Ford Focus C-MAX (2003-2007): с акцентом на комфорт
В качестве серийного автомобиля Ford Focus C-MAX увидел свет весной 2003 года. Как нетрудно догадаться из названия, Focus C-MAX был создан на платформе Focus. Приставку "C-MAX" можно объяснить стремлением обозначить модель как максимально просторную в сегменте "С" по европейской классификации. C-MAX длиннее (на 30 мм), шире (на 125 мм) и выше (на 150 мм) Focus, его колесная база увеличена на 25 мм, а колея – на 40 мм. Руководство компании Ford предпочитает называть C-MAX не мини-вэном, а принципиально новым видом автомобиля – Multi Activity Vehicle (MAV). Дословно это можно перевести как "средний универсальный автомобиль".
В 2007-м C-MAX претерпел модернизацию и избавился от приставки Focus.
Внешность первого поколения незаурядная. Вертикальные полоски фонарей, расположенные на задних стойках, визуально делают автомобиль более узким и высоким. Спереди автомобиль, особенно если смотреть в зеркало заднего вида, точная копия Focus.
После покупки автомобиля обязательно, если этого не сделали до Вас, защитите уязвимые места антигравийной мастикой. Не помешает и полная антикоррозионная обработка – на заводе днище покрывают лишь частично – лонжероны и прилегающие к ним участки просто окрашены. Следует также поставить брызговики на крылья, если их нет. Без брызговиков царапаются края колесных арок и крылья – это особенность всех Focus C-MAX.
В контексте внешних недостатков следует также отметить газовые упоры пятой двери. В мороз двери становятся очень хлипкими. Случается также, что уплотнители этой самой задней двери пропускают воду.
Вообще, вода может проникнуть в салон минимум по двум причинам – либо неудачно установлен салонный фильтр (его еще называют экологическим), либо негерметично вклеено лобовое стекло. На некоторых экземплярах установлено лобовое стекло с обогревом. С одной стороны это плюс, но тонкие нити подогрева, которые не видны днем, ночью, в свете фар встречных машин, рассеивают свет, ухудшая, таким образом, видимость. Само же стекло недешевое – не менее 350 у. е. Обычное, без подогрева, – в пределах 170–180 у. е. Что касается салонного фильтра, то при его замене, рекомендуемой через каждые 20 тыс. км, нередко повреждается крепление защитной пластины, и в образовавшуюся щель начинает поступать вода.
Электрическая часть Ford Focus в целом проблем не доставляет, систематических проблем нет. А вот что действительно радует, так это бортовой компьютер, который общается с водителем на русском языке.
Как известно, мини-вэны принципиально разделяются на две категории: пятиместные и семиместные. Ford выбрал пятиместный вариант. Так сказать, ставка не столько на практичность, сколько на комфортабельность. Отказ от третьего ряда сидений позволил организовать более чем комфортное размещение задним пассажирам. Главный козырь задних сидений C-MAX заключается в том, что средняя часть откидывается в багажник, а боковые кресла по диагонали уходят назад и сдвигаются ближе к центру – вместо цельного дивана получается два раздельных кресла с увеличенным расстоянием вокруг.
Объем багажника составляет 550 л, а при снятых задних сидениях – 1620 л.
Отдельного внимания заслуживает комплектация. В список стандартного оснащения входят четыре подушки безопасности, ABS, EBD, бортовой компьютер, кондиционер, центральный замок с дистанционным управлением, передние электростеклоподъемники и зеркала с электроприводом.
Выбор силовых агрегатов тоже впечатляет. Базовым является 1,6-литровый 100-сильный бензиновый двигатель. Далее следуют 1,8-литровые, которые в зависимости от модификации могут выдавать 120 или 125 л. с. Венчают гамму 2,0-литровые мощностью 145 л. с. Большинство бензиновых двигателей из серии Zetec. Такие моторы не только высокооборотисты, но и обладают свойством блока управления двигателем подстраиваться под стиль вождения. Так что если при покупке Вы обнаружили, что машина особой резвостью не отличается, то причиной может быть не износ двигателя, а то, что мотор давно не работал на высоких оборотах. Чтобы подстроить силовой агрегат под свою манеру езды, достаточно обнулить память блока управления. Можно это сделать и самостоятельно – сняв клемму с аккумулятора. При этом помните, что при обнулении с памяти компьютера стираются все коды ошибок.
Что касается особенностей эксплуатации, то они примерно одинаковы для всех моторов. Например, свечи зажигания следует менять не через 20 тыс. км, как предписано производителем, а через 10 тыс. км.
Досрочные обрывы ремней газораспределительного механизма, особенно при пуске холодного двигателя, – не редкость. При этом клапаны встречаются с поршнями. Замену ремня (цена его около 75 у. е.) лучше производить каждые 60 тыс. км. Каждые 120 км нужно обязательно менять натяжные ролики ремня (стоит деталь 120 у. е.). Некоторые владельцы вынуждены менять ремень и ролики дважды после покупки, чтобы избавиться от вибрации. А иногда проблема решается только после замены шкива.
Другая распространенная проблема – необходимость замены бензонасоса, требуемая иногда уже после 10 тыс. км пробега! Если подергивания в работе двигателя не устраняются обычной заменой свечей, то осмотрите бензонасос. Как правило, причина в сетке на входе в топливоприемник – она забивается грязью. Почистив топливоприемник (там два фильтра – предварительной и тонкой очистки), срок службы бензонасоса можно продлить минимум на 10 тыс. км. Что характерно, на официальных сервисах проблему предлагают решать радикальным путем – заменой бензонасоса, а удовольствие это не из дешевых – в пределах 400 у. е.
Ради справедливости отметим, что капризные бензонасосы – слабое место многих моделей Ford, а не только Focus C-MAX.
Топливный фильтр (30 у. е.) рекомендуется менять каждые 20 тыс. км, воздушный фильтр (20 у. е.) – не более чем через 40 тыс. км пробега.
Нечасто, но все же встречаются на рынке и турбодизельные моторы C-MAX: 1,6 (109 л. с.), 1,8 (115 л. с.) и 2,0 (136 л. с.). Это непосредственный впрыск, Common Rail, электронное управление и т. д. Замечательные агрегаты, особенно в плане экономичности, но для наших условий такой мотор подходит не лучшим образом – он очень требователен к качеству топлива, из-за низкого качества которого может пострадать дорогостоящий топливный насос. И еще нужно помнить, что сервис на дизельных машинах надо проходить каждые 5-7 тыс. км.
Что касается трансмиссии, то на нашем рынке машины, оснащенные механикой и "автоматом", встречаются в равной пропорции.
Ручная коробка отличается четкостью переключений. Но есть у нее и одна не-приятная особенность – легкий шум на ходу, который издают подшипники дифференциала. В случае нечеткого включения передач, следует осмотреть кулису, зачастую причина кроется в выпавшей фиксаторной пружине. Сцепление служит около 200 тыс. км, а выход его из строя – предвестник серьезных трат: даже неоригинальный комплект стоит около 300 у. е.
"Автомат" ставили на машины с 2-литровым мотором. Такая трансмиссия отличается образцовой надежностью. Правда, бывали единичные случаи перегрева автоматической коробки передач вследствие отказа вентилятора охлаждения.
Коробки заявлены необслуживаемыми, но в наших условиях масло в “автомате” надо менять через 60–70 тыс. км, а в “механике” – после 80–100 тыс. км.
Ходовая – это козырь всех Focus и не только по части надежности, но и в плане управляемости. Автомобиль оснащен независимой передней подвеской типа McPherson и задней самоподруливающей многорычажной. Особенность последней – мягкие сайлент-блоки задних рычагов, которые и создают тот самый подруливающий эффект. По узлам и агрегатам Focus C-MAX и Focus идентичны, потому вопрос дефицита запчастей можно считать закрытым. Другое дело эксплуатация. Во-первых, кузова мини-вэнов тяжелее, чем у машин, на базе которых они построены, а во-вторых, мини-вэны часто подвержены если не перегрузкам, то максимальным загрузкам, что и объясняет, почему при эксплуатации C-MAX, например, тормозные колодки и диски приходится менять чаще. Лишний вес сказывается также на долговечности деталей подвески и рулевого управления. Если у Focus до 60 тыс. км не доживают, как правило, только стойки переднего и заднего стабилизаторов поперечной устойчивости, то в Focus C-MAX на этом промежутке можно запросто дополнительно доездиться до замены амортизаторов. При этом покупать оригинальные (стоимость в пределах 170 у. е.) особого смысла нет. Можно ограничиться покупкой неоригинальных амортизаторов, цена которых около 80-90 у. е. за штуку.
Единственные существенные траты в задней подвеске будут на рубеже 120–140 тыс. км. Придется поменять все 8 рычагов одновременно (по 50 у. е. за штуку) – поскольку к этому времени крепления рычагов прихватывает коррозией, а менять их выборочно не представляется возможным. Шаровые опоры (15 у. е. за штуку) клепанные, по идее, меняются вместе с рычагом, но на рынке есть не-оригинальные, которые продаются отдельно. Заменить шаровою опору не представляется сложным, нужно всего лишь спилить заклепки, выбить шаровую и закрепить новую опору на болтах.
Из-за того, что задняя подвеска Focus независимая, периодически надо проверять и регулировать схождение задних колес.
Реечное рулевое управление оснащено усилителем, изменяющим степень усиления в зависимости от скорости движения. Единственной проблемой в рулевом может быть течь сальника, но это касается лишь экземпляров первых годов выпуска. Наконечники рулевых тяг, как и сами тяги, ходят более 100 тыс. км. Передние диски обычно выдерживают два комплекта колодок, задние – три. Для тормозных механизмов комплект колодок стоит в пределах 100 у. е.
В завершение можно сказать, что сам по себе Focus C-MAX отличный автомобиль, козыри которого – комфорт и управляемость, да и по цене он дешевле многих "одноклассников".
Даже самые "старые" Focus C-MAX – надежные автомобили, и без лишних трат прослужат более десяти лет, если, конечно, не случались серьезные проблемы, например, аварии.
Число предложений о продаже велико. Среди выставленных на продажу машин преобладают экземпляры с бензиновым мотором 1,8 л. Стартовый ценник порядка 10 тыс. у. е. Верхний предел в среднем составляет 16 тыс. у. е.