Хуан-Пабло Монтойя: бешенный
Современную "Формулу-1" часто ругают за излишнюю прагматичность и предсказуемость. Веселые 80-е, когда гонщики бились не только с конкурентами из других команд, но и со своими партнерами (Королевские Гонки насчитывают массу примеров подобных противостояний), навсегда остались в истории, уступив место холодному расчету и выдержке. Сегодня миром автоспорта, как и другими отраслями очень прибыльного спортивного бизнеса, правит рациональность, а отдельные личности, пытающиеся идти наперекор установленным правилам (причем, зачастую негласным), как показывает практика, редко когда добиваются своего, становясь изгоями: Эдди Ирвайн, Фернандо Алонсо, Хуан-Пабло Монтойя…
Колумбийский пилот провел в "Формуле-1" короткую, но фантастически яркую карьеру, сумев оставить после себя память даже у тех болельщиков, которые никогда не поддерживали команды Williams и McLaren. Хуан-Пабло Монтойя ушел из Королевских Гонок на пике своей популярности у фанатов автоспорта, одновременно с этим в пух и прах разругавшись с его большими боссами, зарекомендовав себя как быстрый, бескомпромиссный, умеющий прорываться вперед, невзирая на недостатки болида, гонщик. А прозвище "бешенный", которым нарекли колумбийца его самые преданные болельщики, как нельзя лучше характеризует стиль поведения на трассе этого пилота.
Как и многие гонщики "Формулы-1", Хуан-Пабло Монтойя начинал свою карьеру в картинге, дебютировав в одной из серий Колумбии уже в шесть лет. Стоит отметить, что будущая судьба парня была во многом предопределена его отцом, который души не чаял в автогонках, и страстно мечтал увидеть сына в качестве профессионального пилота.
Уже с пятнадцати лет Хуан-Пабло Монтойя принялся активно штурмовать Европу, участвуя в различных гоночных сериях, демонстрируя уже в столь молодом возрасте феноменальную скорость за рулем любой машины, в которой ему посчастливилось очутиться. А в девятнадцать лет колумбиец окончательно перебрался в Европу, чтобы принимать участие в гонках разных вариаций "Формулы".
В 1997-м году наш герой сделал первый серьезный шаг в сторону Королевских Гонок, получив приглашение тестировать болид "конюшни" Williams, продолжая одновременно с этим выступать в чемпионате "Формула-3000". Казалось, что Фрэнк Уильямс должен был "подписать" Хуана-Пабло Монтойю в качестве основного пилота на сезон 1999-го года, однако руководство Williams решило сделать ставку на Ральфа Шумахера.
Спустя несколько лет именно младший брат семикратного чемпиона мира послужит причиной разрыва отношений "конюшни" Williams и Хуана-Пабло Монтойи. Эмоциональный колумбиец, взбешенный тем, что именно немец является фаворитом команды, и все усилия брошены на то, чтобы именно Ральф Шумахер добивался максимальных результатов, разругался с руководством Williams…
Не получив места в "Формуле-1", колумбиец ушел в серию CART, где в 1999-м году сходу выиграл чемпионское звание, став, к слову, самым молодым обладателем титула за всю историю гонок. И хотя следующий сезон из-за проблем с машиной Хуан-Пабло Монтойя провел куда слабее, в 2001-м году он получил возможность наконец-то дебютировать в "Формуле-1".
С первых же гонок колумбиец принялся демонстрировать впечатляющую скорость, атакуя даже более сильные болиды, например – Ferrari Михаэля Шумахера. Временами Хуан-Пабло Монтойя вел себя на трассе чересчур эмоционально, да и болид Williams все еще не мог похвастаться надежностью, поэтому шестое место по итогам первого сезона вряд ли можно назвать отличным результатом. С другой стороны, колумбиец сумел уже в первом сезоне добыть свою первую победу в Королевских Гонках, финишировав первым в Италии, а также три победы в квалификации.
В сезонах 2002–2003 годов колумбиец сумел показать все, на что способен, дважды занимая по итогам чемпионата мира третье место, уступая лишь доминирующей в "Формуле-1" "конюшне" Ferrari. В 2002-м году Хуан-Пабло Монтойя не сумел добыть ни одной победы, зато сразу семь раз был на подиуме и столько же выигрывал квалификации, а в 2003-м году на счету нашего героя было две победы, и еще семь финишей на подиуме. Одно время даже казалось, что Хуан-Пабло Монтойя сумеет совершить невозможное, ввязавшись в неравную борьбу с самим Михаэлем Шумахером. Но чуда не произошло.
Во-первых, колумбиец так и не сумел обуздать свои эмоции, то и дело попадая во всевозможные столкновения с другими пилотами, плюс – у нашего героя окончательно разладились отношения с руководством команды, которое по непонятным причинам продолжало делать ставку на Ральфа Шумахера.
В 2004-м году стало известно, что Хуан-Пабло Монтойя уходит в McLaren. Отношения между пилотом и "конюшней" окончательно разладились, да и сам болид не выглядел столь же мощно, как в прошлом сезоне, поэтому прощание колумбийца с Williams получилось скомканным. Хотя, наш герой все же сумел уйти победителем, выиграв под занавес сезона Гран-при Бразилии.
Дебютный сезон за рулем "серебряной стрелы" получился для колумбийца очень неоднозначным: на одной чаше весов были три выигранных Гран-при чемпионата мира, но на другой – очень слабые показатели на фоне своего партнера Кими Ряйкконена и постоянные ошибки во время гонок.
В конце 2005-го года глава McLaren Рон Деннис сообщил о том, что с 2007-го года пилотом его команды станет Фернандо Алонсо. Многие посчитали, что испанец придет на место колумбийца, однако, как оказалось позже, "серебряные стрелы" решили полностью обновить состав, отдав в Ferrari и Кими Ряйкконена.
Свой последний сезон в "Формуле-1" колумбиец провел очень слабо: восьмое место в личном зачете и лишь два подиума в активе.
Кроме этого, еще в середине 2006-го года Рон Деннис объявил о будущем разрыве отношений с нашим героем. Хуан-Пабло Монтойя продолжал претендовать на очки в каждой гонке, однако машина McLaren в этом сезоне явно оставляла желать лучшего, плюс ко всему ошибался и сам пилот, из-за чего нередко так и не финишировал в Гран-при.
Уйдя из "Формулы-1", колумбиец продолжал активно интересоваться положением дел в Королевских Гонках, то и дело высказывая свое мнение по тому или иному вопросу. Особенно Хуан-Пабло Монтойя был активен прошлой осенью во время скандального разрыва отношений между его бывшей командой McLaren и его неплохим товарищем Фернандо Алонсо. Наш герой встал на защиту испанца, выступив с резкой критикой в адрес "серебряных стрел". Еще бы, ведь что такое быть "лишним" в "конюшне" колумбиец прочувствовал на себе – и в Williams, и в McLaren.
Сегодня ни сам пилот, ни специалисты "Формулы-1" не отрицают возможность возвращения колумбийца в главные гонки автоспорта. Во время каждого межсезонья нашего героя то и дело "обхаживают" команды Королевских Гонок, предлагая ему во второй раз бросить вызов лучшим гонщикам планеты.
Однако Хуан-Пабло Монтойя, похоже, неплохо чувствует себя в серии NASCAR, и не спешит менять место работы. В сентябре колумбийцу будет только тридцать три года, для "Формулы-1" – не возраст, хотя, если возвращаться – придется поторопиться. Главная проблема сегодня заключается лишь в том, что подписать парня хотят "конюшни" второго эшелона, которые, ни на что не претендуя, хотят заполучить за счет громкого имени нашего героя новые источники финансирования в свой спонсорский пакет.
Хотя, если рассуждать гипотетически, Хуан-Пабло Монтойя просто обязан оказаться в Renault. Посудите сами: позиции второго пилота французской "конюшни" Нельсона Пике сегодня чрезвычайно слабы, так что замену молодому гонщику наверняка подыскивают уже сегодня. При этом владелец команды Флавио Бриаторе всегда славился не только тугим кошельком (колумбийцу наверняка предложат в Renault достойные контракт), но и склонностью к экстравагантным поступкам, так что создание в пресном мире "Формулы-1" такого гремучего тандема, как Хуан-Пабло Монтойя и Фернандо Алонсо – станет отличной рекламой одному из самых влиятельных людей Королевских Гонок, и привлечет к его детищу еще больше внимания как со стороны средств массовой информации, так и со стороны болельщиков. В том, что эта парочка устроит на гоночных трассах настоящую войну, даже несмотря на свои товарищеские отношения, не возникает сомнений. И хотя такой вариант сегодня кажется чем-то из разряда фантастики, мы то знаем, что в "Формуле-1" возможно все…