Французский автопром: былая роскошь (Часть 1)
Автомобилестроение Франции, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем поговорить. И не только потому, что Франция родина автомобиля – первым в мире автомобилем общепризнанно считается трехколесная паровая телега инженера Кюньо (1770 год). Францию интересней рассматривать на заре автомобильного века, ведь первые автомобили в Европе были неслыханной роскошью, а где как не в Париже были основные потребители роскоши.
Забытые марки
Мало кто знает, что в начале прошлого века автопромышленность Франции была представлена десятками производителей, причем не кустарных, а известных и шикарных брендов. В бытность своей славы французский автопром выдавал головокружительные кульбиты в виде скупок, перекупок и прочих разнообразий в конкуренции и сотрудничестве. Характерным выразителем таких тенденций был Александр Даррак со своей компанией.
Вездесущий (Darracq)
Александр Даррак (1855-1931 гг.) основатель и владелец одноименной фирмы был известен не столько своими автомобилями, сколько вмешательством в судьбы многих европейских автопроизводителей.
В 1900 году Александр Даррак разработал автомобиль, задняя ось которого приводилась в движение карданным валом. Конструкция была настолько успешной, что немецкие энтузиасты автостроения в лице братьев Опель тут же ее купили. Именно благодаря кардану Opel добился успехов.
Через пять лет Даррак взялся за итальянцев. В Милане был основан филиал по сборке французских такси. Но бизнес не пошел, и вскоре предприятие было выкуплено итальянскими банкирами и получило название A.L.F.A., что в свою очередь послужило базой для возникновения легендарной Alfa-Romeo.
В 1919 году французская Darracq поглотила небезызвестную английскую марку Talbot. Английской она была весьма условно, поскольку под брендом Talbot продавали французские машины в Британии. А всего через год уже британская Sunbeam прибрала к рукам французских поглотителей. Трио Sunbeam-Talbot-Darracq (STD) успешно просуществовал все двадцатые. При этом если в Англии и Франции машины шли как Talbot, то в Европе их продавали как Darracq. Но в тридцатых годах Европа попала в пучину мировой депрессии. В общем, не до автомобилей было тогда, и STD обанкротилась.
Французская ветвь фирмы была выкуплена итальянцем Антонио Франко Лаго, и он на остатках STD основал модельный ряд автомобилей под названием Talbot-Lago. Его модели T-150 оказались по-итальянски шустрыми и изящными.
Но уже в сороковых годах Talbot начал сдавать позиции. Огромные шикарные и дорогие машины не находили покупателя, а попытка перепрофилироваться на скромные автомобили была безуспешной. Правда, и в послевоенные годы произошло небольшое просветление в виде модели Т26 Lago.
С 1959 года Talbot оказалась в орбите фирмы SIMCA и к концу 60-х утратила остатки самобытности.
Его Величество Царь (Delaunay-Belleville)
История повернула судьбу Delaunay-Belleville таким образом, что все ее величие существовало благодаря русскому царю.
Вначале Николай Второй терпеть не мог автомобили. "Подсадил" императора на Delaunay-Belleville его приближенный граф Орлов, одним из первых купивший французский автомобиль в России.
Для императорского двора была сконструирована целая серия автомобилей, именовавшихся SMT (Sa Majestee le Tsar – Его Величество Царь). SMT представлял собой большую четырехтонную карету с отделкой металлических деталей под золото. Производила фирма и автомобили попроще. Машины отличались завидной надежностью даже в современном понимании: некоторые экземпляры проходили без поломок до 300 тысяч км.
С окончанием Октябрьской революции, Delaunay-Belleville вместе с особами голубых кровей оказалась на задворках России. Правда, некоторое время на Delaunay-Belleville разъезжали даже вожди мирового пролетариата. Но потом Ленин В.И. пересел на более "демократичный" Rolls-Royce.
По новой втиснутся в категорию "люкс" было нереально – более-менее перспективные ниши были уже заняты. В тридцатые Delaunay-Belleville постепенно начала обанкрочиваться и к середине сороковых окончательно исчезла.
Расточительность и расторопность (Delage & Delahaye) Луи Делаж создал свой первый автомобиль в 1905 году, а уже в 1906 году автомобиль Delage пришел вторым на гонках в Париже, что наделало много шума. И через пять лет гонщики на Delage вовсю гонялись за призами в Чикаго и Миннеаполисе.
Потом была война. Кризис. Но нет, фирма осталась на плаву, причем без особых усилий. Аристократия послевоенной Франции не забыла красивую жизнь и жаждала роскоши. Delage уловил тенденцию и перешел от скоростных автомобилей к роскошным.
Новый этап для фирмы начался в 1929 году с появлением модели D8. Этот элегант-ный автомобиль, казалось, собрал в себе весь шарм своей эпохи. Неизвестно по каким причинам, но автомобиль больше приглянулся женщинам, и именно они были основными заказчиками. Традиция делать кузова на заказ открывала для парижанок широкие возможности. Кузов иногда старательно подбирался к платью. Delage D-8 неоднократно побеждал в многочисленных "конкурсах элегантности", на которых демонстрировались лучшие достижения кузовных мастеров.
Но кризис, который обрушился на Францию в начале тридцатых, не позволил Delage реализоваться вовсю. Фирма попыталась перейти на дешевые четырехцилиндровые модели, но уже было поздно.
В 1935 году Delage была приобретена не менее импозантной французской маркой Delahaye.
В предвоенные и первые послевоенные годы Delahaye была первой в рядах европейских производителей грузовиков. Она особенно славилась своими пожарными машинами. Более-менее серьезно на рынок роскошных легковых автомобилей компания Delahaye вышла лишь в 1934 году. Но настоящий успех пришел к ней лишь после поглощения Delage. В течение 1935 года были представлены наиболее известные машины серии "135". Некоторые из почитателей раннего французского автостроения считают модель Delahaye 135 классикой французских спортивных моделей 30-40-х годов.
Но не только "135" была в почете. Автомобили с индексами 145, 165 и 175 тоже снискали немало славы. Все серии были похожи одна на другую, с тем лишь отличием, что с каждой серией автомобили становились длиннее и приземистей. Апофеозом в этой линейке выглядит 175-ая.
Послевоенный путь фирмы был скоротечен. Так и не сумев придти в себя, в 1954 году Delahaye попала в орбиту фирмы Hotchkiss и перешла на выпуск грузовых автомобилей. Но ненадолго. Через два года марка Delahaye полностью растворилась в продукции Hotchkiss.