Французский автопром: былая роскошь (Часть 3)
Шик, блеск, красота (Bugatti)
Этторе Бугатти по происхождению итальянец, начинал свою деятельность в немецком Эльзасе, но продолжил во французском Эльзасе, ведь после войны согласно Версальскому договору Эльзас отошел Франции. Да и основные шедевры и мировое признание Бугатти получил работая во Франции, поэтому с уверенностью можно говорить о французских корнях марки. Но обо всем по порядку.
После 10 лет практики на фирмах De Dietrich, Mathis и Deutz вдохновленный Bugatti в 1909 году основал собственную фирму. Первые овации Бугатти сорвал в 1924 году с появлением гоночного Bugatti 35. C ним победы посыпались одна за другой. Только в середине двадцатых около полутора тысяч выигранных гонок.
Но самую громкую славу Bugatti принесла модель Type 41, прозванная за свои параметры и роскошь Royale ("Королевская"). На ней устанавливали двигатель рабочим объемом 14,7 л с не менее впечатляющей по тем временам мощностью 200 л. с. Огромные двигатели Type 41 использовались даже на локомотивах.
В 1934 году родилась Bugatti 57 – самая массовая серия (были проданы в количестве около 750 штук) и в то же время последняя удачная модель фирмы. Ее спроектировал Жан Бугатти – сын Этторе Бугатти. Покупатель мог заказать кузов практически любой формы, даже нарисованной им самим. Поэтому в серии 57 нет двух одинаковых машин. Вершиной изящества 57-ой считается ее модификация Atlantic.
На Bugatti любили ездить "сливки" тогдашнего общества, и не всегда это для них хорошо заканчивалось. Например, Айседора Дункан ехала в своем открытом Bugatti, а ее длинный шарф намотался на ось, задушив свою хозяйку. "57-я" оставила печальный след и в семье Бугатти – на таком автомобиле разбился Жан Бугатти.
В 1947 году Этторе Бугатти умер , и его фирма начала быстро разваливаться.
За все время существования фирмы на свет появилось примерно 6 тысяч автомобилей.
Марку пытались воскресить дважды – в 1989 году, когда начали изготовлять автомобили "ЕВ-110" (ЕВ – Ettore Bugatti) и в 1998 году, когда за дело взялся Volkswagen, наладив в историческом для Bugatti Эльзасе производство Bugatti Veyron.
Театр одного автомобиля (Hispano-Suiza)
Компания Hispano-Suiza была основана тандемом швейцарского инженера Марка Биркигта и испанского предпринимателя Эмилио де Куадра. Марка появилась в Барселоне. Hispano-Suiza, то есть "Испано-Швейцарская", явила свои первые автомобили публике в 1906 году.
Среди проектов того периода самой известной была модель 15Т, глаз на которую положил испанский король Альфонсо ХIII, в честь которого к 15Т вскоре добавилось полуофициальное название Alfonso XIII.
Автомобили исправно покидали ворота завода. Неудивительно, что основатели решили построить филиал поближе к шикующему Парижу. Этот филиал позже и сгенерировал на себя всю славу Hispano-Suiza, поэтому марка широко известна как французская!
До войны, по просьбе правительства Франции, парижское отделение Hispano-Suiza занималась производством авиационных двигателей
Но к 1919 году в окрестностях Парижа была сконструирована и представлена H6. Свою известность фирма обрела исключительно благодаря Hispano-Suiza Н6, которая сорвала немало восторгов, оваций и рукоплесканий. В конструкции двигателя Н6 нашел применение богатый опыт авиационного моторостроения. Его эластичность позволяла автомобилю на третьей передаче разгоняться с 13 до 138 км/час. Как и многие заводы того времени, специализировавшиеся на классических автомобилях, Hispano-Suiza строила двигатели и шасси, а кузова по заказу создавали знаменитые мастерские.
В период своего расцвета (20-ые годы ХХ века) Hispano-Suiza была самым дорогим из существовавших в Европе эксклюзивных автомобилей, давая фору Rolls-Royce, Isotta Frascini и им подобным. Короли, диктаторы, актеры, артисты, художники вся элита без исключения считала верхом своего совершенства иметь в гараже Н6. Целое десятилетие Hispano-Suiza возглавляла неписаные табели о рангах элитных автомобилей. Ради справедливости отметим, что культ Н6 не был строго единоличным, были у нее модификации Н6В и Н6С.
Надо сказать, что и испанская часть
фирмы не прекращала делать автомобили, чаще концентрируясь на моделях попроще.
В 1931 году дебютировала новая величественная модель Hispano-Suiza 68 или J12 с двигателем V12, рабочим объемом чуть более 9,4 литров. Эти роскошные автомобили стали вершиной европейского автостроения 30-х годов. Как ни великолепна была модель 68, она не смогла по всем статьям превзойти свою предшественницу.
Опять же, все планы спутала экономическая депрессия – французское отделение прекратило сборку автомобилей в 1938 году, переключившись на производство авиационных двигателей. Испанское предприятие кое-как просуществовало до 1944 года.
Вместо послесловия
До середины XX века Франция кишела роскошными автомобилями множества марок: Hispano-Suiza и Bugatti, Delage и Delahaye, Amilcar и Voisin. После Второй мировой всем этим элитарным маркам не нашлось места – все они исчезли.
Делались, правда, попытки основать новые роскошные марки. Одной из них была Facel Vega, выпускавшаяся в 1954-1964 годах. В ее дизайне просматривается явное стремление составить конкуренцию американским производителям. Но, увы, история Facel Vega была скоротечна, что лишний раз свидетельствовало о неготовности рынка принять большие и дорогие автомобили.
Аристократов вытеснили фирмы, сделавшие ставку на малолитражки и семейные седаны, изредка разбавленные спортивными купе. Но это уже другой период, которые мы рассмотрим в последующих материалах.