Ферруччо Ламборгини – создатель скорости
Что такое Lamborghini, знает даже человек, не особо увлекающийся автомобилями. Эта марка – символ мощи, скорости и достатка. Ее основатель, Ферруччо Ламборгини, большую часть жизни занимался сельскохозяйственной техникой, а спортивные автомобили были лишь его хобби. А вот воплощению своей детской мечты – созданию спорткаров, которые были бы способны поразить весь мир, – он уделил лишь десять лет своей жизни. Правда, и этого времени хватило, чтобы имя Lamborghini ассоциировалось не с машинами для садов и огородов, а исключительно с суперавтомобилями, для фанатов которых скорость 350 км/ч – дело обыденное.
Существует легенда о том, как Ламборгини подался в автомобилестроители. Ферруччо с детства был увлечен автомобилями – сначала собирал фантики с чарующими изображениями машинок, а после стал коллекционировать и самые настоящие экземпляры. В Италии 1950-х – начала 1960-х годов безраздельно правила Ferrari. Поэтому особого выбора в приобретении мощных автомобилей не было – в гараже Ламборгини "прописались" несколько спорткаров Ferrari класса GT, в том числе и один из самых прославленных – 250 GT.
Однако у Ферруччо, как и у многих других владельцев, к этим автомобилям были некоторые претензии. Он видел недостатки в надежности – например, у него были замечания к сцеплению. Кроме того, как позже говорил сам Ламборгини, то ему было жарко в салоне, то просто неудобно, а то и вовсе не устраивала, как ему казалось, маленькая скорость… А потому будущий автопроизводитель решил дать парочку дельных советов самому Мастеру – Энцо Феррари. Однако разговор не состоялся по причине… незакрытой двери.
Легенда гласит, что Ламборгини явился в офис Феррари и попросил секретаршу передать просьбу своему шефу о личной с ним беседе по поводу некоторых недочетов его автомобилей. Секретарша зашла к начальнику и забыла закрыть дверь, а потому Ферруччо стал свидетелем потрясшей его тирады Феррари. Уточнив, что это за тип такой – этот Ламборгини, Энцо громко высказался в том духе, что хорошо было бы, если б каждый занимался своим делом. То есть, кто-то создавал спортивные автомобили, а кто-то лучше бы не отнимал время и не лез не в свое дело, а вернулся к работе над усовершенствованием сельскохозяйственной техники.
Для Ламборгини это стало настоящей пощечиной, и его можно понять. Дело в том, что кроме, собственно, увлечения автомобилями, он превосходно разбирался в технике. Еще в детстве, живя на ферме своего отца в Северной Италии, который поощрял увлечение сына, ему было отведено место, где Ферруччо устранял мелкие неполадки в сельскохозяйственной технике. А позже и вовсе заменил собой специалистов, к которым раньше за помощью обращался отец.
Далее совершенствоваться в знаниях он продолжил в индустриальном колледже, по окончании которого стал помышлять о собственном деле. Первоначальным планам организовать автомобильный бизнес – в 1930-е годы только ленивый не увлекался гонками и экзотическими машинами – помешала Вторая мировая война. А после нее Италии было не до автомобилей – нужно было возрождать страну. Поэтому Ламборгини, использовав свой опыт в технике, уже в 1946 году собрал первый трактор, а буквально через десять лет поля страны "бороздили" сельскохозяйственные машины компании Lamborghini Trattori. К этому времени Ферруччо Ламборгини был уже богатым, успешным и известным предпринимателем, который внес значительный вклад в развитие своей страны.
Теперь понятна реакция Ламборгини на слова Феррари, который в тот миг даже и не осознавал, что нажил себе серьезного конкурента. Покинув офис Энцо Феррари, Ферруччо вернулся домой и принял решение во что бы то ни стало наказать обидчика, доказав, что строить автомобили он сможет лучше и что понятие "суперавтомобиль" никак не связано с маркой Ferrari. Поэтому возникновение фирмы Automobili Ferruccio Lamborghini можно считать беспрецедентным в истории мирового автопрома. То есть, новый автопроизводитель появился не вследствие эволюции своего дела, например, от велосипедов к автомобилям, или просто выгодности ведения такого бизнеса. Нет, решение было принято под давлением эмоций, просто, как у капризного ребенка: "Потому что я так хочу!", абсолютно не обращая внимания на какие-либо экономические расчеты.
Что ж, сказано – сделано: Ламборгини с головой окунулся в создание своего автомобиля. Работа кипела над прототипом первого автомобиля – Lamborghini 350 GT. Очень к случаю пришлась помощь одних из лучших инженеров Ferrari, которые по разным причинам покинули компанию и перешли на сторону "врага". Концепцию своего первенца Ферруччо определил как купе с лучшим в Италии двигателем V12, что для тех лет было несколько неожиданным сочетанием.
Меньше чем через год, уже в конце 1963 года, на Туринском автосалоне был представлен 350 GT. На его шасси с трубчатой рамой и независимой подвеской был установлен 360-сильный 3,5-литровый V12. Однако ожидаемого фурора автомобиль не произвел. На фоне конкурентов, особенно Ferrari, он стоял особняком. В первую очередь то ли из-за спешки, то ли по каким-то иным причинам не был до конца продуман силовой агрегат. Не уделили должного внимания также и отделке салона. Да и практически у всех недовольство вызывал внешний вид автомобиля.
Однако такие "мелочи" нисколько не расстроили Ламборгини. За короткое время технические недостатки устранили, а внешний вид поручили "подкорректировать" дизайнерам из Bertone. Так вышел в свет уже серийный Lamborghini 350 GT. На автомобиле гордо красовалось изображение быка – эмблемы и торгового знака фирмы. Кстати, бык, он же телец, – созвездие, под которым родился Ламборгини. К этому животному у него была явно какая-то симпатия, ведь большинство названий моделей так или иначе связаны с быками. Несмотря на достаточно высокую цену, количество проданных экземпляров перевалило за сотню, что очень воодушевило Ламборгини. Было решено продолжить разработку и обновление модельного ряда.
В цехах инженеры вовсю колдовали над новым автомобилем. Было спроектировано новое шасси, где увеличившийся до четырех литров V12 на специальном подрамнике расположили поперечно за спиной водителя, перед задними ведущими колесами. Такое решение было очень неожиданным, зато позволяло вместить немаленький 12-цилиндровый двигатель в относительно небольшой кузов. А кроме того, обеспечивало идеальную развесовку и мгновенную реакцию автомобиля на действия водителя. Уже на ближайшем, прошедшем в 1965 году, Туринском автосалоне концепт был выставлен для обозрения.
Экстравагантность новой модели очень даже пришлась по душе Нуччо Бертоне – владельцу того самого дизайнерского бюро Bertone. Он предложил развить идею концепции Ламборгини, и дал своим дизайнерам широкое поле для деятельности. Работа кипела, и уже в следующем году на Женевском автосалоне блистало двухдверное купе Miura – совершенство форм и свирепый "характер". Пластика и динамичность нового автомобиля никого не оставили равнодушным. Двигатель, развивавший 370 л. с., мог разгонять Miura до фантастических 275 км/ч, что для серийных автомобилей, предназначенных для дорог общего пользования, было, мягко говоря, не свойственно. Однако модификации, выпущенные чуть позже, поражали своей динамикой еще больше: Miura S могла достигать 285 км/ч, а Miura SV – 290 км/ч.
Примечательно, что Miura получился вследствие трений по поводу участия в гонках между Ламборгини и инженерами из его команды. Политика Ферруччо была однозначной: никакого участия в автосоревнованиях и никакой поддержки какой-либо из команд. Это было очень оригинальным решением, потому что гонки в то время были главной рекламой компаний, где они демонстрировали свои инновации для достижения максимальной мощи, управляемости и технического совершенства своих автомобилей. То есть, фактически выпуск серийных машин был предназначен для финансирования участия в гонках.
Однако инженеры были иного мнения, да еще и заядлыми поклонниками автосоревнований. Вот они в свободное время и разрабатывали новый двигатель и конструкцию, как они полагали, гоночного автомобиля. Ламборгини узнал об этом и попросил показать прототип. Задумка ему понравилась, и Ферруччо взял его в качестве основы своей будущей модели, обеспечившей ему славу.
Lamborghini Miura действительно имел ошеломляющий успех. Теперь компания навсегда обзавелась листом ожидания. За годы выпуска этой модели было продано 764 экземпляра. И это несмотря на немаленькую цену – 20 тыс. долларов США, что по нынешним меркам составляет примерно 120 тыс. долларов. Этот автомобиль воплотил практически все желания Ферруччо Ламборгини, самым главным из которых было превзойти успех Ferrari.
Однако заключительным ударом, который свалил автомобильную общественность с ног, стал Lamborghini Countach, дебютировавший в 1971 году. Нельзя даже сказать, что он чем-то особенным выделялся на фоне конкурентов. Нет, в то время это был самый настоящий "пришелец" с другой планеты. Этот клиновидный дорожный болид с ощетинившимися воздухозаборниками, разрушивший все штампы автомобилестроения, подобрался к заветной черте в 300 км/ч максимальной скорости. По форме автомобиль получился угловатым, широким и низким, а корпус состоял из множества трапециевидных плоскостей. Визитной же карточкой стали двери, которые для открытия поднимаются и отталкиваются вперед. Lamborghini Countach был занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый быстрый серийный автомобиль, а с конвейера он сходил вплоть до середины 1990-х годов.
После Countach Ферруччо Ламборгини отходит от дел – компания Lamborghini меняет собственника. Отчасти это было связано с неудачами в тракторном бизнесе, отчасти – ситуацией в стране, где началось серьезное давление на предпринимателей. Однако делает он это вовремя – как хороший актер покидает сцену на пике своей популярности. Ведь за десять лет работы ему удалось невозможное – построить свой автомобиль с нуля и успеть потрясти им весь мир.
За жизнью своего детища Ферруччо Ламборгини наблюдал со своих виноградников, где на старости лет он освоил еще и производство прекрасных вин. В своем имении в Центральной Италии среди бассейнов и теннисных кортов он разместил музей автомобилей Lamborghini, сделавших его счастливым – мечта детства осуществилась, а успех Энцо Феррари, который фактически подтолкнул его к производству автомобилей, превзойден. Умиротворенно взирая на окружающий пейзаж, он любил держать в руке бокал с собственно произведенным вином, которое имело свое название, – "Кровь Миуры"…