживались на сервисных станциях Hyundai. Getz зарекомендовал себя, как надежное средство передвижения по городу. Да и запчасти к нему относительно недорогие.
Хетчбэк выпускали в исполнениях на три или пять дверей. Обе версии можно найти на рынке подержанных машин, хотя пятидверные Getz встречаются гораздо чаще. Дизайн автомобиля довольно солидный по меркам В-класса, но вместе с тем он и не скучный. Во внешнем виде преобладают лаконичные прямые линии. Колеса разнесены по углам кузова, поэтому свесы небольшие. Переднюю часть подчеркивают большие фары. Обновленные варианты можно узнать по иным бамперам и радиаторной решетке. Большой редкостью является модель Getz Cross, которую можно узнать по увеличенному дорожному просвету и пластиковым защитным накладкам на бамперах и порогах. Хотя и у стандартной версии клиренс также немаленький – 160 мм.
Кузовные панели хорошо противостоят коррозии, поэтому ее можно заметить разве что на экземплярах, переживших аварии. При покупке Getz желательно проверить, ведь многие покупали его, как первый автомобиль в жизни. Особенно нужно осмотреть бамперы на наличие царапин, ведь лакокрасочное покрытие здесь быстро отслаивается. Также иногда случалось закисание оси заднего стеклоочистителя, поэтому ее нужно регулярно смазывать.Стоимость кузовных деталей относительно невысокая. Так, передний или задний бампер обойдется в 100-200 у. е. Капот можно найти за 120-220 у. е., а переднее крыло – за 55-80 у. е. Передняя фара стоит 76-90 у. е., потивотуманная – 35-60 у. е., а задний фонарь – 40-60 у. е.
В салоне преобладает функциональность, но вместе с тем его постарались сделать ярким. Поэтому во многих Getz серую отделку разбавляют яркие тканевые вставки, а центральная панель декорирована серебристым пластиком "под алюминий". Такие же серебристые ободки украшают и циферблаты приборов. Показания спидометра и тахометра хорошо считываются. Переключатели аудиосистемы и климатической установки очень просты и не требуют привыкания. Посадка за рулем довольно высокая, как в мини-вэне, что обеспечивает хорошую обзорность вперед и по сторонам. Во всех версиях рулевая колонка регулируется по высоте. На втором ряду комфортнее двоим пассажирам. Пространство над головой довольно приличное, а у спинок задних сидений может регулироваться угол наклона. Объем багажника в обычном состоянии – 254 л, а в двухместной конфигурации – 977 л. В дополнение предусмотрены вместительный перчаточный ящик, отсек под рулем, карманы в дверях и спинках передних кресел.
Во всех Getz предусмотрены водительская подушка безопасности, передние электростеклоподъемники, электро-привод и подогрев зеркал заднего вида, аудиоподготовка. Но совсем нетрудно отыскать и богаче укомплектованные версии с центральным замком, 2 надувными подушками, антиблокировочной системой ABS, магнитолой, кондиционером, подогревом передних сидений. Последняя опция требует особого внимания – иногда подогрев выходит из строя. Кроме того, лампы подсветки салона могут очень быстро перегорать. Вроде бы мелочь, но для их замены придется разбирать переднюю панель. На первых порах для хетчбека предлагали бензиновые двигатели объемом 1,1 л (62 л. с.), 1,3 л (82 л. с.) и 1,6 л (106 л. с.), а также 1,5-литровый 82-сильный турбодизель. При обновлении 1,3-литровый мотор заменили новой 1,4-литровой 95-сильной "четверкой" и представили новые модификации турбодизеля на 88 и 110 л. с.
На нашем рынке подавляющее большинство Getz оснащено двигателями объемом 1,4 или 1,6 л, реже встречаются 1,1-литровые и 1,3-литровые версии. Более мощный 106-сильный мотор выглядит привлекательнее, ведь он обладает большей тягой, чем 1,4-литровый, обеспечивает лучшую динамику (9,6 с против 11,2) при не намного большем расходе топлива – 7,6 л/100 км в городском цикле против 7,4. Обе "четверки" отличаются надежностью. Техобслуживание необходимо проходить каждые 15 тыс. км. Воздушный фильтр стоит 5-10 у. е., масляный – 7-8 у. е., а салонный – 30 у. е. А вот топливный фильтр служит дольше – 45 тыс. км, а его цена – 27-32 у. е. Свечи зажигания выдерживают около 30 тыс. км. Газораспределительный механизм у обоих двигателей приводится ремнем, который подлежит замене каждые 60 тыс. км (20-45 у. е.), а вместе с ним – и приводной ремень агрегатов (8-15 у. е.). Также механики отмечают, что из-за попадания соли может потерять герметичность радиатор. За ним нужно следить, ведь двигатели чувствительны к перегреву. Иногда прогорает глушитель, что также может повлечь за собой выход из строя катализатора.
На выбор предлагали 5-ступенчатую механическую или 4-ступенчатую автоматическую коробку переключения передач. В "механике" масло менять не нужно, а в "автомате" оно выдерживает примерно 45 тыс. км. Сцепление подлежит замене примерно после 120 тыс. км пробега, а стоит оно около 275-300 у. е. Следует отметить, что на ранних моделях с автоматической трансмиссией очень быстро изнашивалась втулка масляного насоса, что влекло за собой серьезный ремонт. Поначалу рулевое управление было оснащено гидроусилителем, но во время модернизации автомобиля установили новый электроусилитель. Руль у Getz довольно легкий, что очень кстати в условиях города. Диаметр разворота составляет 10 м. Наконечники рулевых тяг служат примерно 100 тыс. км, а стоят они 15-25 у. е.
Подвеска хетчбэка – весьма упругая и энергоемкая, она неплохо справляется с огрехами наших дорог. К тому же, многие ее детали весьма долговечные. Часто придется менять втулки стабилизатора – раз на 30 тыс. км (цена – 4-5 у. е.). Стойки стабилизатора "проживут" около 60 тыс. км (10-15 у. е.). Ресурс передних сайлент-блоков – 100 тыс. км, а стоят они 10-15 у. е. Шаровые опоры и подшипники ступиц подлежат замене после 120 тыс. км пробега, а их цена – 13-17 и 40-45 у. е., соответственно. Спереди установлены вентилируемые дисковые тормоза, а задние – барабанные. Передние колодки необходимо менять каждые 30 тыс. км (цена – 15-19 у. е.), а вместе с ними нужно установить и новые прижимные пружины. Задние колодки продержатся 60 тыс. км и стоят подороже – 20-30 у. е. Примерно столько же служат и тормозные диски, за один нужно отдать 35-42 у. е.
Hyundai Getz – добротно сделанный и неприхотливый автомобиль, который при этом еще и недорогой в обслуживании. К тому же, его можно приобрести за разумные деньги. По данным еженедельника "Авто Фото Продажа", цена наиболее доступных версий колеблется в пределах 6500-8000 у. е., а самые новые и богато оснащенные хетчбэки обойдутся в 12000-13000 у. е.