Drag racing: к народу и наоборот
Автолюбители. Кого-то азартнее, чем человек за рулем, еще нужно поискать. При чем эмоции порой настолько управляют водителями, что некоторые их поступки на дороге заставляют соседей по потоку крутить пальцем у виска. Вот только кто бы ни делал замечания, вплоть до страж общественного порядка, желания пришпорить свою машину меньше не становится. Особенно трудно с ним совладать, если вдобавок из-под капота наружу рвется табун-другой породистых жеребцов. И все же быстрые поездки по дорогам общего пользования очень опасны и неоправданны, ведь ответ на то, как без создания проблем для окружающих сбросить пыл, имеется – любительские “покатушки”. Конечно, такие мероприятия отличаются между собой. Например, аматорские автомобильные соревнования в формате ралли хоть очень интересные и захватывающие, однако требуют немалой подготовки – чего стоит найти трассу для проведения мероприятия. Да и нередко эти состязания заканчиваются тем, что на следующий день после заездов машину приходится ставить не под окном офиса, а во дворе какого-нибудь СТО. Поэтому чаще для подобных соревнований стараются обзавестись еще одним автомобилем. А вот драг-рейсинг, называемый среди его почитателей проще – драг, наверное, наиболее демократичная дисциплина для любителей автомобильного драйва.
Формат этого соревнования, которое у нас с недавнего времени вовсю набирает обороты, определили еще в 1920-е годы в Соединенных Штатах Америки. Каноны этих состязаний остались неизменными и по сей день. Согласно правилам гонки двое участников стартуют одновременно, а победителем становится тот, кто первым проедет дистанцию 402 метра. Расстояние это звучит для нас непривычно – цифра не круглая. Но всему есть объяснение. 402 метра, если перевести в мили, (как известно, за океаном расстояние измеряют как раз в этих единицах), будет составлять ровно ее четверть. Существуют заезды и на половину мили, но встречаются гораздо реже. Ведь необходимо думать не только о гонщиках, но и о тех, кто пришел поболеть за своих знакомых, да и просто поглазеть на то, как стремительно ускоряются машины. Четверть мили – идеальный вариант для того, чтобы хорошо просматривался и старт, и финиш. Так простота этого состязания и привлекла к нему внимание многих владельцев железных коней. Подобные состязания в хорошую погоду можно наблюдать каждые выходные, когда на дорогах становится потише.
Кому-то это соревнование покажется довольно примитивным. Но кто не забавлялся быстрыми стартами со светофора? И все же драг-рейсинг – это не только ночные покатушки где-нибудь на пустынной улице спального района под возгласы не совсем трезвой молодежи. Этот вид автомобильного состязания имеет и другой формат. Автовладельцы ради победы на 402-метровой дистанции стараются усовершенствовать свой автомобиль, и порой модернизация заканчивается и вовсе постройкой машины исключительно для драга. Для нас это все еще редкость, а вот на родине этого вида спорта – в США – можно увидеть не только серийные, хоть и сильно доработанные, автомобили.
Funny Cars – машины, издалека напоминающие определенные модели. Появление таких автомобилей обусловлено тем, что для достижения хороших динамических показателей конструкцию стараются облегчить по максимуму. Так и рождаются несущие пространственные рамы с углепластиковыми оболочками. Но самым главным звеном, позволяющим улучшить ускорение, остается все же двигатель. Именно этой части автомобиля и уделяют больше всего внимания. Казалось бы, самым простым способом сделать свою машину как можно мощнее является установка двигателя большого объема. Но увеличения силы можно добиться и другими способами.
Все мы знаем, что такое механический нагнетатель. Турбина и компрессор – не редкость, такие агрегаты вовсю используются на серийных автомобилях в обыденной жизни. Цель каждого из этих механизмов – закачать в камеру сгорания как можно больше воздуха. Спросите, какой воздух? А бензин зачем? В том-то и дело, ведь для того чтобы двигатель работал, необходимо и то, и другое – без кислорода бензин не будет гореть. Убедиться в этом можно, подпалив листок бумаги и накрыв его банкой. И так уж повелось, что пропорция эта четко определена природой. Для того чтобы смесь горела, она должна быть в следующем соотношении: 14,7 долей кислорода на 1 долю бензина. И все же, для чего нам нужен нагнетатель? Казалось бы, увеличив количество бензина, мы сможем поднять и мощность. Однако надо помнить, что объемы обоих компонентов должны изменяться пропорционально. И если с увеличением подачи топлива в камеру сгорания проблем не существует, то с поступлением воздуха все гораздо сложнее. Но как мы знаем из школьного курса физики, газ имеет свойство изменять объем под действием давления. И именно за счет механических нагнетателей камера сгорания наполняется большим количеством кислорода. Казалось бы, на этом все возможности увеличения подачи кислорода в двигатель заканчиваются. Но кроме физики есть еще и химия! Следующие способы увеличить количество кислорода в камере сгорания носят как раз химический характер.
Оксид диазота (N2O), прозванный в народе "закисью азота", имеет следующие особенности. При нагреве до 300 °С этот газ распадается на составляющие, одной из которых как раз и является кислород. В данном случае кислорода здесь уже на 16% больше, чем в воздухе, – 36%. К тому же он еще и плотнее процентов на 50. Увеличив пропорционально подачу топлива, получим дополнительную прибавку мощности. Такое топливо прозвали еще "механическим компрессором для бедных". Но шутки шутками, а Funny Cars развивают порой и 3000 л. с. Но на этом поиски увеличения мощности не прекратились. Следующим открытием для двигателей стал нитрометан (CH3NO2). Для его сгорания также требуется кислород, но уже в гораздо меньшем объеме. В данном случае полезный объем заполняется не окислителем (кислородом), а самым настоящим горючим, что и является еще одной возможностью увеличения мощности. И результаты нешуточные: 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 12 л, кормящийся нитрометаном, способен развивать более 6000 л. с.!
С увеличением лошадиных сил автомобили стали терять устойчивость. И даже Funny Cars с невероятно огромными и неказистыми колесами уже стали малы для мощных 3000-сильных автомобилей. Поэтому следующим шагом стало изменение конструкции автомобилей. Так появились машины под названием Top Fuel Dragster, представляющие собой болиды длиной 15-20 м. Спрашивается, почему же такие системы не устанавливают на серийные автомобили? Во-первых, удовольствие это не из дешевых. А во-вторых, ресурс работающих в таком режиме двигателей может исчисляться всего лишь несколькими заездами на четверть мили. О развитии драг-рейсинга в нашей стране можно судить по существующим классам. Самая нижняя позиция принадлежит "уличному легкому" классу (Street Light). В него попадают серийные автомобили с 4-цилиндровыми двигателями, объем которых не должен превышать 1600 куб. см. Минимальный вес – 550 кг.
Следующим идет "уличный быстрый А" (Fast Street A). Это может быть как серийный, так и доработанный автомобиль с 4-цилиндровым мотором. Объем двигателя может находиться уже в пределах 1601-2000 куб. см, но минимальный вес также не должен быть меньше 550 кг. В "уличном быстром В" (Fast Street B) также имеют право состязаться серийные или доработанные автомобили. Мотор может иметь компрессорный нагнетатель, 4 или 6 цилиндров, а объем должен находиться в пределах 2001-2500 куб. см. Минимальный вес – 900 кг.
Следующий класс – "уличный быстрый С" (Fast Street С) – отличается от предыдущего лишь диапазоном объемов двигателей 2501-3000 куб. см. "Уличный неограниченный" (Unlimited Street) принимает автомобили уже с 6-цилиндровыми моторами, имеющими нагнетатель, или атмосферными с 8 и более цилиндрами. Рабочий объем – свыше 3000 куб. см, а минимальный вес – 1000 кг. Вершиной является "серийный улучшенный" (Super Stock). Здесь критерием для попадания в класс становятся не объемы (в этом плане вообще нет никаких ограничений), не нагнетатели и уж тем более не общая масса автомобиля, а время, потраченное на преодоление 402-метровой дистанции. В этом классе соревнуются автомобили, способные тратить на это не более 10 с.
Кроме того, применяются дополнительные коэффициенты к объему двигателя: моторы с наддувом – 1,6, роторные – 1,8, а использующие закись азота – 1,5. Но это все касается отечественного драг-рейсинга. На своей родине драг имеет гораздо большее развитие. Здесь уже редко можно увидеть не только серийные автомобили с доработками, но даже нечто, способное поразить воображение.