Этторе Бугатти – неординарный художник
Имя Этторе Бугатти окружено множеством мифов и легенд. Его личности приписываются как крайне негативные, так и весьма положительные черты – от бездаря-самоучки до одного из самых гениальных инженеров мира. Однако можно с уверенностью сказать одно: это был, безусловно, выдающийся человек, оставивший в наследие автомобили, которые заслуженно заняли почетное место в истории мировой автопромышленности.
Окружение, в котором в 1881 году родился и вырос будущий гений, весьма располагало к творчеству. Этторе был старшим сыном в семье известного, как бы сказали сегодня, дизайнера мебели, работавшего в стиле модерн. В роду Бугатти все родственники так или иначе были связаны с искусством. Дед Джованни был архитектором, младший брат Рембрант – знаменитым скульптором и даже тетушка Луиджи была замужем за художником Джованни Сегантини. Так что имелись все предпосылки для того, что окруженный творчеством и достатком Этторе с честью продолжит дело семьи. Будучи совсем юным, он начал даже пробовать себя в живописи, но…
…на дворе был конец XIX века – время, которое изменило жизнь как отдельных людей, так и всего человечества – по брусчатке мостовых начали грохотать первые безлошадные экипажи. Автомобильная эпоха полностью поглотила молодого человека – Этторе Бугатти решил попробовать себя в конструировании машин и уже в 17 лет построил свой первый автомобиль Type 1 – простую трехколесную моторную повозку, на которую установил сразу несколько одноцилиндровых двигателей.
После этого Этторе устраивается на работу в Prinetti & Stucchi и начинает конструировать множество различных двигателей и автомобилей. Правда, на одном месте долго не засиживается и буквально в течение нескольких лет успевает попробовать себя и в компании Dietrich, и в Deutz Gasmotoren Fabrik… Свободное же от работы время он проводит в подвале своего дома, где одну за другой строит модели Type 2, 3, 4… и так далее. Набравшись опыта, Бугатти наконец решает открыть собственный бизнес.
В отличие от многих коллег по цеху, Этторе вовсе не стремился строить массовый автомобиль. В основе концепции производства было создание штучных гоночных машин, которые, кроме того что должны были обладать отличными техническими характеристиками, также становились бы шедеврами искусства. Уже через год после регистрации фирмы, в 1910 году, на свет появляется Type 13. Ее особенностью была отнюдь не скорость в 100 км/ч – хорошая для того времени, но далеко не фантастическая. Главное, что автомобиль мог ее держать, по причине отличной маневренности. Ведь значительной проблемой в те годы была как раз управляемость, из-за чего в поворотах машины часто терпели крушения.
Однако в целом до начала Первой мировой войны Бугатти так и не смог показать общественности сколь-нибудь впечатляющей модели. Его автомобили, конечно, приобретались знатными людьми, некоторые иногда выигрывали в какой-нибудь автогонке. Но пока компания Bugatti терялась в большом количестве брендов, пытавшихся отвоевать место под Солнцем.
После Первой мировой войны, в течение которой Бугатти пришлось свернуть деятельность, работы в компании начинаются вестись с новой силой. Вначале появляются восьмицилиндровые версии довоенных разработок, получивших уже к тому времени индексы 28, 30 и 32, а в 1924 году выходит в свет Bugatti 35 – один из самых известных гоночных автомобилей Этторе Бугатти. Двухлитровый 95-сильный восьмицилиндровый двигатель этой машины в совокупности с превосходной управляемостью смог сразу же занять призовые места в автосоревнованиях.
Кроме того, в модели было реализовано и немало инноваций, как, например, трубчатая передняя ось, через которую проходили рессоры и литые колеса из алюминиевого сплава. И, конечно же, автомобиль имел традиционную подковообразную решетку радиатора – на счастье. 35-й стал чрезвычайно популярным, и поэтому прошел немало модернизаций. Всего было выпущено около 350 экземпляров, которые заняли первые места, в общей сложности, в более чем полутора тысячах гонок.
Здесь следует сказать несколько слов о Бугатти как человеке и мифах, его окружавших. Сегодня никто так толком и не знает, какое образование получил конструктор. Это дало злым языкам повод утверждать, что он не умел не то что чертить, а даже и рисовать. Конечно, это было значительным преувеличением. Ведь в свободное от работы время он не прекращал заниматься и искусством – писал картины, собирал коллекции других художников, в его галерее были даже скульптуры брата Роланда…
В любом случае он мог сплотить вокруг себя людей и "заразить" коллектив своими нередко неординарными идеями. А они в общих чертах заключались в том, что в автомобиле абсолютно все должно быть прекрасным. И если строить двигатель, то только такой, который бы не только поражал воображение своими характеристиками, но и впечатлял бы своим внешним видом. При этом Бугатти был всегда на острие передовых технологий – к примеру, он одним из первых среди автопроизводителей стал применять алюминий, который шел на изготовление колес. Хотя, конечно, как и большинство творческих людей, Бугатти был личностью неординарной. Поэтому на любые замечания и возражения реагировал болезненно. Когда кто-то заметил, что пора бы уже отказаться от устаревших механических тормозов и перейти на современные мощные гидравлические, Бугатти высказался в том духе, что он создает автомобили для того, чтобы они двигались, а не останавливались.
С середины 1925-х годов слово Bugatti становится у всех на слуху. Автомобили марки становятся главным атрибутом достатка, роскоши и собственной значимости многочисленных представителей богемы – аристократов, артистов, да и просто миллионеров. Это была первая мода на приобретение гоночных автомобилей в личное пользование. Конечно, они были не совсем гоночными. Для гражданского пользования они претерпевали соответствующий тюнинг – кузову добавляли крылья и подножки, фары, складную или стационарную крышу.
Период между двумя мировыми войнами был войной между лучшими инженерными умами, бившихся над достижением максимальной скорости своих автомобилей. В 1929 году Бугатти выпускает модель под номером 45, оснащенную 16-цилиндровым 270-сильным силовым агрегатом, а двумя годами позже ему удалось собрать автомобиль, ставший рекордсменом в скорости 1931 года – Bugatti 54, имевший 5,0-литровый двигатель и развивавший 300 л. с. Тогда ему удалось достигнуть планки в 210 км/ч.
Но не только на ниве гоночных автомобилей удалось прославиться Этторе Бугатти. Ему также удалось создать без преувеличения произведения искусства, предназначенные для, как бы сегодня сказали, VIP-персон. Идея построить автомобили для "самых-самых" сливок общества не давала ему покоя еще со времени основания фирмы. И лишь в середине 1920-х годов он начал реализацию своего проекта. По задумке, автомобиль должен был быть большим, но не очень тяжелым, скоростным и бесшумным.
Все это воплотилось в, пожалуй, самом знаменитом детище Бугатти – модели под номером 41, получившей собственное имя, которое как бы говорило, кому должен принадлежать автомобиль, – Royale. Этот автомобиль, выпущенный в шести экземплярах, и сегодня поражает воображение. Двигатель по своим размерам и характеристикам установили действительно королевский. Рядный восьмицилиндровый 350-килограммовый силовой агрегат имел объем почти 13 л и развивал 300 л. с. при 1700 об/мин. Соответственно, аппетиты также были монаршие – автомобиль потреблял около 50 (!) л топлива на 100 км, но зато мог спокойно оставлять позади любого соседа на дороге, ведь разгоняться он мог до 200 км/ч.
Кузов Bugatti Royale Этторе доверил разрабатывать своему сыну Жану – опоре и надежде Бугатти, планировавшего в будущем передать ему все бразды правления в компании. Жан сумел придать шестиметровому автомобилю фантастический облик, в котором самым удивительным образом переплелись динамизм и экспрессия. А всю эту монументальную скульптуру украшал слон, грациозно поднявшийся на задние лапы, символизируя мощь, удачу и элегантность.
Однако к большому разочарованию Бугатти королевские особы не спешили приобретать изготовленный для них автомобиль. На дворе был конец 1920-х годов, ознаменовавшийся началом Великой депрессии, которая привела к упадку экономики многих стран. Поэтому цена в 45 тысяч долларов США в эквиваленте была непозволительно большой. Удалось продать лишь три экземпляра, остальные остались в распоряжении семьи Бугатти. Тем не менее, несмотря на отсутствие ажиотажа, именно штучный Royale позволил Bugatti надолго закрепиться в истории. К слову, во второй половине ХХ века эта модель стала необычайно популярной среди коллекционеров, и сегодня стоимость Bugatti Royale, выпускавшегося в 1927-33 годах давно уже перевалила за 10 миллионов долларов.
В свое время выдающийся менеджер от автопрома Ли Якокка заметил, что даже при самом ужасном кризисе находятся люди, все равно умудряющиеся еще больше богатеть, поэтому строить дорогие автомобили все равно нужно. Наверное, точно так же размышлял и Этторе Бугатти, считавший, что слишком дорого не бывает никогда. И он продолжал создавать дорогие роскошные автомобили. Поэтому, несмотря на мировой кризис и не окупавшиеся расходы на Bugatti Royale, Бугатти смог не только уберечь компанию от банкротства – время конца 1920-х – первой половины 1930-х годов для Бугатти и его фирмы стало золотым веком.
Вслед за Bugatti Royale, в 1934 году свет увидела модель под номером 57. Кроме того что это был шикарный спортивный автомобиль, который обязательно должен был находиться в гараже у миллионеров, он смог завоевать несколько побед в автогонках, установить рекорд скорости для своего класса – 218 км/ч, а также стать роковым, изменившим дальнейшую жизнь Этторе Бугатти. Через несколько лет после начала выпуска Bugatti 57, во время испытаний одной из его модификаций, погибает Жан Бугатти. Нелепая смерть сына, который должен был стать продолжателем семейного дела, повергла Этторе в затяжную депрессию.
Это не могло не отразиться на работе. Бугатти постепенно начал уступать позиции, его автомобили уже не могли без особых усилий побеждать конкурентов. На гоночных треках начали властвовать автомобили Третьего Рейха, к сооружению которых привлекались лучшие специалисты и вкладывались огромные деньги. Одновременно понемногу падал в ожидании войны спрос на престижные автомобили. А вскоре началась и Вторая мировая война, полностью прекратившая эпоху удивительных машин 1930-х годов. Во время войны его завод был полностью разрушен, а компания потеряла право собственности на него. Однако, несмотря на все это, Бугатти продолжал вынашивать идеи создания новых серий автомобилей.
Сразу же после войны неугомонному конструктору за сотрудничество с антифашистским Сопротивлением фирму вернули, и Бугатти даже смог представить прототип под номером 73. Однако на этом все и закончилось – 21 августа 1947 года Этторе Бугатти – человека, который воспринимал автомобиль не как транспортное средство или набор деталей, а как настоящее произведение искусства, – не стало.