Drifting - спортивное шоу
Суши, ниндзи, харакири… многое в японской культуре не так как у всех. Даже автомобильное соревнование, которое зародилось в Стране восходящего солнца в 60-е годы, особенное. На родине его называют дорифто (dorifuto). Нам же и всему миру этот вид автомобильных состязаний больше известен как drifting.
В переводе с английского drift означает снос, дрейф. И если в других видах спорта скольжение автомобиля может привести к потере времени, или вовсе к вылету с трассы, то здесь главной целью соревнования как раз и является прохождение поворотов в заносе. Пустить юзом автомобиль дело нехитрое, даже ученик автошколы на втором занятии сможет это сделать, а вот контролировать автомобиль в таком состоянии – профессионализм. Ведь автомобиль едет буквально на "грани".
Основным критерием для судей являются ни секунды прохождения отведенной дистанции, а стиль. От того, на какой скорости, под каким углом к направлению движения будет находиться автомобиль и как долго, собственно и зависит количество заработанных участником очков. Проще говоря, ехать необходимо не быстрее всех, а красивее. Кроме того, "скользить" надо правильно. Колеса передней оси не должны терять сцепление с дорогой.
Пустить автомобиль в занос, на первый взгляд достаточно просто. Многие пробовали на безлюдных площадках, с выпадением обильного количества снега, "дергать" рычаг стояночного тормоза: разгон, руль в сторону и блокирование задних колес. Только чаще всего машина в таких случаях несется куда угодно, по принципу – как повезет. Тем не менее это один из приемов используемых дрифтерами, для того чтобы сорвать заднюю ось автомобиля. Используется в основном на машинах с приводом на переднюю ось. Хотя управлять и контролировать их в данном случае очень сложно.
Владельцы заднеприводных автомобилей знают, что в занос войти можно очень просто – достаточно "переборщить" с газом, особенно на скользкой поверхности. На водительских курсах даже рассматривают варианты выхода из такой ситуации, уж больно это частый случай для заднеприводных автомобилей. Бросив газ, и поворачивая руль в сторону заноса – автомобиль можно выровнять. Проще говоря, найти ту середину, когда машина будет находиться и в заносе и под контролем проще на заднеприводном автомобиле. Поэтому выбор людей увлекающихся дрифтом выпадает как раз на такие – с приводом на заднюю ось.
Как и любое другое автомобильное соревнование drifting обладает своей спецификой. Автомобили перед выездом на трассу проходят доработку. Одной из самых основных модернизаций является установка дифференциалов повышенного трения. Это позволяет распределять передаваемый момент от двигателя равномерно на левое и правое колесо. Такое вмешательство в конструкцию не из дешевых, поэтому дрифтеры, особенно начинающие, чаще всего попросту заваривают дифференциал. Вот только в таком случае машину, кроме как для подобных целей, вряд ли можно будет использовать где-либо еще.
Модернизируется и подвеска. Как правило, она становится на порядок жестче стандартной. Тут уж на вкус и цвет хозяина… Кстати, у любителей этого вида спорта автомобили повелось раскрашивать в яркие цвета. Это ведь тоже часть зрелища.
Есть и ограничения. Автомобили должны быть исключительно серийными, а покрышки устанавливать можно только те, которые есть в свободной продаже.
Для соревнований необходима трасса, хотя бы с одним, хорошим затяжным поворотом и как можно более гладким асфальтом. Чаще всего, потому как зрелищнее и интереснее как для зрителя, так и участника – местом для выяснения отношений становится извилистая трасса.
Как уже говорилось, оценивается манера прохождения поворота. Основными критериями являются скорость автомобиля ("забрасывают" свои машины дрифтеры порой на 150 км/ч, а то и более) и угол заноса. Разумеется, все это судьи определяют не на глаз. Автомобили нашпигованы различного рода электроникой, которая и помогает оценивать вышеупомянутые факторы. Кроме того, если хорошо надымить, то это также принесет в копилку участника дополнительные баллы.
Еще одним из приемов, приносящих очки, является "поцелуй стену" (kiss the wall). Для этого необходимо, скользя как можно ближе к отбойнику, кратковременно коснуться его бампером.
Как и во всех видах спорта, здесь также есть квалификации и зачетные заезды. Первая часть заключается в том, что все пилоты по очереди проезжают трассу и показывают, кто на что способен. После чего лучшие 16 спортсменов переходят на следующий уровень соревнований.
Далее борются в спаррингах – парный дрифт (tsuiso battle). Здесь уже кроме техники пилотирования добавляется и борьба между собой. Впереди едущий должен оторваться от преследователя, а тот в свою очередь старается обогнать соперника (в случае удачи, он становится победителем заезда), или приблизиться к нему как можно ближе. Причем обгонять можно только в повороте и, естественно, в скольжении. Другой способ приводит к дисквалификации. Оценки зарабатываются и за то, насколько близко автомобиль едет к сопернику. Проделывается это в два этапа, чтобы соперники смогли поменяться ролями.
Вершиной для многих дрифтеров является чемпионат D1, проводимый в Японии, и Formula D, в Соединенных Штатах Америки.
Разумеется, гоняются не только ради призов и баллов. Примерно, как и в фигурном катании, периодически устраиваются показательные выступления. Подобные заезды дополнительно сопровождаются различными трюками. Пилоты открывают двери, высовываются из окон, в общем, кто на что горазд. "Скользят" не только в поворотах. Во время показательных выступлений на прямых участках трассы, раскачивая машину из стороны в сторону, пилот также добивается кратковременных сносов задней оси. Такой прием называется – манжи (Manji).
Кроме того, что такой вид спорта приносит массу удовольствия, от него есть и польза. Благодаря таким соревнованиям можно научиться контролировать автомобиль в критических ситуациях.