Генри Лиланд – точный автомобилестроитель

Генри Лиланд окунулся в мир самоходных экипажей лишь на пороге своего 60-летия
Генри Лиланд окунулся в мир самоходных экипажей лишь на пороге своего 60-летия
Генри Лиланд окунулся в мир самоходных экипажей лишь на пороге своего 60-летия
Уже в 1903 году Генри Лиланд представил свой первый автомобиль – Model A, на котором был установлен 10-сильный двигатель его собственной разработки
Уже в 1903 году Генри Лиланд представил свой первый автомобиль – Model A, на котором был установлен 10-сильный двигатель его собственной разработки
Допустимая величина погрешностей при производстве деталей составляла фантастическую для того времени десятую часть миллиметра, а потому все автомобили Cadillac отличала невероятная надежность
Допустимая величина погрешностей при производстве деталей составляла фантастическую для того времени десятую часть миллиметра, а потому все автомобили Cadillac отличала невероятная надежность
Для новой модели 1914 года Лиланд впервые в США разрабатывает серийный двигатель V8, успев успешно протестировать автомобиль перед самым началом Первой мировой войны
Для новой модели 1914 года Лиланд впервые в США разрабатывает серийный двигатель V8, успев успешно протестировать автомобиль перед самым началом Первой мировой войны
Модель серии К 1907 года послужила примером введенных принципов стандартизации и взаимозаменяемости деталей, за что Лиланд заслуженно удостоился престижной награды Dewar Trophy
Модель серии К 1907 года послужила примером введенных принципов стандартизации и взаимозаменяемости деталей, за что Лиланд заслуженно удостоился престижной награды Dewar Trophy
Во время Первой мировой войны Лиланд покидает Cadillac и создает новую компанию, где производит для нужд армии 20 тысяч авиадвигателей для военных самолетов Liberty
Во время Первой мировой войны Лиланд покидает Cadillac и создает новую компанию, где производит для нужд армии 20 тысяч авиадвигателей для военных самолетов Liberty
После войны на своем переоборудованном предприятии, названном Lincoln Motor Company, Лиланд возвращается к созданию автомобилей, на которые устанавливает переработанные авиадвигатели V8 мощностью 90 л. с.
После войны на своем переоборудованном предприятии, названном Lincoln Motor Company, Лиланд возвращается к созданию автомобилей, на которые устанавливает переработанные авиадвигатели V8 мощностью 90 л. с.
Однако подход к разработке внешности автомобилей был не очень удачным, поскольку даже несмотря на "фирменное" лиландовское качество исполнения, автомобиль с консервативным кузовом, покупателей отнюдь не привлекал – компания стала банкротом
Однако подход к разработке внешности автомобилей был не очень удачным, поскольку даже несмотря на "фирменное" лиландовское качество исполнения, автомобиль с консервативным кузовом, покупателей отнюдь не привлекал – компания стала банкротом
Косвенно благодаря Генри Форду Лиланд занялся автомобилестроением, но, в конце концов, именно Форд посодействовал устранению конкурента после приобретения Lincoln Motor Company
Косвенно благодаря Генри Форду Лиланд занялся автомобилестроением, но, в конце концов, именно Форд посодействовал устранению конкурента после приобретения Lincoln Motor Company
Изгнанный Фордом из Lincoln, Лиланд, озлобленный на весь белый свет, поселился в этом доме в Детройте, где, брошенный всеми, доживал свои последние дни…
Изгнанный Фордом из Lincoln, Лиланд, озлобленный на весь белый свет, поселился в этом доме в Детройте, где, брошенный всеми, доживал свои последние дни…

В автомобильной истории Генри Лиланд – личность в своем роде уникальная. Ведь в мир самоходных экипажей он окунулся на пороге своего 60-летнего юбилея, и то по чистой случайности. Как позже любил говорить сам, ставший выдающимся, автомобилестроитель, в то время как молодежь всей планеты с азартом ринулась создавать первые машины, он скептически относился к данной сфере бизнеса, считая ее делом хлопотным и не отвечающим его интересам. Однако жизненные пути неисповедимы, и созданные Лиландом две автомобильные марки вот уже более столетия пользуются популярностью во многих странах мира, а сам изобретатель удостоился мировой славы за свой неоценимый вклад в автомобилестроительную отрасль. Генри Лиланд родился в 1843 году в большой семье американских фермеров. О его ранних годах жизни известно немного – Лиланд не очень любил распространяться о том времени. И на то у него были причины: из-за серьезных проблем со слухом пройти обучение в школе у него так и не получилось. А поскольку сидеть без дела в семье Лиландов было не принято, Генри уже подростком стал к ткацкому станку трикотажной фабрики, где работал по 10-12 часов в день. Тем не менее для мальчика такая тяжелая работа не была сильно обременительной. Во-первых, усидчивость, точность и аккуратность были его врожденными качествами, а во-вторых, работа с техникой была ему крайне интересной. Совокупность данных факторов станет решающей в дальнейших жизненных успехах Лиланда.
 

Когда Генри исполнилось 18 лет, в США разразилась Гражданская война между Севером и Югом, и практически все производство было переведено на военные рейки. Юноша принял сторону Авраама Линкольна, и пошел трудиться механиком на завод по производству так необходимого северянам оружия. Завод принадлежал знаменитому оружейнику Сэмюэлю Кольту, который на своих предприятиях придерживался принципа стандартизации продукции. То есть, ружья и револьверы изготавливались из типовых деталей и, соответственно, легко взаимозаменялись. Это было значительным прогрессом, учитывая тот факт, что в XIX веке для каждого отдельного механизма производили свои детали и комплектующие, которые при сборке приходилось тщательно подгонять. Внимательный и аккуратный Лиланд не оставил данный факт без внимания…
 

С наступлением мирной жизни Генри решает оставить оружейное дело и устраивается механиком-конструктором на завод компании Browne & Sharpe, которая занималась точным машиностроением. Здесь он разрабатывает и усовершенствует разные механизмы, накапливая знания и опыт, а также продвигаясь по служебной лестнице. В Browne & Sharpe он обучился производить детали с точностью до тысячной сантиметра и даже изобрел механическую машинку для стрижки волос, создав в Америке моду на стрижку "под ежика". Достигнув определенного положения в обществе и известности в промышленных кругах, Лиланд решает наконец-то открыть собственное дело. "Скооперировавшись" с состоятельным знакомым Фолкнером, он регистрирует компанию Leland & Faulconer.
 

Сфера деятельности Лиланда огромна – передаточные механизмы, детали для велосипедов, литье и штамповка металла, тормозные системы для локомотивов, паровые двигатели и даже уникальное творение Генри – игрушечная железная дорога. Кроме того, на дворе был как раз конец XIX века, ознаменовавшийся рождением автомобилестроения. Поэтому к обретшему широкую известность Лиланду, который производил очень качественную продукцию, часто за помощью обращались и конструкторы самоходных экипажей, просившие исправить тот или иной дефект.
 

Первый раз Лиланд вплотную познакомился с автомобилем, когда в Leland &  Faulconer обратился небезызвестный Рэнсом Олдс – основатель Oldsmobile.  В офис фирмы он приехал на гремящей и стучащей машине собственного производства и предложил известному механику устранить все недоделки и изготовить для компании Олдса несколько тысяч "доведенных до ума" двигателей. Для Лиланда это не стало проблемой, и уже в 1901 году он представил заказчику значительно улучшенный, работающий гораздо тише и ровнее мотор, в котором, кроме всего прочего, в три раза сумел поднять мощность.
 

Немало подивившись мастерству Генри, Олдс тем не менее расторгнул договор на поставки этих двигателей, поскольку их внедрение на автомобилях Oldsmobile требовало модернизации всего производства. Лиланду оставалось только развести руками и отправить "автомобильную тематику" в дальний угол. Возможно, на том бы знакомство с миром автомобилестроения бы и закончилось для Лиланда, однако уже через год в его жизни произошло переломное событие…
 

В 1899 Генри Форд с соучредителями образовал свою первую компанию – Detroit Automobile Company, которую уже через два года, вследствие плохих показателей работы, реорганизовал в Henry Ford Company. Вторую попытку также ждала печальная участь – предприятие прозябало, выпуская меньше десяти автомобилей в год. Инвесторам такое положение дел порядком надоело, и они решили обратиться за консультациями к Генри Лиланду, чтобы тот своим опытным взглядом посмотрел, что не так происходит на предприятии, и может его вообще нужно продать.
 

Взявшийся за дело Лиланд быстро определил, что у завода есть потенциал для успешной работы, и продавать его вовсе не нужно. Надо кое-что изменить в самом процессе производства. Так произошло первое столкновение двух Генри: Лиланд в качестве официального советника стал отдавать распоряжения Форду, который был главным инженером. И хотя Форд понимал, что он главнее, и не обязан подчиняться указаниям Лиланда, соучредители думали совсем по-другому. Очень быстро Генри Форд понял, что в Henry Ford Company он уже больше не нужен. Он получил обратно права на свое имя, чертежи нового автомобиля, над которым работал последнее время и 900 долларов. Инвесторам же достался уже готовый автомобиль Форда и согласие Лиланда участвовать в создании нового предприятия. Так началась эпоха Лиланда-автопроизводителя…
Новой компании дали имя основателя Детройта – французского дворянина и по совместительству авантюриста Антуана Кадиллака. Лиланд не сидел сложа руки – уже в конце 1902 года был собран первый автомобиль, представленный в начале следующего года на автомобильной выставке в Нью-Йорке – Model A. Внешне модель была точной копией Ford Model A – автомобиля, который оставил перед своим уходом Генри Форд. Однако она имела свой, лиландовский, двигатель, тот самый, который конструктор когда-то разработал для Рэнсома Олдса. Одноцилиндровый силовой агрегат с двухступенчатой коробкой передач располагался горизонтально под передним сиденьем. Он развивал 10 л. с., мог разгоняться до 50 км/ч и расходовал чуть больше семи литров топлива на 100 км.
Model A послужила хорошим стартом для компании, но вот настоящую известность принесла следующая модель –  D 1905 года, выведшая Cadillac в лидеры автомобильной промышленности. Снабженный четырехцилиндровым 30-сильным двигателем, этот пятиместный автомобиль имел деревянный корпус и алюминиевую обшивку как опцию. А через год был представлен легкий грузовичок модели F – первый грузовой Cadillac. Компания также заявила о себе, одной из первых в Америке предложив покупателям закрытое купе модели H.
Заслуги в области автомобилестроения, качество производимой продукции и ее исполнение не остались незамеченными: компания стала первой в Америке, которая удостоилась престижной награды Dewar Trophy Королевского автомобильного клуба Англии, а также единственной в мире, которая получила ее дважды. Присуждалась она за исключительные заслуги в развитии автомобильной промышленности.
 

Первый раз награждение произошло в 1908 году за достижение совершенной взаимозаменяемости запасных частей – абсолютная победа Генри Лиланда! Поскольку в начале ХХ века, еще до появления фордовского конвейера, все комплектующие изготавливались индивидуально и вручную, об использовании деталей от других автомобилей одной и той же линейки не могло быть и речи. Однако имевший многолетний опыт работы на оружейном заводе и, будучи страстным приверженцем точности и пунктуальности, Лиланд, на своем предприятии организовал строгий технический контроль точности. Впервые в Америке допустимая величина погрешностей при производстве деталей составляла десятую часть миллиметра – фантастика для того времени.
И вот для демонстрации того, каким надежным может быть автомобиль, с разных складов были выбраны три модели серии К 1907 года, которые после пробега на несколько десятков километров были разобраны. Детали перемешали, а затем с помощью одних отверток и гаечных ключей заново собрали все три автомобиля, которые после этого спокойно преодолели еще несколько сот километров. Стандартизация стала краеугольным камнем современного производства на сборочных линиях и породила известное определение "мировой стандарт", изначально применявшийся к Cadillac.
 

А второй раз награда была вручена в 1912 году за представление электрического пускового стартера, электрического освещения и системы воспламенения в модели 1912 года. До появления стартера запуск бензиновых двигателей осуществлялся с помощью заводной рукояти. Это было не только тяжело, но и опасно, поскольку происходило множество трагедий, одна из которых коснулась близкого друга Лиланда. Изобретатель Чарльз Кеттеринг, к которому обратился за помощью  Лиланд, смог разработать безопасный электрический стартер и установил новое устройство на Cadillac. Изобретение, значение которого трудно переоценить, значительно упростило процесс вождения автомобиля, особенно для женщин. Вместе со стартером машина получила интегрированную схему электрооборудования, в общих чертах такую же, какая используется на современных автомобилях.
 

В середине 1909 года фирма Cadillac становится частью General Motors. Основатель и президент корпорации знаменитый Уильям Дюрант, скупавший автомобильные компании, не мог упустить такой лакомый кусок. Он долго торговался с Лиландом, и в итоге они сошлись на сумме 5,6 млн долларов. Но при этом Дюрант оставил Cadillac в качестве самостоятельной компании, а Лиланда попросил занять пост президента и управлять компанией как своей собственной. Дела шли неплохо – Генри успел даже разработать первый в США серийный двигатель V8 для новой модели 1914 года, однако в судьбу конструктора вмешалась Первая мировая война.
 

Между Лиландом и Дюрантом начинаются разногласия. Лиланд хотел выпускать двигатели для военных самолетов, поскольку это было очень выгодно для компании, однако убежденный противник любого насилия Дюрант всячески препятствовал этому, хотя и обещал не вмешиваться в дела компании. Чтобы не портить друг другу нервы, Лиланд покидает свое детище – Cadillac, и основывает совместно с многочисленными сотрудниками, ушедшими за своим учителем, компанию Lincoln Motor Company.
 

Примечательно, что сотрудники компании настаивали на имени Leland, однако Генри, вместо собственного имени, предпочел увековечить имя героя Гражданской войны Авраама Линкольна, которого просто боготворил. В новообразованной компании он успел произвести более 20 тысяч авиационных двигателей для военных самолетов Liberty по заказу Министерства обороны США. Примечательно, но такого поворота событий могло и не произойти, если бы Лиланд немного подождал – буквально через несколько месяцев Cadillac был предъявлен ультиматум правительства, которое потребовало от заводов компании немедленно переориентировать производство для военных нужд…
 

Тем временем война подошла к концу, и заказы Министерства обороны прекратились. Давно разменявший восьмой десяток, конструктор вновь решает вернуться к производству автомобилей. К началу 1920-х годов, переоборудовав производство, Лиланд выпустил первые модели, названные Lincoln. Всегда желавший того, чтобы его автомобили превосходили конкурентов, Генри представил солидную машину с переработанным авиационным двигателем V8, способным развивать  90 л. с. Однако подход к разработке кузова – понятие автомобильного дизайна только начинало зарождаться – был не очень удачным. Автомобиль с консервативным кузовом, даже несмотря на фирменное лиландовское качество исполнения, покупателей отнюдь не привлекал. Ежемесячные убытки компании исчислялись десятками тысяч долларов…
 

И здесь судьба снова столкнула двух Генри. Неплатежеспособную компанию Lincoln очень дешево приобретает Генри Форд, успевший со времени своего изгнания из Henry Ford Company, построить целую автомобильную империю. Поначалу Генри Лиланд продолжал управлять Lincoln, веря, что он по-прежнему имеет контроль над всеми происходящими процессами. Однако судьба сыграла с Лиландом злую шутку. Как в свое время он пришел на завод к молодому Форду и стал давать тому указания, как нужно работать, теперь же он сам оказался в роли "ученика". Под видом обучения своего персонала, Генри Форд направил к Лиланду несколько своих сотрудников, которые, как со временем понял престарелый инженер, вовсе не обучаются, а ведут себя в роли хозяев, модернизируя производство, и пытаясь тем самым сократить затраты.
Накал страстей между двумя командами достиг своего предела, и Форд решил навсегда поставить точку. Он направил к Лиланду своего уполномоченного сотрудника, который попросил того написать заявление "по собственному желанию". Видя, что в созданной компании ее основателю места больше нет, Лиланд не стал сопротивляться. Уже через несколько часов 80-летнего старика под присмотром охраны выставили за ворота завода Lincoln, фактически изгнав из автомобильного мира… Такое испытание судьбы пожилому человеку выдержать было крайне тяжело. Озлобленный на весь белый свет, Генри Лиланд прожил еще несколько лет, пока в 1932 году, оставленный всеми, не отправился в мир иной…