Honda CR-Z: гибрид со спортивным духом
Если ранее автомобили с гибридной силовой установкой были большой редкостью даже в самых развитых странах мира, то теперь они встречаются намного чаще. Даже в Украине их можно увидеть. Среди них можно встретить как компактные городские модели, так и вседорожники, и седаны премиум-класса. В планах – гибридные спортивные модели, подтверждение тому – концептуальные Porsche 918 Spyder и Ferrari 599 HY-KERS. А на гоночных трассах вскоре можно будет встретить Porsche 911 GT3 R Hybrid. Тем временем более скромные купе потихоньку поступают в серийное производство. Первым из них стал Honda CR-Z. Он призван возобновить спортивный имидж японской марки. Ведь уход из "Формулы-1", прекращение работ над купе NSX и прекращение производства кабриолета S2000 немного пошатнули этот образ.
Название CR-Z намекает на преемственность автомобиля со знаменитым Honda CRX. Это компактное купе представили в 1984 году. Оно отличалось малым весом, поэтому двигателя мощностью 150 л. с. вполне хватало для обеспечения приличной динамики. Хорошие характеристики, а также отточенная управляемость превратили CRX в излюбленное транспортное средство уличных гонщиков. Однако CR-Z – несколько иной: более сдержанный и комфортабельный и, естественно, экономичный. Его можно вполне назвать наследником и трехдверного Honda Insight 1999 года, ведь нынешнее поколение Insight модели выпускается исключительно в пятидверном варианте.
По сравнению с прошлогодним предсерийным концептом купе практически не изменилось.
Схожесть с CRX – налицо. Особенно это заметно в профиль: Honda CR-Z очень смахивает на знаменитого предшественника своим клиновидным силуэтом с низким капотом, приподнятой и будто обрубленной задней частью. Стремительный дизайн подчеркивают линии на боковинах. Такой внешний вид призван символизировать динамику, даже когда автомобиль стоит на месте. Заостренный "нос" увенчан большой пастью радиаторной решетки. А узкие фары делают "взгляд" CR-Z более хищным. Оконная линия делает небольшой излом в районе лобового стекла. Сзади по краям размещены треугольные фонари, а в третьей двери под стеклом размещена дополнительная прозрачная вставка, призванная улучшить обзор назад.
CR-Z использует платформу Honda Insight, но несколько меньше по размерам. Его длина достигает 4080 мм, а колесная база – 2433 мм. Ширина купе – 1740 мм, а высота – 1395 мм. Стандартные диски – 16-дюймовые, а обули их в специальные шины размером 195/55 R16 с низким коэффициентом сопротивления качению.
Если заглянуть в салон, то можно отыскать знакомые черты, свойственные многим моделям Honda. Это, например, фирменное трехспицевое рулевое колесо с серебристыми вставками. Оно является мультифункциональным – на него вынесли клавиши управления аудиосистемой, телефоном и круиз-контролем. А вот приборная панель выглядит футуристически, впечатление усиливает ее синяя подсветка. Аналоговый прибор здесь всего один – тахометр. Цифровой спидометр размещен внутри его циферблата, причем нажатием кнопки возле руля можно выбирать единицы измерения – километры или мили в час. Справа и слева размещены жидкокристаллические экраны, на которые выведены показатели индикатора выбранной передачи, датчика работы гибридной силовой установки, указателей уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости. А технология eco guide подсказывает водителю более экономный стиль езды.
Очень компактно выполнена центральная панель. В более дорогих версиях большую ее часть занимает цветной экран навигационной системы. Вокруг него разместили клавиши управления аудиосистемой. А вот блок климат-контроля – совсем небольшой, его разместили справа от руля.
Рулевая колонка регулируется в двух направлениях, а у водительского сиденья изменяется высота во всех версиях CR-Z. К слову, посадка в купе очень низкая. Кресла выполнены в спортивном стиле и обладают хорошей боковой поддержкой. К услугам сидящих спереди – перчаточный ящик с охлаждением и два подстаканника в центральном тоннеле, а в спинках кресел предусмотрены еще и карманы.
Европейская и японская версии модели отличаются посадочной формулой 2+2. Места на втором ряду хватит лишь детям в возрасте до 12 лет, ведь наклоненные задние стойки заметно уменьшают пространство над головой. Задние сиденья можно сложить, что увеличит объем багажника с 233 до 401 л. А вот американский вариант CR-Z будет исключительно двухместным.
Купе отличается довольно щедрым оснащением. Уже в базовой комплектации S есть центральный замок, электропривод стеклоподъемников и зеркал заднего вида, климат-контроль, бортовой компьютер, аудиосистема с CD-проигрывателем и 6 динамиками. Кроме того, установлены 6 подушек безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS и система стабилизации VSA. Вариант Sport подразумевает наличие USB-порта, круиз-контроля и парктроника. К тому же руль и рычаг коробки передач декорированы кожей, а на педалях установлены алюминиевые накладки. А самая дорогая модификация GT включает датчики освещения и дождя, ксеноновые фары, люк в крыше, систему доступа без ключа, связь Bluetooth, аудиосистему мощностью 360 Вт и навигационную систему.
Под капотом Honda CR-Z размещен 1,5-литровый бензиновый мотор с системой регулировки фаз газораспределения i-VTEC, развивающий 111 л. с. при 6100 об/мин. А в паре с ним работает электродвигатель мощностью 14 л. с. Работая вместе они способны развить 124 л. с., а максимальный крутящий момент в 174 Н·м достигается всего при 1000 об/мин. Лучше всего силовая установка ведет себя в диапазоне 4000–6000 об/мин. Правда нужно учитывать, что на высоких оборотах звук "четверки" становится чересчур громким. Если хочется более резвой езды, нужно нажать кнопку Sport, размещенную слева от руля. Сразу бросается в глаза смена подсветки тахометра с синего на красный. Педаль акселератора становится отзывчивее, а электромотор предоставляет существенную прибавку в мощности и тяге. CR-Z способен разогнаться до 100 км/ч за 9,9 с и достичь 200 км/ч. Ну а для экономии топлива есть режим Eco; его подчеркивает зеленая подсветка тахометра. В этом случае бензиновый двигатель несколько усмиряет свой пыл, а при надобности уменьшается мощность кондиционера, чтобы уменьшить нагрузку на мотор. Во время остановки срабатывает технология start/stop и мотор сразу глушится.
В таком режиме купе расходует 6,1 л/100 км в городском цикле, 4,4 л/100 км – в загородном и 5,0 л/100 км в смешанном цикле.
Базовой трансмиссией является 6-ступенчатая "механика". Она отличается точностью при переключениях, а ее рычаг короткоходный и удобный. В качестве альтернативы предлагают бесступенчатый вариатор CVT. Его программа имитирует шесть передач, которые можно переключать подрулевыми лепестками. С CVT купе несколько экономичнее, хотя динамика все же лучше у версии с механической коробкой передач.
У автомобиля хорошо настроено шасси, поэтому на извилистой дороге оно чувствует себя как рыба в воде. В режиме Sport управляемость поинтереснее, ведь руль становится острее. Несмотря на электрический усилитель, он наполнен тяжестью в хорошем смысле этого слова. CR-Z предсказуем, а недостаточная поворачиваемость практически незаметна. Подвеска весьма жесткая, что чувствуется при повседневной езде. Но зато крены кузова в скоростных поворотах совсем небольшие.
CR-Z оснастили системой регенеративного торможения, однако в отличие от большинства гибридов, здесь она играет вспомогательную роль. Поэтому педаль тормоза Honda более информативная, а усилие на ней легко дозируется.
Honda CR-Z сочетает в себе спортивность с заботой об окружающей среде. В США он уже доступен, а в Европе поступит в продажу летом и будет стоить около 23 тыс. евро. Ожидается, что примерно в это же время купе появится и в Украине. А в планах и более мощная версия, которая, судя по всему, получит обозначение Type R.