Ford Mondeo. На вершине
Первый Mondeo увидел свет в 1993 году. Тогда машина должна была бороться за покупателей в сегменте D, весьма популярном в Европе. Через некоторое время она даже сменила на посту флагмана модельного ряда – старичка Scorpio, и до сих пор сохраняет данное звание. В 2007 году на выставке в Женеве было представлено третье по счету поколение. Оно подверглось важным и значимым изменениям, которым мы и посвятим наш материал.
Начнем конечно же со внешности: если первое поколение привлекало покупателей оригинальным в свое время биодизайном, то второе в 2000-м – получило фирменную "огранку" под названием New Edge (новая грань). При желании, между теми машинами все же можно было проводить параллели, а вот если взглянуть на сегодняшнего участника теста и на автомобиль 15-летней давности, то предположить, что это "внук" и "дедушка" уже сложнее. Тем не менее в очередной раз при проектировании дизайна кузова, инженеры сохранили динамичный и стремительный силуэт. Сегодня он называется Kinetic design – кинетический дизайн, а основные мотивы уже знакомы нам по мини-вэнам S-Max и Galaxy. Характерные грани теперь сменили неправильные острые формы: например, фальшрадиаторная решетка и воздухозаборник в переднем бампере – трапецевидные, а форма оптики – неправильная. На боковинах – ярко очерченные колесные арки, выштамповка вдоль оконной линии, которая обрывается подъемом задней форточки. Задняя часть с одной стороны высокая и массивная, но если абстрагироваться от вытянутых фонарей и сильного наклона заднего стекла, то динамики ей тоже не занимать.
Схожие с предыдущим поколением пропорции и динамичный облик не в силах скрадывать добавившиеся сантиметры размеров. На данный момент, машину с легкостью можно классифицировать как представителя Е-класса: его длина составляет 4778 мм, ширина – 1888 мм, а высота – 1500. Колесная база выросла почти на 10 см и на сегодня равна 2850 мм, а это уже заявка на недюжинный простор в салоне и возможную направленность на комфорт задних пассажиров. Общий прирост длины составил более 11 см, а ширины – 7,5 см.
Mondeo всегда считался семейным тружеником, поэтому несмотря на любимые у наших бизнесменов седаны были и варианты с кузовами универсал и даже хетчбэк. На тест мы взяли именно последний вариант. С первого взгляда небольшой уступ на крышке багажника не выдает "пятидверность", но открыв один раз огромную створку поражаешься объему багажного отделения. Сюда помещается в походном состоянии до 578 л груза! Благодаря отсутствию широкой "запаски" (в данной комплектации установлено временное запасное колесо), удалось опустить половину багажного отделения, поэтому существенным кажется его порог. При необходимости перевозки крупногабаритных грузов – можно сложить задний диван. Он разделен в соотношении 2:1, а складывается легко. Подушка поднимается вверх, а спинка одним движением руки опускается на ее место – таким образом, образуется длинная площадка с небольшим уступом. В данном случае объем перевозимого груза возрастает до 1448 л. Большие размеры, обилие хрома в отделке, красивый темный цвет кузова, 18-дюймовые легкосплавные диски оригинального дизайна подталкивают к соответствующему оформлению салона: оно под стать внешности.
Попадаем туда просто потянув за удобную ручку под естественный хват – система KeyFree выполнит нужные операции с замками за нас. Здесь преобладают строгие линии и темные тона. Яркими пятнами можно назвать лишь два дисплея на центральной консоли и панели приборов, а также пару серебристых вставок "под алюминий", которыми отделана все та же центральная консоль и руль. Сиденья обшиты комбинированной обивкой из кожи и перфорированной алькантары. Посадку не затрудняют заваленные стойки лобового стекла, а после недолгого изучения электрорегулировок сиденья в восьми позициях и аккуратной подгонки боковым барашком уровня поясничного подпора можно смело рваться в бой, покоряя крутые виражи. В этом заслуга ярко выделенной боковой поддержки, валики которой услужливо пригибаются при посадке и плотно фиксируют тело в движении. Однако знакомство с салоном мы еще не закончили, поэтому ввиду прохладных погодных условий, включаем подогрев сиденья. Для активации системы климат-контроля и более подробного изучения меню бортового компьютера заведем мотор. Для этого нам не понадобится ключ – стоит всего лишь нажать на педаль тормоза и кнопку Ford Power, установленную на панели приборов.
Вместе с двигателем оживают и два цветных дисплея. Они, пожалуй, привлекают больше всего внимания у пассажиров. Тем более что установленный на центральной консоли экран – сенсорный и с его помощью можно управлять настройками навигационной системы, аудиоблоком, блоком климат-контроля и другими бортовыми системами. Семидюймовый экран на щитке приборов может дублировать информацию с центральной консоли, если она касается подсказок навигационной системы и списка радиостанций. Кроме того, с помощью удобных кнопок на руле, которые по-фирменному называются Human-Machine Interface – "человеко-машинный интерфейс" можно "ходить" по собственному руссифицированному, в отличие от большого экрана, меню. Здесь можно узнать о показаниях бортового компьютера, прочитать информационные сообщения, или например, снять показания с датчиков давления в шинах. Большой дисплей щитка приборов информативный, а ввиду немалых его размеров, пришлось разнести по сторонам круглые шкалы тахометра и спидометра. В нижней части последнего притаились небольшие указатели остатка топлива и температуры охлаждающей жидкости.
Кроме кнопок бортового компьютера на левой спице руля под большой палец удобно ложится второй квадратный джойстик – управление аудиосистемой. А немного ниже – кнопки круиз-контроля: он в Mondeo адаптивный, оснащен радаром и может автоматически соблюдать дистанцию до впереди идущего автомобиля. При максимально низком положении сиденья в первые минуты движения сложно привыкнуть к габаритам кузова. Немного приподняв подушку, парковаться уже намного проще, а опциональные парктроники спереди и сзади помогают в особо тесных условиях. Стойки лобового стекла отведены достаточно далеко от глаз переднего пассажира, поэтому не перекрывают видимости в поворотах. Единственное, чего хотелось бы добавить к обзору, так это ширина наружных зеркал: они хоть и имеют асферические зоны, но требуют некоторой адаптации.
В целом передняя панель собрана аккуратно и качественно, зазоры между элементами отделки минимальные, а пластики в большинстве своем мягкие и приятные на ощупь. Глубокий перчаточный ящик позволит хранить документы формата А4. На заднем сиденье простор и комфорт отныне сродни седанам бизнес-класса. По запасу пространства автомобиль будет готов поспорить со многими. Пассажиры ростом даже более 190 см не чувствуют себя стесненными, а в качестве дополнительных удобств предусмотрен выдвижной подлокотник с небольшим закрывающимся боксом и подстаканниками. На центральных стойках крыши расположились дефлекторы вентиляции, а из дверных карт-"подоконников" можно достать аккуратные шторки, закрывающие пассажиров от взглядов с улицы. В качестве опций доступна установка экранов DVD-проигрывателя в подголовники передних кресел.
Перед поездкой следует также ознакомиться со схемами подвесок хетчбэка. Спереди как и ранее устанавливается пружинная подвеска по схеме McPherson, а сзади – фирменная подруливающая многорычажная схема на подрамнике под названием Control Blade. На заказ можно установить также электронно-управляемые амортизаторы с тремя режимами работы. Рулевое управление – реечное, оснащено традиционным гидроусилителем. Передаточное отношение достаточно маленькое – что делает руль острым: менее трьох оборотов от упора до упора. Тормозные механизмы дисковые на всех колесах, передние – вентилируемые.
Двигатели устанавливаются поперечно, а их гамма достаточно обширна. Начнем с более популярных в наших широтах бензиновых агрегатов. Их доступно четыре: базовый 1,6-литровый 4-цилиндровый мотор может развивать 110 или 125 л. с. (крутящий момент в обоих случаях равен 160 Н·м). Далее следуют 2,0-литровый – 145 л. с. и 185 Н·м, а также 2,3-литровый – 161 л. с. и 208 Н·м крутящего момента. На вершине гаммы – рядный 5-цилиндровый двигатель с турбонаддувом объемом 2,5 л, знакомый по автомобилям марки Volvo, мощностью 220 л. с. и крутящим моментом 320 Н·м. Дизельные двигатели могут иметь объем 1,8 л: 100 и 125 л. с. Для этих моторов предусмотрен режим overboost – на короткое время давление наддува поднимается, и крутящий момент агрегатов возрастает соответственно с 280 до 295 Н·м и с 320 до 340 Н·м. Также предусмотрены и 2,0-литровые турбодизели мощностью 130 и 140 л. с., а крутящий момент как с режимом overboost здесь равен 320, либо 340 Н·м. Дизельные моторы агрегатируются с 5- и 6-ступенчатыми механическими коробками передач, а также с 6-ступенчатым "автоматом". Бензиновые моторы оборудуются 5-ступенчатой механической трансмиссией (1,6 и 2,0 л), 6-ступенчатым "автоматом" (2,3 л) и 6-ступенчатой "механикой" (2,5 л).
В базовой комплектации устанавливается семь подушек безопасности: фронтальные, боковые, шторки для двух рядов сидений и коленная подушка водителя. Рулевая колонка и педальный узел складываются при ударе, а кроме запрограммированных зон деформации в силовую структуру кузова встроен прочный каркас из высокопрочных сталей. В краш-тестах по версии EuroNCAP Mondeo заработал максимальные 5 звезд за защиту пассажиров, 4 – за защиту детей, и 2 – за защиту пешеходов. Среди электроники страхующей водителя от аварии можно найти ABS, EBD, Brake Assist, систему стабилизации ESP. В ночное время на помощь поворотным биксеноновым фарам придут также дополнительные статические фонари, освещающие поворот.
На ходу машина поражает комфортом. Глядя на те несколько сантиметров низкопрофильной зимней резины, что отделяют 18-дюймовые легкосплавные диски от дороги, кажется, что сейчас Mondeo будет "собирать" все неровности, начиная от трещинок и заплаток в асфальте. На ходу же "блага" городских улиц упруго демпфируются подвеской, а резкую встряску можно получить лишь на откровенных выбоинах с острыми гранями. 2,3-литровый двигатель тихо и мирно, тем не менее уверенно выполняет возложенные на него задачи. В паре с 6-ступенчатой автоматической коробкой мотор позволяет расслаблено передвигаться в городском трафике и при необходимости ускориться. Реакции коробки передач плавные, как и переключения, а для резкого ускорения приходится продавливать педаль до упора. "Голос" двигателя доносится в салон, начиная с 4000 об/мин и ласкает ухо автолюбителя своим басовитым тембром. Плавные настройки подвески сочетаются с точной и удобной управляемостью. Реакции на поворот руля однозначные и быстрые. Немалая заслуга во взаимопонимании с водителем хорошего усилителя и низкопрофильных покрышек. Несмотря на отсутствие вибраций и прочих помех на руле при проезде неровностей, в поворотах он наливается сочным информативным усилием. В случае чего на помощь придут мощные и информативные тормоза: ход педали минимален, а дозировать замедление очень удобно.
Полную версию тест-драйва читайте в журнале "Тест-драйв" №3, 2008.