Honda Civic: городской спортсмен
Civic уже давно стал популярным на вторичном рынке. Представили его еще в 1972 году, и с тех пор каждые 5-6 лет происходила смена поколений. Шестая генерация Civic, о которой пойдет речь, дебютировала в 1995 году. Без радикальных изменений автомобиль выпускали до 2001 года, а потом произошла очередная смена модели.
Начиная с 1990-х годов Civic стали выпускать не только в Японии, но и в Европе, и Америке. Японскими версиями были седаны и трехдверные хетчбэки. На заводе в Великобритании с 1995 года производили пятидверный хетчбэк и универсал. Чисто американской моделью считается купе. К тому же, у всех модификаций для рынка США несколько иная передняя оптика и измененные бамперы. У нас преимущественно встречаются автомобили европейского и японского производства, но можно отыскать и купе.
Honda Civic – весьма надежный автомобиль с достаточно долговечными силовыми агрегатами. Однако нужно учитывать, что у многих моделей шестого поколения пробег приближается к отметке 200 тыс. км. А это значит, что к этому моменту приходит время менять многие износившиеся запчасти. Некоторые из них довольно дорогие. К тому же, Civic со спортивным нравом пользовался спросом у любителей агрессивной езды, а это также может сказаться на ресурсе многих узлов.
В основе модели шестого поколения лежит видоизмененная платформа предшественника с удлиненной на 50 мм базой. Кстати, платформа общая с Rover 45. В принципе, и стиль Civic является логическим развитием дизайна модели пятого поколения. На смену плавным линиям биодизайна пришло больше граней. Среди других особенностей – хромированная решетка радиатора и большие трапецевидные фары. Седан, универсал и пятидверный хетчбэк заметно длиннее трехдверной версии, хотя колесная база у всех Civic одинаковая.
Кузов автомобиля оцинкован на 80%, причем весьма качественно. Как правило, Civic неплохо противостоят коррозии, хотя шестилетняя гарантия на кузов уже вышла. Причем, даже экземпляры первых годов выпуска не слишком ей подвержены. Однако следует проверить задние колесные арки, там могут быть следы коррозии, если предыдущий владелец регулярно не очищал их от грязи.
В Honda не выпускали специальных пакетов "плохие дороги" для стран Восточной Европы. А дорожный просвет у Civic весьма небольшой – 110 мм. Поэтому придется ездить осторожно, чтобы днищем не зацепить бордюр или какую-нибудь другую преграду. Правда, само днище выполнено без выступающих деталей, а глушитель находится в специальном углублении. Кузовные детали для Civic не слишком дешевые. Так, передний бампер стоит около 800 у. е., а задний – 710-780. Цена капота – 600-650 у. е., а переднего крыла – 260-290. Передняя фара обойдется в 650 у. е., задняя – 215-220, а комплект из двух противотуманных фар стоит 570 у. е.
Особенность автомобиля – очень низкая посадка, почти как в спорткупе. Создается впечатление, что водитель и пассажиры сидят почти на земле. Но, несмотря на это, обзорность не пострадала, ведь капот низкий, а стойки кузова тонкие. У передних сидений неплохая боковая поддержка. Не хватает только подлокотника. Да и рулевое колесо регулируется только по высоте. Кстати, Civic выпускали с двумя различными видами рулей – обычным четырехспицевым и уменьшенным трехспицевым. Педальный узел достаточно широкий, в нем предусмотрена удобная подставка для левой ноги. Панель приборов содержит лишь самое необходимое и не перегружена. На модели 1995 года серьезные изменения претерпела центральная консоль с увеличенными кнопками управления аудио и климатом. В более дорогих версиях британской сборки предусмотрена еще и имитация отделки деревом.
Салон Civic достаточно просторный для такого автомобиля, поэтому не только передние, но и задние пассажиры не слишком стесненные. Диван второго ряда достаточно широкий, чтобы поместить троих взрослых, да и места для ног вполне хватает. Однако в трехдверном хетчбэке не слишком большое пространство над головой сзади, пятидверная версия и седан в этом плане предпочтительнее. Багажник трехдверной версии не слишком большой: 225 л в обычном состоянии и 600 л со сложенными задними сиденьями. У пятидверной модификации он побольше – 380 и 830 л соответственно. Багажник купе и седана более вместительный (405 и 410 л соответственно), но задние сиденья там сложить нельзя. У универсала багажник 415-литровый, а сложив задние сиденья, его объем можно увеличить до 1312 л.
Все модификации оснащались двумя подушками безопасности, кассетной магнитолой, электростеклоподъемниками, центральным замком, иммобилайзером и гидроусилителем руля. У большинства версий (кроме базовой) есть ABS. Самые же дорогие варианты получили кондиционер, CD-плеер, велюровый салон и люк с электроприводом. Проводка Civic защищена от влаги и соли специальными пластиковыми футлярами, что уменьшает количество проблем с электроникой. Усиленного внимания заслуживает кондиционер, ведь он нуждается в регулярной чистке радиатора, иначе он выйдет из строя.
Подавляющее большинство Honda Civic оснащено бензиновыми двигателями, ведь предлагали всего один турбодизель – 86-сильный силовой агрегат с непосредственным впрыском от Rover. Базовые 1,4-литровые версии развивают мощность 75 л. с., выпускалась и 90-сильная модификация этого двигателя. 1,5-литровый силовой агрегат с фирменной системой и изменяемыми фазами газораспределения VTEC развивает 114 л. с., такая же мощность и у 1,6-литрового двигателя без VTEC. Версия последнего с переменными фазами газораспределения развивает 160 л. с. Исключительно на пятидверные хетчбэки устанавливали самый мощный 1,8-литровый 169-сильный двигатель, также с VTEC.
Двигатели с переменными фазами газораспределения отличаются "двуликим" характером. На малых оборотах они весьма спокойные и отличаются относительной экономичностью: например, 1,5-литровый силовой агрегат расходует 8 л на 100 км в городском цикле. Но при 4000 об/мин включается VTEC и у двигателей просыпается второе дыхание. 1,5-литровая версия способна достичь 100 км/ч за 10,2 с, а 160-сильная – за 8,0 с.
Двигателям подойдет и бензин Аи-92, однако система VTEC требовательна к качеству топлива и, особенно, к маслу. Менять его рекомендуют каждые 10 тыс. км, а при агрессивном стиле езды – даже каждые 8 тыс. км. Вместе с ним следует заменить топливный, салонный и масляный фильтры, а вот воздушный фильтр выдержит и 20 тыс. км. Топливный и салонный фильтры стоят по 50 у. е., масляный – 5-10 у. е., воздушный – 25 у. е. Раз на 40 тыс. км рекомендуют регулировать топливные зазоры клапанов. Ремень ГРМ служит весьма долго и подлежит замене каждые 100 тыс. км. При правильном уходе двигатели Honda без проблем выдерживают 300-400 тыс. км до капитального ремонта.
Наряду с 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой КПП Honda Civic оснащались еще и вариатором CVT. Динамика с ним не хуже, чем с "механикой". Но он нуждается в специальном трансмиссионном масле, которое подлежит замене каждые 40 тыс. км. В АКПП его необходимо менять раз в 60 тыс. км, а в механической трансмиссии – раз в 80 тыс. км. Подвеска автомобиля жесткая и короткоходая. На неровностях это чувствуется, но зато управляемость Civic на высоте. Даже на больших скоростях крены в поворотах совсем небольшие. Руль оснащен адаптивным электроусилителем и на больших скоростях наливается тяжестью.
Передняя подвеска автомобиля двухрычажная, а задняя – многорычажная. Спереди чаще всего придется менять втулки стабилизатора – каждые 60 тыс. км. Они недорогие – стоят по 3 у. е. Остальные детали более долговечные. Так, сайлент-блоки рычагов передней и задней подвески выдерживают по 150 тыс. км и стоят по 50 у. е. Примерно столько же служат передние подшипники ступиц (стоят 100 у. е.), а вот задние более долговечные: их ресурс – 200 тыс. км. В рулевом управлении каждые 120 тыс. км необходимо менять наконечники рулевых тяг. У более слабых версий Civic передние тормоза дисковые, а задние – барабанные, а вот во всех версиях с VTEC задние тормоза дисковые. Передние тормозные колодки могут выдержать до 60 тыс. км, в барабанах же они более долговечные. Колодки трудно подобрать так, как у моделей разных годов выпуска они разные. Суппорты не закисают даже при длительном использовании.
Наиболее дешевые Honda Civic первых годов выпуска стоят около 7-8 тыс. у. е. Более новые модели, а также купе и модификации с VTEC обойдутся в 10-12 тыс. у. е.