Honda Civic, Mazda 3 и Volkswagen Golf: разные концепции хетчбэков С-класса
С-класс сформировался в середине 70-х, а у его истоков стояли такие модели как Volkswagen Golf и Honda Civic. Конечно, с того времени ситуация радикально изменилась. Этот автомобильный сегмент серьезно расширился, а количество выпускаемых моделей выросло в разы. Ежегодные продажи исчисляются миллионами машин, да и конкуренция там сильная. Тем более, относительно недавно появились и новые игроки вроде Mazda 3. Эти три хетчбэка и являются участниками нашего сравнительного тест-драйва.
Дизайн Honda Civic девятого поколения можно назвать самым необычным в этой тройке. У хетчбэка выражен клиновидный профиль с заостренным «носом» и слегка приподнятой задней частью. Спрятанные в стойках ручки задних дверей создают впечатление, что перед нами трехдверная модель. Решетка радиатора напоминает улыбку, а раскосые фары похожи на лезвия самурайских мечей. Мускулов прибавляют рельефные колесные арки. В целях улучшения обзорности заднее стекло разделено на две части горизонтальной балкой, украшенной узкими светодиодными лампами.
Mazda 3 третьей генерации появилась в начале 2012 года. Она отличается весьма динамичным стилем с длинным капотом, аркообразной формой крыши и слегка приподнятой задней частью. Широкая решетка радиатора по форме напоминает улыбку и обрамлена хромом. Раскосые фары растянуты на выпуклые передние крылья. Оконная линия отличается элегантным изгибом, а боковины украшены штампованными линиями. Заднее стекло выполнено панорамным, а сверху его прикрывает спойлер. Расширенные «плечи» Mazda подчеркнуты продолговатыми фонарями.
Volkswagen Golf седьмого поколения также представлен в 2012 году. Автомобиль отличается строгим внешним видом, хотя сохраняет характерный двухобъемный профиль. Знакомая узкая решетка радиатора сочетается с продолговатыми тонированными фарами, дополненными светодиодными лампами дневного света. Передний бампер украшен узким воздухозаборником. Капот и боковины рельефные, а колесные арки немного раздуты. На верхней кромке пятой двери находится спойлер. Заднюю часть хетчбэка визуально расширяют крупные трапециевидные фонари.
Mazda несколько крупнее соперников – достигает 4465 мм в длину при колесной базе в 2700 мм. У Honda эти показатели составляют 4300 и 2634 мм, соответственно. Длина Volkswagen – 4255 мм, а расстояние между осями – 2637 мм. Golf самый легкий в этой тройке: он весит 1235 кг, Mazda 3 – 1240 кг, Civic – 1310 кг.
В отделке салона Honda преобладают ткань и пластик, хотя руль обшит кожей, а на педалях установлены металлические накладки. Обволакивающая передняя панель и повернутая к водителю центральная консоль создают впечатление кокпита. Трехспицевое рулевое колесо имеет небольшой диаметр. Особенность Civic – «двухэтажная» приборная панель. Сверху установлен цифровой спидометр, а также экраны часов и бортового компьютера. На нижнем уровне – три «колодца»: аналоговый тахометр по центру, указатели остатка топлива и температуры двигателя – по бокам. Подсветка приборов – нежно-синяя. Кнопок блоков аудиосистемы и климат-контроля очень много и все они довольно мелкие, что затрудняет привыкание к ним. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а посадка за рулем весьма высокая. Кресла Civic – наиболее мягкие и комфортабельные, у них регулируется поясничный подпор и предусмотрена функция подогрева. Обзор назад – не самый лучший, но зато предусмотрена камера заднего вида.
В салоне Mazda 3 господствует спортивный дух. В отделке присутствуют серебристые накладки «под алюминий» и даже вставки, имитирующие карбон. Трехспицевое рулевое колесо имеет небольшой диаметр и обшито кожей. На приборной панели центральное место занимает аналоговый тахометр с цифровым спидометром внутри. По бокам от него установлены два цветных дисплея. К широкой центральной панели сверху прикреплен 7-дюймовый монитор мультимедийной системы. Навигация в меню осуществляется с помощью круглого джойстика. Кнопки блоков аудиосистемы и климат-контроля несколько мелковаты, поэтому требуют некоторого времени для привыкания. Рулевая колонка регулируется по высоте и вылету. Передние сиденья обладают лучшей в тройке боковой поддержкой, хоть и не самые мягкие. Предусмотрен и их подогрев. Центральный подлокотник прячет внутри бокс. Обзорность назад несколько ограничена из-за маленького стекла.
Golf внутри отличается лаконичностью. Материалы отделки у него несколько лучше, чем у соперников. В частности, довольно много лакированных вставок. Обод трехспицевого рулевого колеса декорирован кожей и выполнен плоским снизу. Циферблаты приборов помещены в отдельные колодцы и разделены экраном бортового компьютера. Внутри спидометра – датчик остатка топлива в баке, а в тахометре – индикатор температуры охлаждающей жидкости. Центральная панель немного повернута к водителю, а сверху на ней – 5-дюймовый сенсорный монитор мультимедийной системы. Переключатели здесь украшены хромом. Они рационально упорядочены и легко находятся на ощупь. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, широкий диапазон настроек и у сиденья водителя. Кресла первого ряда несколько упругие, но хорошо удерживают спину. На трансмиссионном тоннеле размещен широкий подлокотник с боксом. Обзорность в Volkswagen очень хорошая во всех направлениях.
На втором ряду больше всего места для ног у Mazda, хотя два других хетчбэка не слишком ему уступают. Но в «тройке» небольшое пространство над головой, а лидером по этому показателю является Golf. У последнего и салон самый широкий в районе плеч, поэтому троим сзади не так тесно, как у соперников. А у Honda самый вместительный багажник – 408 л против 380 л - у Volkswagen и 350 л – у Mazda. Со сложенными задними сиденьями получается 1140, 1200 и 1228 л, соответственно.
Для того чтобы сравнение было более объективным, мы выбрали версии моделей приблизительно одинаковой стоимости – Honda Civic 1,8 Comfort, Mazda 3 1,5 Touring+ и Volkswagen Golf 1,2 TSI Trendline. Все они получили центральный замок, электростеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал заднего вида, связь Bluetooth, CD-плеер, систему стабилизации. У двух японских хетчбэков предусмотрен климат-контроль, а у Golf – механический кондиционер. У Civic и «тройки» предусмотрены 16-дюймовые легкосплавные диски, подогрев сидений и система контроля давления в шинах. Также Mazda укомплектован камерой, биксеноновыми фарами, датчиками освещения и дождя. Зато у Volkswagen – целых 9 подушек безопасности, а у его соперников – по 6.
Все три автомобиля получили бензиновые четырехцилиндровые двигатели. Мотор Mazda, объемом 1,5 л, развивает 120 л. с. при 6000 об/мин. Он высокооборотистый и его необходимо постоянно раскручивать. Максимальные 150 Н•м крутящего момента достигаются при высоких 4000 об/мин. По мере разгона эта «четверка» становится достаточно шумной. Автоматическая 6-ступенчатая трансмиссия отличается плавностью работы, но ее реакции не всегда быстрые, от чего страдает динамика. Разгон до 100 км/ч занимает 11,7 с, а максимальная скорость – 186 км/ч. Расход топлива в городском цикле составляет 7,4 л/100 км, а в загородном – 4,9 л/100 км. Также Mazda 3 можно выбрать с 2,0-литровым 150-сильным бензиновым двигателем.
Под капотом Civic – 1,8-литровая атмосферная «четверка» с фирменной системой регулировки фаз газораспределения i-VTEC. Она лучше проявляет себя на высоких оборотах, а потому ее постоянно необходимо раскручивать. Двигатель самый мощный: 142 л. с. достигается при 6500 об/мин, а вот максимальный крутящий момент в 174 Н•м доступен только при 4300 об/мин. Впрочем, двигатель демонстрирует довольно резвый характер, хотя по мере набора оборотов становится слишком громким. Хетчбэк разгоняется до 100 км/ч за 10,9 с и развивает 210 км/ч. И дело не только в меньшей мощности, но и в слишком «задумчивом» 5-ступенчатом «автомате». Зато передачи переключаются плавно. Также можно выбрать экономичный режим, делающий педаль акселератора менее чувствительной, что позволит снизить расход топлива до 8,7 л/100 км в городе и 4,9 л/100 км – на шоссе.
У Volkswagen объем двигателя меньше, чем у конкурентов – 1,2 л. Но его «четверка» оснащена турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, что дает возможность ей развивать 105 л. с. при 4300 об/мин. Однако главное ее преимущество – тяга на низких оборотах, ведь максимальные 175 Н•м крутящего момента в распоряжении уже с 1400 об/мин. При этом мотор еще и быстро раскручивается, а его звук приятный и не громкий. Роботизированная 7-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями демонстрирует очень быстрые переключения передач, пусть и с небольшими толчками на малых скоростях. Зато динамика у Golf – лучшая: 10,2 с до 100 км/ч и максимальные 192 км/ч. Кроме того, хетчбэк и самый экономичный – 5,6 л/100 км в городском цикле и 4,4 л/100 км – на шоссе. Автомобиль также предложен с бензиновым турбомотором объемом 1,4 л (122 и 140 л. с.) и 2,0-литровым 140-сильным турбодизелем.
Ходовая Mazda 3 более ориентирована на активного водителя, а улучшить управляемость призвана многорычажная задняя подвеска (у соперников она полузависимая). Рулевое управление довольно острое и точное, а еще наполняется тяжестью на больших скоростях. Но немного больше информативности ему не помешало бы. Хетчбэк очень редко демонстрирует недостаточную поворачиваемость, а большая колесная база способствует хорошей курсовой устойчивости. Конечно, подвеска несколько жестковата, но зато автомобиль очень мало кренится в поворотах. К тому же, на больших скоростях в салоне становятся отчетливо слышны шумы ветра и шин.
Honda – наиболее комфортабельный из всех. Его подвеска заметно мягче, а потому выбоины поглощаются весьма плавно. При этом нежелательные движения кузова не слишком большие. У Civic также очень качественная шумоизоляция салона, поэтому ветер и шины меньше дают о себе знать. Автомобиль тяжелее конкурентов и более подвержен недостаточной поворачиваемости. Да и диаметр разворота у него больше – 11,2 м против 10,6 м у Mazda и 10,9 м у Volkswagen. Зато его руль остается точным, но при этом достаточно легким. А на больших скоростях у хетчбэка неплохая курсовая устойчивость.
Golf демонстрирует уверенную нейтральную управляемость и легко контролируем. Его руль не только очень точный, но и самый информативный из трех хетчбэков. С недостаточной поворачиваемостью успешно борется электронная система XDS, имитирующая дифференциал повышенного трения. Подвеска Volkswagen, конечно, традиционно упругая, но комфорт езды остается неплохим и по-настоящему ощутимы лишь глубокие выбоины. А нежелательные движения кузова в виражах небольшие. Также у немецкого автомобиля самая лучшая шумоизоляция, что особенно ощутимо при езде по автомагистрали.
Mazda 3 1,5 Touring+ самый доступный в этой тройке – 549 000 гривен, он также привлекает богатой комплектацией. Volkswagen Golf 1,2 TSI Trendline стоит 620 300 гривен и отличается хорошей динамикой и экономичностью. Цена Honda Civic 1,8 Comfort – 650 000 гривен, его сильная сторона – вместительный багажник.