Фердинанд Порше, любивший автомобили и не любивший войну
Фердинанд Порше личность без преувеличения легендарная. Он был не просто гениальным конструктором, которому в 1999 году посмертно был присвоен титул "Автомобильный инженер столетия". Ему довелось жить и творить в сложное для всего человечества время – первую половину ХХ века, в стране, которая активно готовилась покорять мир. Но он совсем не был готов заниматься военной техникой, его мечтой было создавать автомобили, которые бы разъезжали по дорогам не только его страны, но и всего мира. Ради дела всей своей жизни ему пришлось отказаться от предложения одного диктатора и работать под покровительством другого…
Фердинанд Порше с детства увлекался техникой. Будучи еще подростком, уже в 1890 году он смог самостоятельно смастерить генератор и осветить дом своей семьи – небывалое для той эпохи событие. А, окончив техническую школу, уже в 25 лет создал свой первый автомобиль с электрическим мотором. Способности молодого человека не остаются без внимания, и его приглашают возглавить конструкторскую службу компании Austro-Daimler.
Здесь Порше успешно реализовывает свои знания на практике. Под его руководством создаются несколько моделей автомобилей, оснащенных четырехцилиндровым 90-сильным двигателем его собственной разработки. Одна из таких машин была названа Prinz-Heinrich, в честь одноименных гонок, где она неоднократно одерживала убедительные победы. Примечательный факт, что в автосоревнованиях в качестве пилота принимал участие сам Порше, а вот в составе его экипажа на должности механика находился юный… Иосиф Броз Тито, тот самый, который возглавит послевоенную Югославию.
Автомобилестроительные планы Фердинанда Порше прервала Первая мировая война, во время которой он был вынужден заниматься военной техникой – строил бензоэлектрические полноприводные тягачи для артиллерийских батарей. После войны наступило время повального увлечения автоспортом. В 19-30-е годы Порше, к тому времени ставший главным инженером компании Daimler AG, работает над гоночными моделями. И, кстати, небезуспешно. Его болиды своими скоростями поражали воображение: уже на рубеже 30-х годов достижение скорости в 280 км/ч для автомобилей Порше было обыденным делом. Однако великого конструктора не покидала тайная мечта – создать недорогой массовый автомобиль…
Эта идея давно витала в воздухе – немецкий автопром переживал нелучшие времена. Страна находилась в глубоком послевоенном кризисе, деньги были обесценены, и автомобиль являлся непозволительной роскошью. К тому же Порше, будучи поклонником Генри Форда, восхищался успехами американской автопромышленности. Конструктор начинает искать пути для реализации своих идей…
Мало кто знает, но, возможно, сложись обстоятельства иначе, сегодня бы мы ассоциировали имя Порше не с Германией, а… c СССР. Во времена "великой дружбы" между Германией и Страной Советов в 30-х годах Фердинанд Порше по личному приглашению Сталина посетил Советский Союз и совершил экскурсию по передовым предприятиям страны. В конце своего визита Порше получил заманчивое предложение от "вождя народов" возглавить автомобильную промышленность страны. Конечно, в то время Сталина меньше всего волновал автомобиль, а тем более, народный. Ему в первую очередь нужны были конструкторские способности Фердинанда в создании военной техники. Но вот строить танки Порше абсолютно не желал – более того, как выяснится позже, и не умел, – поэтому отказался от столь щедрого предложения.
А вот в Германии к тому времени наступают кардинальные перемены. К власти пришел Гитлер, которому досталась страна с разрушенной экономикой и массовой безработицей. Самым эффективным выходом из кризиса, а также неплохим способом укрепить свой имидж в качестве "отца всех немцев" было объединение народа для реализации общегосударственных проектов. Самыми важными в "автомобильном" плане такими делами стало сооружение национальной сети дорог – автобанов и создание "массового" автомобиля. Планы Гитлера и Порше совпадали идеально.
Переломным моментом в жизни конструктора стал 1934 год. На Берлинском автосалоне 1934 года фюрер озвучивает свою концепцию народного автомобиля. Обращаясь к автопроизводителям, Гитлер замечает, что германские рабочие должны и будут иметь свой собственный автомобиль. Не забывает он при этом обрисовать и параметры: в нем должны размещаться двое взрослых и трое детей – идеальная немецкая семья, средняя скорость должна составлять 100 км/ч – для чего ж строили автобаны, расход топлива не должен превышать 7 л на 100 км, а стоить он может не более 1000 немецких марок.
Несмотря на столь жесткие параметры, самым больным вопросом была стоимость будущего народного средства передвижения, поскольку самый дешевый в то время автомобиль стоил в Германии на 500 марок дороже требуемой Гитлером стоимости. Поэтому конкурентов у Порше нет – никакая из компаний не решается ввязываться в эту заранее проигрышную авантюру, и конструктор с радостью дает согласие на участие в проекте.
Следует сказать, что автоконструктор был любимчиком канцлера, который восхищался его работами, а потому получил поддержку на самом высоком уровне и стабильное финансирование. Существует легенда, что, сидя в одном из кафе во время обсуждения плана работ, Гитлер взял салфетку и набросал на ней образ будущего автомобиля. Как пояснил фюрер, он хотел бы видеть "что-то, что связано с природой, творения которой ежедневно может наблюдать каждый немец". Так началась история самого великого творения Фердинанда Порше, ставшего легендой мировой автопромышленности, – Volkswagen Beetle.
Всего Порше потребовалось несколько лет для разработки и обкатки прототипов. Свою лепту внес и Генри Форд, дававший консультации по налаживанию конвейерных линий и выделявший для помощи своих лучших специалистов. Примечательный момент: Порше, обговаривая с Фордом свои планы, предложил тому соревнование. Однако Генри Форд очень сомневался в успешности задуманного Порше предприятия, поскольку считал, что строить автомобили лучше и дешевле, чем он, вряд ли кто-то сможет. Тем не менее он заметил, что "если у кого-то это и получится, то так мне и надо".
Точно в срок в своем конструкторском бюро Фердинанд Порше построил несколько прототипов заднемоторных автомобилей малого класса, оснащенных горизонтальным 4-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением, оппозитным расположением цилиндров и верхним размещением клапанов. Этот силовой агрегат имел рабочий объем 985 куб. см и мощность 23 л. с. при 3000 об/мин. Это позволяло автомобилю развивать скорость до 100 км/ч и потреблять около 8 л топлива на 100 км пути, что абсолютно подпадало под очерченные Гитлером рамки. Примечательно, что поначалу устанавливать задние стекла не планировалось – на прототипах их заменяла стальная панель с прорезями.
Уже в 1936 году проделанная работа была представлена Гитлеру, который и выбрал окончательный вариант, внеся последний штрих – лично изменил некоторые детали внешнего вида автомобиля. А уже меньше чем через год была изготовлена опытная партия из нескольких десятков автомобилей, которые прошли всесторонние испытания и были существенно доработаны. Например, они должны были ездить по немецким автобанам на полной скорости в течение нескольких дней. В общей сложности прототипы "набегали" более полутора миллионов километров. Только такое количество тестов могло гарантировать качество продукции.
Чтобы не зависеть от частного капитала и суметь наладить производство в гигантских для того времени масштабах – один миллион автомобилей в год, в 1938 году Гитлер основал новый город Stadt des KdF-Wagens в Нижней Саксонии, после войны переименованный в Вольфсбург, и заложил первый камень в постройку завода KdF-Stadt, позже получившего имя Volkswagen, который открыл историю одноименного автомобильного концерна. Однако торжества "народного" автомобиля не произошло: развязав войну, фюрер похоронил свой так долго вынашиваемый амбициозный проект и мечту Фердинанда Порше, который увидит свое детище лишь на закате жизни.
К слову, до начала Второй мировой войны была произведена лишь сотня-другая "народных" автомобилей, которые достались высшим лицам Третьего рейха. А простые бюргеры вообще остались ни с чем: вкладывая кровные марки на специальные счета, в надежде стать первыми обладателями нового автомобиля, они так и не вернули этих денег назад, довольствуясь лишь мизерной компенсацией.
Нельзя не сказать и об удивительных метаморфозах, произошедших с Порше во время войны. С началом военных действий конструктору пришлось перейти в распоряжение военных. Но весь юмор заключался в том, что изготовление машин для убийства у Порше никак не получалось. Показательная в этом плане история произошла с танком "Тигр", над которым трудились два конкурента – Порше и Хеншель. Когда пришло время выбирать между двумя прототипами, Гитлер, естественно, был склонен отдать заказ своему фавориту. Однако никакая любовь к Порше не могла скрыть очевидного факта: недоведенный "Тигр" просто нельзя было выпускать на поле боя. Та же история приключилась и с лег ким разведывательным танком "Леопард", и с одноименным с конструктором самоходным орудием "Фердинанд".
После окончания Второй мировой войны под горячую руку победителей попадали многие и не только в стране Советов. Не избежал этой участи и гениальный конструктор. До сих пор многие спорят, был ли Порше нацистом. Очевидно, что нет. Он был абсолютно аполитичной личностью, не разделявшей взглядов фюрера. Он просто хотел создавать автомобили. Единственным обвинением Порше в пособничестве фашистам было то, что он просил дополнительно прислать на завод две тысячи рабочих, читай, тех, кто был принудительно вывезен с оккупированных территорий. А поскольку в послевоенное время лучшие умы Третьего рейха разными способами привлекались для работы на благо государств-победителей, обвинение позволило заставить Порше поработать пару лет и на автомобилестроение Франции.
После своего освобождения в 1949 году Порше вернулся в Германию. Там он вместе со своим сыном учредил фирму Porsche и создал первый и последний в своей жизни автомобиль, носящий его имя, – Porsche 356. Подорванное здоровье и перенесенный инсульт более не позволяли Порше заниматься любимым делом. Англичане же к тому времени восстановили разрушенный бомбардировками завод Volkswagen и вернули к жизни детище великого конструктора, к тому времени получившего официальное название – Beetle. Весть о том, что его "народный" автомобиль все же будут выпускать, пускай и без личного участия, неимоверно обрадовала старика. Поговаривают, что когда престарелый Фердинанд Порше впервые после ареста проезжал дорогами Германии и наблюдал сотни бегающих "жуков", то не мог сдержать слез – ведь дело всей его жизни наконец-то стало реальностью…