Fisker Karma: спортивный седан, который не обидит природу
Большинство современных электромобилей – городские модели, что обусловлено малой дальностью их пробега. Производители таких машин стараются сделать их как можно более дешевыми, хотя это и сложно из-за немалой стоимости аккумуляторных батарей. Однако некоторые компании пошли другим путем: они поняли, что экологическая тематика стала модной, особенно среди элиты, звезд шоу-бизнеса и кино, а потому готовят дорогие и богато оснащенные модели. Одна из них – Fisker Karma, которая претендует на звание первого серийного спортивного седана с электромотором.
Karma – творение известного дизайнера Хенрика Фискера. Он заслужил себе имя такими работами, как Aston Martin DB9 и V8 Vantage, BMW Z8. В 2008 году он показал концептуальный Fisker Karma, который сразу привлек всеобщее внимание. Причем во время презентации были оглашены ну очень смелые планы – продавать по 20 тыс. седанов в год. Конечно, для их воплощения в жизнь нужны немалые средства, и Хенрик Фискер их нашел: инвесторы вложили в его дело 320 млн долларов, еще 529 млн фирма получила в качестве кредита правительства США. Конечно, сбор денег и доводка автомобиля заняли немало времени, а еще и кризис усугубил ситуацию. Но в 2011 году Fisker Karma все же добрался до конвейера и на него оформили уже 3000 предварительных заказов.
Седан однозначно выделяется на фоне других подобных машин. Внешне он практически ничем не отличается от прототипа. Длинный и низкий Karma кажется распластанным по земле. Смотря на его изящные линии трудно поверить, что это серийная модель – кажется, что перед нами очередной концепт. Хенрик Фискер признается, что источником вдохновения для него всегда была природа: мол, ничего сложно придумывать не нужно, ведь все уже придумано до нас, нужно лишь позаимствовать идею. Fisker одновременно похож и на напряженного зверя, подготовившегося к броску, и на покрытую волнами водную поверхность. Особенно интересно смотрится седан в профиль: у него невероятно длинный капот и огромные 22-дюймовые колеса, а салон максимально сдвинут назад. Крышка багажника украшена заостренным спойлером. «Лицо» автомобиля выглядит дружелюбно благодаря широкой «улыбке» радиаторной решетки, а приподнятую заднюю часть подчеркивают светодиодные фонари.
Karma – автомобиль немаленький: он достигает 4996 мм в длину, 1984 мм в ширину и 1330 мм в высоту при колесной базе в 3160 мм. В его основе – алюминиевая пространственная рама, из этого же металла изготовлена и большая часть кузовных панелей. Бамперы и крышка багажника – пластиковые. Тем не менее масса седана все равно достаточно большая – 1857 кг, что продиктовано тяжелой силовой установкой. На крыше размещены солнечные батареи – дополнительный источник энергии.
Забота об окружающей среде присутствует даже в салоне. В отделке использовалось натуральное дерево, но его берут только из тех деревьев, которые свалил ураган или пожар. А пластик получен вследствие вторичной переработки сырья. В варианте EcoSport добавлены вставки из овечьей шерсти и натуральной ткани, а в самой дорогой версии EcoChic салон декорирован синтетической кожей, которая может быть трехцветной.
Внутренний стиль можно характеризировать как неоклассический. С одной стороны здесь присутствуют черты моделей 60-70-х годов, с другой – современное оборудование. Так, циферблаты приборов Karma – оптитронные, а подсветка салона осуществляется светодиодами. Наряду со спидометром и экраном бортового компьютера присутствует индикатор работы силовой установки. На центральной панели переключателей почти нет – их заменяет 10,2-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы.
Как передние, так и задние сиденья разделены широким трансмиссионным тоннелем. То есть в Karma установлены четыре отдельных кресла с очень хорошей боковой поддержкой. Водителю и переднему пассажиру предусмотрен электропривод уже в базовой версии. На втором ряду не слишком много места над головой, что продиктовано спортивной линией крыши. Хотя благодаря большой колесной базе ногам не тесно. А вот багажник у седана очень маленький – всего 201 л. Просто под его полом размещены аккумуляторы.
Седан приводят в движение два электромотора, которые в электрическом режиме Stealth Mode суммарно развивают 241 л. с. Они неслышны и лишь приборы выдают их работу. Потому специально установили синтезатор звука двигателя, чтобы оповестить пешеходов о приближающемся автомобиле. Уже с первых оборотов в распоряжении огромный крутящий момент – 1330 Н·м, что больше, чем, например, у Bugatti Veyron.
При такой тяге автомобилю вполне хватает и 1-ступенчатой трансмиссии. В Stealth Mode разгон до 100 км/ч занимает 7,9 с, а максимальная скорость ограничена на отметке в 153 км/ч. Заряда литий-ионных аккумуляторов достаточно, чтобы проехать до 80 км. А затем подключается бензиновый мотор-генератор – 2,0-литровая 260-сильная «четверка» General Motors Ecotec с турбонаддувом. Она не приводит в движение колеса, а лишь питает энергией электродвигатели. Расход топлива в среднем составляет 9 л/100 км, и 36-литрового бака достаточно, чтобы преодолеть еще 400 км. Пополнить заряд батареи от домашней 220-вольтной сети можно за 6 часов.
В этой ситуации у знатоков может возникнуть логичный вопрос: зачем столь мощный генератор, если моделям со схожими силовыми установками вроде Chevrolet Volt, Opel Ampera достаточно и 84 л. с.? Все дело в том, что Ecotec имеет еще одну функцию. В режиме Sport mode он начинает активно подпитывать электромоторы даже при полном заряде батареи. В результате их мощность возрастает до очень приличных 402 л. с. и Fisker Karma становится гораздо резвее: разгоняется до 100 км/ч за 5,9 с и способен развить 201 км/ч. Бензиновый мотор при такой нагрузке очень громкий, ведь его выхлопные трубы размещены в районе передних дверей.
Свою спортивность седан доказывает не только хорошей динамикой, он также увлекателен в управлении. Распределение веса по осям близкое к идеальному: 47 % на передние колеса, 53 % - на задние. Аккумуляторы в днище понижают центр тяжести, что вкупе с широкой колеей очень помогает в виражах. Тяжелый автомобиль совсем не демонстрирует недостаточную поворачиваемость. Большая колесная база способствует хорошей курсовой устойчивости. Интересно, что усилитель руля Karma не электрический, как на подобных моделях, а гидравлический. Это однозначный плюс, ведь рулевое управление очень точное и информативное.
Хорошо проявляют себя и тормоза. На малых скоростях срабатывает система регенеративного торможения, подпитывающая электромоторы. А затем подключаются вентилируемые диски диаметром 371 мм спереди и 366 мм – сзади с шестипоршневыми суппортами. Они отлично себя проявляют – уверенно, но не резко останавливают автомобиль.
Fisker Karma доказывает, что электромобиль может быть быстрым и роскошным. На нем можно отправляться в длительные путешествия, а не только ездить по городу, при желании можно заглянуть и на гоночный автодром или извилистый горный серпантин.
Конечно, он стоит около 97 тыс. долларов, но большинство седанов высшего класса не дешевле. Производить модель будут на финском предприятии Valmet, где сейчас собирают Porsche Boxster и Cayman. Karma уже неофициально предлагают в Украине за 140-160 тыс. долларов. Первые автомобили доставят клиентам в мае, а в октябре выйдут на мощность в 1500 машин в месяц. Вскоре появится купе-кабриолет Karma, а в 2013 году обещают более доступный Fisker Nina по цене в 45 тыс. долларов.