Газовые системы для автомобиля на рынке Украины
Рынок газобаллонного оборудования (далее ГБО) в Украине находится на стадии формирования. Активней всего растут продажи ГБО 4-го поколения – это системы распределенного последовательного впрыска газа. Такие системы оснащены электронным блоком управления, электромагнитными газовыми форсунками, которые устанавливаются непо-средственно у впускного клапана каждого цилиндра двигателя, а блок управления обеспечивает работу двигателя на газе аналогично бензиновой топливной системе. Кроме этих систем на нашем рынке появились комплекты для двигателей с непосредственным впрыском бензина, правда такие комплекты пока поставляет только компания BRC.
Производители и марки
Газобаллонное оборудование в Украине не производится, все оборудование на рынке импортное, за исключением баллонов. Премиум-сегмент рынка – это итальянское оборудование BRC и Landi Renzo, а также голландцы PRINS. Кроме BRC и Landi Renzo на нашем рынке достаточно много и других итальянских марок, таких как Longas, Bigas, Bedini, Lovato, Marini, Tartarini, Tomasetto и др. Ведь в Италии практически в любом крупном городе есть свое производство ГБО. На этих небольших заводах производят отдельные комплектующие газовой системы. Полным же циклом производства всех компонентов системы занимаются только выше- упомянутые компании-гиганты BRC и Landi Renzo. Эти компании вкладывают сред- ства в ис-следования, разработку новых систем, проводят испытания комплектов в работе для каждой конкретной марки автомобиля, задавая направление технического развития систем ГБО во всем мире.
Бюджетный сегмент занимают польские, белорусские, прибалтийские и турецкие системы. Широко представлена электроника польских марок Zenith и Stag. Экономсистемы сами установщики называют "сборной солянкой", их чаще всего собирают из комплектующих разных производителей и марок: польская электроника, итальянские редукторы, турецкие электроклапаны. От их более дорогих собратьев они, прежде всего, отличаются настройкой газовой системы, которая здесь производится по большей части вручную, а также минимальным количеством параметров, обрабатываемым при настройке такой системы. Что же касается баллонов, то здесь все производители вынуждены придерживаться жестких стандартов, поэтому говорить о тех или иных преимуществах не имеет особого смысла. Крупнейшим производителем баллонов в Украине является завод Харпромтех в городе Харькове. Широкое распространение получили беларусские баллоны (г. Ново- грудск) и турецкие Atiker.
Особенности выбора ГБО
Газобаллонное оборудование – специфический вид товара. Здесь нет речи о премиальности, имидже, мы наоборот покупаем нечто, что должно сэкономить нам средства, и на этом этапе тяжело уйти от мысли начать экономить сразу, уже при покупке комплекта ГБО. Конечный покупатель не всегда знает реальную цену закупки комплекта ГБО, а установщики зачастую делают самую большую наценку на самое дешевое оборудование. Как следствие цена сборки эконом-варианта и комплекта премиального оборудования отличается незначительно, создается иллюзия, что и качество этих комплектов вполне сравнимо, но это очень обманчиво.
Первичный и вторичный рынок ГБО
В Европе большая часть машин переводится на ГБО еще до продажи конечному потребителю с помощью специальных конвертационных центров. Это так называемый первичный рынок ГБО, когда газ устанавливается на автомобили до первой регистрации. В Украине таким образом работают корпорации "БОГДАН", "АИС" и "УКРАВТО". Вторичный рынок ГБО – это когда уже сами автовладельцы решают оснастить свой автомобиль газовой установкой. В Украине именно этот, вторичный рынок занимает львиную долю в установках ГБО на автомобили и продолжает стремительно расти.
Государственное стимулирование перевода автомобилей на альтернативное топливо
В Европе поддержка государства распространяется на различные виды топлива для автомобилей, среди которых даже водород и электроэнергия, но самым популярным остается смесь пропан-бутана, а также природный газ (метан). Так, в большинстве стран Евросоюза закреплена розничная стоимость газа в 50 % относительно бензина, предусмотрены компенсации государства при продаже автомобиля с ГБО, а также бонусные программы для покупателей. В последнее время правительство Украины, заботясь об экологии и энерго- сбережении, также начало содействие перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива. Так, с 01.07.2009 года в Украине вдвое уменьшен транспортный сбор с владельцев автомобилей с ГБО, следовательно и установка окупится быстрее. Будем надеяться, что на этом наше правительство не остановится и будет расширять бонусные, компенсационные программы для автомобилей с ГБО, как это принято во всем мире. Ведь газовое топливо сохраняет не только деньги, но и значительно дружелюбней к окружающей среде.