Жан Тодт: красный вдохновитель
После пятнадцати лет, проведенных в Ferrari, Жан Тодт понемногу отходит от дел итальянской "конюшни". Так, перед началом нынешнего сезона стало известно, что великий француз по собственному желанию покидает пост исполнительного директора "красных жеребцов", чтобы сосредоточиться на другом участке работы, который непосредственно не связан с "Формулой-1". Например, представлять интересы Ferrari в FIA и заниматься менеджментом, продолжая оставаться правой рукой все еще всесильного президента "красных жеребцов" Луки ди Монтеземоло.
Сам глава Ferrari сказал по данному поводу следующее: "Его уход не удивил меня. Да, сейчас он немного абстрагировался от "Формулы-1", но его роль в компании продолжает оставаться огромной, я верю, что Жан Тодт поможет Ferrari в другом амплуа, я благодарен ему за великолепную работу, преданность и истинный профессионализм, демонстрируемый на протяжении всех этих лет".
К слову, сам Лука ди Монтеземоло продолжит выполнять свои функции еще как минимум три года, а Жан Тодт, которого некоторое время сватали в президентское кресло Ferrari, собирается весь этот период поддерживать своего многолетнего партнера. Так что в словах благодарности Луки ди Монтеземоло можно услышать и личные нотки, особенно насчет преданности.
Хотя, Жан Тодт не так прост, как может показаться на первый взгляд, и, сознательно отказавшись от борьбы за кресло президента компании Ferrari, он, вполне вероятно, нацелился на несколько иную высоту. Сегодня многие специалисты называют француза одним из самых реальных кандидатов на пост главы FIA. Ее нынешний президент Макс Мосли потихоньку начинает задумываться о пенсии (недавно ему исполнилось 68 лет), а многие команды "Формулы-1", которых явно не радуют постоянные скандалы, связанные с деятельностью подконтрольной ему организации, готовы "помочь" ускорить процесс смены главы FIA. С одной стороны, назначение человека, который ассоциируется у всего мира с Ferrari, кажется маловероятным, но с другой, учитывая влияние итальянской "конюшни" (в том числе и на другие команды чемпионата мира) и слабые позиции сегодняшней команды McLaren, приход Жана Тодта в новом амплуа не выглядит чем-то фантастическим. Тем более по слухам кандидатуру француза готов поддержать сам Берни Экклстоун, которому будет выгодно иметь на месте президента FIA хорошо знакомого и, в общем-то, лояльного человека.
Медик по образованию, Жан Тодт никогда не работал врачом, зато, перед тем как принять в 1993 году Ferrari, запомнился любителям автоспорта достаточно яркой и насыщенной активной карьерой в ралли, дебютировав в качестве штурмана в команде Peugeot в двадцатитрехлетнем возрасте в 1969 году. Карьера в ралли француза была отнюдь не безуспешной, и в 1981 году наш герой стал вице-чемпионом серии. Завершив карьеру, Жан Тодт продолжал сотрудничать с Peugeot, сначала в качестве менеджера, а потом и конструктора, приняв непосредственное участие в работе над чемпионской машиной 1985-1986 годов. В начале 90-х француз переключил свое внимание на серию "24 часа Ле-Ман", где также достиг успеха и помог Peugeot стать чемпионом в 1992 и 1993 годах.
Нужно было двигаться дальше, и Жан Тодт заговорил о "Формуле-1", однако по разным причинам (в первую очередь финансовым) команда Peugeot оказалась не готова к подобному резкому скачку, поэтому, после долголетнего и плодотворного сотрудничества, француз решился на смелый шаг и, покинув родную команду, перешел в Ferrari.
Последние чемпионские титулы "красные жеребцы" выигрывали в 1970 годах, и на молодого талантливого француза возлагались огромные надежды. "Если этот парень сумел вывести на новый уровень Peugeot, почему бы ему не проделать этот же фокус с Ferrari?", – руководство итальянской "конюшни" рассуждало примерно в таком ключе.
Несколько лет у Жана Тодта ушло на подготовку плацдарма для будущих побед, после чего в 1996 году последовал двойной удар француза: из команды Benetton были приглашены действующий чемпион мира Михаэль Шумахер и один из лучших конструкторов "Формулы-1" Росс Браун. Красный Барон мог выиграть дебютный для Жана Тодта третий чемпионский титул уже в сезоне 1997 года, однако в сумасшедшей борьбе в последней гонке решился на таран своего конкурента за звание лучшего пилота чемпионата мира Жака Вильнева, и в итоге получил дисквалификацию.
Жан Тодт и Росс Браун не опускали руки, продолжая работать над созданием идеальной, в некотором плане тоталитарной команды. Именно во времена Жана Тодта в Ferrari была введена жестокая ротация пилотов на первый и вторые номера. Иными словами, вся команда, в том числе и второй гонщик, работали на одного человека – Михаэля Шумахера.
Красный Барон мог выиграть свой третий чемпионский титул в 1999 году, однако, в самый разгар сезона, попал в жуткую аварию, закончившуюся для немца переломом и досрочным завершением чемпионата мира. Как мы помним, в том сезоне лучшим пилотом вполне мог стать второй гонщик Ferrari Эдди Ирвайн, однако принципиальность Жана Тодта и Росса Брауна оставила ирландца без титула: во время последних этапов команда цинично не дала своему второму номеру сделать то, чего так долго не удавалось сделать Михаэлю Шумахеру. Впрочем, это уже совсем другая история…
Чему быть, того не миновать, и в 2000 году Михаэль Шумахер наконец-то взял свой первый чемпионский титул за рулем болида Ferrari, после чего началась красная эра, ознаменованная победами "красных жеребцов" еще в четырех сезонах.
В 2006 году Ferrari покинули Росс Браун и Михаэль Шумахер, однако Жан Тодт сумел привести "конюшню" к еще одной победе: с новой командой, с новыми пилотами. Француз никогда не боялся перемен и ушел победителем, что удается не многим.