Жизнь на колесах
Дом на колесах – вещь весьма полезная для автотуриста, особенно если вздумается путешествовать вдали от цивилизационных благ. Переночевать можно, конечно, и в самой машине, но если перед сном захочется разогреть ужин или принять душ? Все эти проблемы решает дом на колесах – машина для любителей странствий. Такой вид отдыха, более распространенное название "караванинг", очень популярен в Европе (активно культивируется в Германии), а особенно в США. Все дома на колесах делятся по принципу характера движения – жилые прицепы, для транспортировки которых требуется машина-тягач, и самоходные автодома.
Жилые прицепы (можно называть "трейлер" на американский манер, или "караван", как называют его европейцы) представляют собой полностью оборудованное жилое помещение, вместимостью от 2 до 7 человек. Длина каравана варьируется от 5 до 9,5 м, высота от 2,50 м и выше, ширина от 2,20 м. Караваны бывают одно- и двухосные. Самые компактные модели караванов имеют массу 500–800 кг и рассчитаны на двух-трех путешественников. Из удобств – раскладные кровати, плита и мойка, иногда холодильник и нагреватель, а вот санузла нет. Особой категорией в этом сегменте (имеется в виду 500–800 кг) следует выделить прицеп-палатку. Благодаря малым габаритам и небольшому весу прицеп-палатка является самым маневренным из всех жилых прицепов. Принцип ее прост: прицеп и его откидная крышка разбираются в две двуспальные кровати, а сама палатка устанавливается вокруг, формируя зону отдыха. Вдобавок задняя панель прицепа оснащена плитой, раковиной и баком для воды. Следующую ступень в иерархии караванов занимают экземпляры весом 800–1000 кг. Там, как правило, есть холодильник, туалет (иногда даже душ) и обогреватель. Самые крупные караваны рассчитаны на четыре-пять человек и весят 1000–1500 кг. Это большие двухосные трейлеры, в которых предусмотрен автономный генератор и даже спутниковое телевидение.
Венчают иерархию трейлеров прицепы типа fifth-wheel (англ. – опорно-сцепное устройство тягача). Производятся и встречаются в основном в США. Самые большие достигают длины в 14 м. Эти особенные караваны могут транспортироваться только пикапами со специальными крепежами. По большему счету fifth-wheel ничем не отличается от обычных караванов, за исключением небольшой части прицепа, которая ложится на грузовую платформу пикапа. Та часть прицепа, которая крепится на пикап, образует внутри дополнительный отсек с огромной кроватью, а часто и с большим панорамным окном. Вообще же покупая прицеп имейте в виду, что мощность вашего автомобиля должна обеспечивать 1 л. с. для каждых 10 килограмм буксируемого веса. Или можно ориентироваться на такие показатели: располагая 1,6-литровым мотором, лучше ограничиться прицепом в 1000 кг, 1,8 л – 1200 кг; 2,0 л – 1500 кг. Зависимость приблизительная, а более точно допустимую массу прицепа указывают в инструкции к автомобилю. Само собой разумеется, что автомобиль-тягач должен быть оборудован шаровым тягово-сцепным устройством и специальным электроразъемом.
Цены на новые караваны стартуют от 20 тыс. евро, подержанный можно найти и за 2,5–6 тыс. у. е., но его "возраст" будет около 10–25 лет. Не беда! Рама прицепа, на которую установлен жилой отсек – это чрезвычайно надежная конструкция из алюминия, в которой практически нечему ломаться или ржаветь. Ремонт же жилой части прицепа, можно сравнить с ремонтом в доме: покрасить, отмыть… Конечно же, отдых в трейлере понравится далеко не всем, потому что сторонники хорошего сервиса вряд ли получат удовольствие от пребывания в помещении, где туалет, кухня и спальня разместились в одном месте. Поэтому для таких людей предназначен класс автокемперов. Автокемпер (слова-синонимы автодача, автокараван, автодом) имеет обыкновенную автомобильную кабину, однако в кузове находится мини-квартира. Подобные автомобили предназначены для длительных путешествий. Есть несколько крупнейших мировых производителей кемперов, однако они занимаются исключительно изготовлением самих домов, которые потом устанавливаются на шасси серийных автомобилей, любезно предоставленных для этого автопроизводителями.
Автокемперы же делятся на четыре основные категории. Кемпингбусы (Campingbus) – модели для двух-четырех человек на базе стандартных цельнометаллических фургонов или микроавтобусов, к которым зачастую приделывают подъемную или высокую крышу. Из оснащения – плита, холодильник, может быть оборудован автономным обогревателем, бойлером с горячей водой. Это наиболее мобильные автокемперы. Алковенмобили (Alkovenmobil) – это автокемперы, сделанные на базе небольших коммерческих грузовиков. Они получили свое название благодаря спальной над-стройке – "алькову" и рассчитаны на ночевку 4-6 человек. Алковенмобили оснащены всей необходимой мебелью и встраиваемой техникой. По динамике (в силу высоты кузова) такие автомобили медленные и неповоротливые, поскольку альков увеличивает высоту автомобиля примерно до 3 м.
Тейлинтегрейтеры (Teilintegrierter) – тоже проектируются на платформе малотоннажных грузовиков. Но в отличие от алковенмобилей не имеют спального отсека над крышей водительской кабины. Тейлинтегрейтеры еще называют "полуинтегрированными автодомами". Три вышеназванные категории обычно весят в снаряженном виде не более 3,5 т, а значит, для их управления достаточно прав категории "В". Цены на новые автокемперы класса Campingbus начинаются от 25 тыс. евро. Автомобили категории Alkovenmobil и Teilintegrierter стоят минимум 35 тыс. евро. Однако покупать такое чудо техники, чтобы пользоваться два-три раза в год, необязательно, выгоднее взять напрокат. Для пущей убедительности приведем такой пример. Недорогая гостиница для семьи из четырех человек обойдется примерно в 60–80 евро, а аренда каравана – 30–50 евро. Но это в Европе, у нас индустрия караванинга в зачаточном состоянии, так что о прокате и мечтать не приходится.
Отдельным пунктом в вышеназванной категории "трех" выделяются автодома типа pick-up. Ключевым элементом тут выступает съемный модуль, который водружается на грузовую платформу пикапа и превращает ваш пикап в автодом. Существует два основных типа жилых модулей для пикапов – со свесом с задней части автомобиля и без него. Короткий модуль (длина от 3,5 м до 3,9 м) при установке на грузовую площадку пикапа заканчивается там же, где сама площадка, не образуя свеса сзади. Модули со свесом (до 6 м), помимо большего веса и длины, имеют больший набор стандартных планировок, больше жилого пространства и места для хранения вещей. По причине дефицита места, в коротком корпусе не предусмотрен душ и туалет. Зато четыре выдвижные опоры позволяют оставить модуль где-нибудь на опушке леса или в кемпинге, а в это время на автомобиле можно отправиться по окрестностям. Цена на новый жилой модуль в США начинается от 17 тыс у. е., в Европе – от 21 тыс. евро.
Завершают иерархию автодомов интегрированные (Integrierter) автокемперы. Такие автодома "строят" на шасси, предназначенные для грузовых автомобилей. Длина автокемпера класса Integrierter может составлять от 7 до 14 м, а вес от 7 до 20 т. По форме кузова они напоминают автобусы. Кабина водителя полностью интегрирована в жилой отсек автодома, собственно от этого и происходит название. Такие автокемперы могут обеспечить комфортный ночлег 4-8 пассажирам. Подобные автодома часто оснащены автоматическими эркерами (конструкция наподобие выдвижного балкона) за счет которых можно увеличить жилое пространство гостиной, кухни, спальни или ванной от 2 до 10 кв. м. Встречаются и модели, в которых предусмотрены даже "гаражи-багажники" для автомобилей (например, Smart), мотоциклов и катеров. Между прочим, встроенный гараж необходимость, а не показательная роскошь. Дело в том, что на подобных автодомах совсем не удобно ездить за покупками, на экскурсии и в любые другие краткосрочные поездки. Именно для этого в гараже дома стоит маленький, маневренный автомобиль.
Говорить о типичном внутреннем убранстве "люксового" автокемпера нецелесообразно, ибо причислять к базовому оснащению холодильник, обогреватель и прочие бытовые удобства, все равно что в автомобиле упоминать о наличии колес или руля в качестве базовой комплектации. Отделка же жилого отсека напоминает номер люкс в отеле. У отдельных моделей зачастую насчитывается до 160 видов разных планировок и вариантов оснащения. Цены стартуют от 85 тыс. евро. Автокемпер, построенный под заказ, может быть лишь более или менее роскошным. Начинать отсчет следует от суммы в 200 тыс. евро. Во столько обойдется строительство индивидуально спроектированного (но без особых изысков) автокемпера. Если же речь идет о полном эксклюзиве, стоимость придется удвоить или утроить. Например, у одного арабского шейха существует автодом, стоимость которого составляет более 1,6 млн долларов. Этот, с позволения сказать, автомобиль имеет длину 13 м, а внутри гранитные полы, канализацию, водопровод и два кинотеатра. Автодом абсолютно автономен и может в течение нескольких недель обеспечивать своих постояльцев всем необходимым.
Однако фору арабским шейхам, в плане эксклюзивности и дороговизны автодомов, дадут голливудские актеры. Между прочим, в США иметь автодом интегрального типа куда престижнее яхты. Например, Уилл Смит владеет настоящей виллой на колесах. Вот только некоторые ее параметры: автомобиль длиной более 20 м, весит 40 т, имеет площадь более 350 кв. м. Внутри два этажа. На нижнем – две ванные комнаты и огромная кухня, на верхнем – спальня и гостиная, рассчитанная на 30 гостей. В Украине рынок автокемперов не развит, если не сказать, что вообще отсутствует, поэтому о ценах говорить не представляется возможным. А те экземпляры, которые завозятся под заказ, имеют сугубо индивидуальную цену и не являются показательными.