Французский автопром: былая роскошь (Часть 2)
Патриарх французского автопрома (Panhard-Levassor)
История фирмы, основанной ещё в 1847 году, связана с именами инженеров Луи-Рене Панара и Эмиля Левассора. В 1894-м одна из моделей оказалась в Одессе, и Panhard-Levassor стал первым автомобилем в России. Считается, что первым автомобилем классической компоновки (мотор спереди, привод на задние колеса, рулевое колесо, пассажиры сидят за водителем) был французский Panhard-Levassor 3CV образца 1899 года.
Именно конструкция от Левассора на полвека стала эталоном европейского автостроения.
Что характерно для тех времен – все известные фирмы делали себе имя, имидж и репутацию, как правило, благодаря одной модели, от которой потом и "плясали". Не стал исключением и Panhard. Именно Panhard, ведь к тому времени один из компаньонов вышел из дела, забрав с собой часть имени.
В 1936 году Panhard выдал хит в лице модели Dynamic. Хотя легковую машину отличало множество интересных технических решений, коньком этой модели был дизайн. Мало того, переднее сиденье было 3-местным, причем водитель сидел в центре.
Война и послевоенные годы были тяжелым временем для автопроизводителей, в особенности, для производителей роскошных автомобилей. Во имя своего спасения компания Panhard в 1954 году вступила в союз с Citroen. Со временем PSA (Peugeot-Citroen) продал подразделение Panhard производителю военных автомобилей Auverland. Поэтому последние полвека Panhard больше известна броневиками.
А недавно концерн PSA сообщил о намерении возродить марку Panhard в качестве представителя своей линии люкс.
"Антилопа Гну" (Lorraine-Dietrich)
История фирмы начиналась в далеком 1684 году с небольшой кузницы в Эльзасе, которую приобрел простолюдин Жан Дитриш. Автомобильное начало датируется 1896 годом. Автомобили были весьма неплохими, ими сам Карл Бенц восхищался. На De Dietrich даже молодой Этторе Бугатти работал в начале века.
В 1905 году на базе основного предприятия в Германии и отделения во Франции было создано две независимые компании De Dietrich и Lorraine (по-французски Lorraine – Лотарингия). Через год они воссоединились – так, собственно, и появился автобренд Lorraine-Dietrich, который просуществовал вплоть до 1935 года. Фирма предлагала богатую гамму автомобилей, начиная с простенькой модели, оснащенной 2-цилиндровым мотором (10 л. с.), и заканчивая 4-цилиндровыми объемом до 6 литров. Ставились на шасси Lorraine-Dietrich кузова с вовсе экзотическими обозначениями – вроде двухместного прогулочного "бакэ" или "скифф-родстер".
На автомобиле Lorraine-Dietrich, она же "Антилопа Гну", передвигался вместе со своими концессионерами незабвенный Остап Бендер в „Золотом теленке". Почему именно Lorraine-Dietrich? Ответ прост. Ильф и Петров (авторы одноименной книги) в свое время, будучи по служебным делам в Одессе, как раз и катались на Lorraine-Dietrich.
Сама французская фирма De Dietrich процветает и поныне, являясь одним из ведущих в мире производителей бытового оборудования.
Плод "конверсии" (Voisin)
Автопром и авиапром тесно переплетены, а многие энтузиасты автомобиля переключались на самолеты и наоборот. Представителем данной категории была фирма Voisin, основанная Габриэлем Вуазеном – одним из пионеров авиации.
Вуазен не особо утруждал себя авторс-кими разработками, он купил конструкцию, которая на Citroen не пошла в производство. Немного ее доработав, он получил первый автомобиль Voisin – C1. Причем "С" не имеет не какого отношения к Citroen, Вуазен упорно называл модели первой буквой от слова char ("танк"). Не совсем понятно, почему, ведь он был все-таки авиатором. Но, главное, Вуазен начал предлагать клиентам кузова из алюминия причудливых (в основном приплюснутых и прямолинейных) очертаний. Ярчайшим примером вуазеновского автомодернизма были модели C20, C23 и особенно C27 – машина в профиль кабины напоминали дугу, а жесткая крыша полностью сдвигалась.
После войны судьба фирмы сложилась по закону жанра – возрождения не получилось, и к 1959 году ее существование прекратилось.
Сам Вуазен умер только в 1973 году. Представьте себе, человек, который строил первые самоходные коляски, дожил до 1973 года, увидев фактически автомобили будущего в своем понимании. Жизнь удивительна!
Для тех, кто молод сердцем (Amilcar)
После окончания Первой мировой войны, аристократы соскучились по тратам и щеголеватости, а капиталисты-проходимцы, накопившие деньжат за войну ломали голову, куда бы их вложить. Изучив конъюнктуру рынка, два смельчака, Эмиль Акар и Жозеф Лами, вышли к инвесторам с концептом спорткара. Уговаривать богачей долго не пришлось, их буквально засыпали деньгами.
Название Amilcar является анаграммой (слово составлено путем буквосочетания других слов) от Lamy и Akar.
Первый Amilcar CC пошел в серию только в 1921 году, но зато основательно подготовившаяся фирма с ходу начала строить свыше тысячи машин в год. Однако настоящая слава к фирме пришла с моделью CGS 1924 года. Это был довольно интересный экземпляр – гоночный кузов спереди рассчитан на двоих, а сзади нашлось место и для третьего пассажира. Визитной карточкой автомобилей была эмблема в виде пегаса на капоте.
Вскоре идиллия была нарушена. Депрессия. Последней попыткой вернуть былую славу стала модель Pegase, но это был скорее эмоциональный шаг, нежели прагматичный, и в 1937 году фирма была поглощена компанией Hotchkiss, где производство продолжалось только два года.
Главным конкурентом Amilcar была созданная в том же году компания Salmson – обе фирмы выпускали почти одинаковые автомобили. Острое соперничество не дает повода однозначно утверждать, кто же из них создавал лучшие машины.
"Братская могила" (Hotchkiss)
В автопром спешили влиться все, кто не попадя: велопроизводители, трактористы, железнодорожники, кузнецы, авиаторы. Нашлось место и оружейникам. Hotchkiss в прошлом славилась своими пулеметами.
Начав с поставок комплектующих для автомобилей Panhard-Levassor, фирма Hotchkiss в 1903 году выдала и первый автомобиль. С 1909 года Hotchkiss решительно засела в сегменте "люкс", но не стала включаться в гонку мощностей и размеров, а сосредоточилась на разумных параметрах. Эта скромность здорово помогла в период депрессии, когда любители померятся двигателями исчезали один за одним. Со своими двигателями, автомобилями и оружием компания Hotchkiss стала крупнейшим производителем в предвоенной Франции.
После войны Hotchkiss попыталась подняться в качестве производителя армейских вседорожников и на выпуске легковых автомобилей. В отчаянной борьбе за военные заказы, перебиваясь поставками грузовиков и броневиков, Hotchkiss продержалась до начала 70-х. В 1982 году остатки фирмы, далекие от мира автомобилей, были национализированы и переданы концерну Thomson.
Но примечательна эта фирма не своими автомобилями и не тем, что превратилась из оружейной в автомобильную, а тем, что Hotchkiss стал "братской могилой" для ряда некогда славных французских автофабрик.
В 1937 году Hotchkiss вобрала в себя разорившуюся фирму Amilcar. А в начале 50-х подобрала легендарную Delahaye, до того поглотившую не менее аристократичного соперника Delage.