Dodge Caravan: первооткрыватель
Первые мини-вэны появились сравнительно недавно, всего два десятка лет назад. Первыми до этого додумались в компании Ford, но руководство не увидело будущего за такими автомобилями и проект отклонили, а вот в Chrysler поверили в успех мини-вэнов и из ворот корпорации в 1983 году выходить Voyager. Тогда это был Plymouth Voyager. Модель оказалась удачной и Voyager тут же скопировали еще пару компаний из крайслеровской империи. Так и появились Dodge Caravan и Chrysler Voyager. Позже мини-вэн дошел и до Старого Света, где продавался в несколько модернизированном виде. Европейские версии Voyager выпускались в австрийском городе Граце.
У нас чаще продают автомобили под именем Dodge Caravan, потому что "Dodge" делает более скромные модели, чем "Chrysler". Именно поэтому Caravan стоит чуть дешевле, хотя никакой кардинальной разницы между ними нет. Бывают, правда, еще и самые простые версии – Plymouth Voyager, однако их выпущено совсем немного, поскольку марку Plymouth упразднили в 2001 году, как раз с началом выпуска третьего поколения рассматриваемых мини-вэнов. Хотя, по большому счету, этот автомобиль представляет собой лишь серьезно модернизированную версию второго Voyager.
Помимо разных эмблем и облицовок радиатора, у европейских и американских машин отличаются бамперы и оптика "американцев" не соответствует европейским стандартам, да и светит она далеко не лучшим образом.
Все автомобили хорошо защищены от коррозии, причем это касается не только третьего поколения, но и предыдущих поколений. Правда, на некоторых машинах (встречается нечасто) подгнивают чашки амортизаторов.
Комплектация машины может быть самой разной. Наиболее простые мини-вэны не имеют даже электроприводов стекол и кондиционера. Найти Dodge с кожаным салоном весьма проблематично. Chrysler Voyager будет иметь самую приличную комплектацию. Бывают даже электроприводы дверей и задних боковых окон. Если встретите мини-вэн под названием Chrysler Town&Country, то знайте, что перед Вами просто самая роскошная версия Voyager, кроме того, такой автомобиль стопроцентно будет из США, поскольку Town&Country предназначались исключительно на североамериканском рынке. Наряду со стандарт-ными версиями предлагались и "длинные", с колесной базой 3030 см. Такие автомобили имеют приставку Grand в названии – Grand Voyager и Grand Caravan. Модель Town&Country всегда имеет удлиненную базу, поэтому некоторые часто принимают сию комплектацию за отдельную модель.
Несмотря на большие размеры, Dodge Caravan в базовой версии может вместить всего 5 человек, а в более дорогой – 8. Задние кресла можно при необходимости демонтировать. Сделать это довольно нелегко, поскольку приходится демонтировать диванчики полностью, то есть выносить из салона. Зато можно получить более четырех кубометров полезного объема (а на версии Grand Voyager и все 4,9). Немногие фургоны могут похвастаться такими цифрами. В 2004 году удлиненные версии получили модернизированную систему трансформации салона stow'n go, позволяющую изменять положение и регулировки сидений второго и третьего рядов в считанные секунды.
Электрика является слабым местом автомобиля. Обычно проблемы возникают из-за окислившихся контактов или сломанных реле. Поэтому перед покупкой необходимо проверить работоспособность всех электронных систем: фар, стеклоочистителей, вентилятора и т. п. Вполне возможно, что Town&Country будет оборудован отдельным выводом кондиционера для задних пассажиров. В таком случае велика вероятность прогнивших трубок кондиционера, которые идут ко второму или третьему ряду сидений. К сожалению, даже в дорогих комплектациях отсутствует фильтр вентиляции салона, из-за чего пыль попадает внутрь машины.
Мини-вэн в третьем поколении оснащался бензиновыми моторами объемом 2,4 л (147 л. с. или 152 л. с.), 3,3 л V6 (174 л. с. или 182 л. с.), 3,8 л V6 (218 л. с.), а также "дизелями" объемом 2,5 л (143 л. с.) и 2,8 л (150 л. с.). При этом стоит отметить, что дизели ставятся лишь на Chrysler Voyager.
Немало на нашем рынке 4-цилиндровых моторов объемом 2,4 л. мощностью 152 л. с. (для рынка США) и 45 л. с. (европейские версии). Надо сказать, что моторы не самые удачные. Самой большой их проблемой является склонность к перегреву, в результате чего деформируется головка блока. Поэтому иногда ремонт приходится делать уже при 70–100 тыс. км. Второй недостаток – ременный привод ГРМ, который для верности лучше менять вместе с двумя роликами через 60-70 тыс. км. Удовольствие не очень дешевое – около 500 у. е.
Так что если есть выбор, лучше брать V6, и пусть не смущает расход топлива.
Мощность 3,3-литрового составляет 174 л. с. для европейского рынка и 182 л. с. – для американского. Что касается 3,8-литрового мотора, то он выдает 218 л. с. Моторы конструктивно практически идентичны, но 3,8 гораздо реже встречается. Их конструкция с нижним расположением распредвала устаревшая, но достаточно надежная и долговечная. Ресурс в 500 тыс. вполне приемлемый показатель. К тому же обслуживание "шестерок" дешевле, чем 4-цилиндровых агрегатов! Связано это в большой мере с тем, что у этой пары цепной привод ГРМ. Цепь служит долго, и менять ее вместе с роликами придется лишь на 250 тыс. км.
Масло в двигателях надо менять каждые 10 тыс. км (при использовании "полусинтетики"), если же в мотор заливали минеральное, что очень часто делают в Америке, то интервал нужно сократить до 5 тыс. км. Имейте это в виду, при покупке "американца".
Европейские версии Chrysler Voyager/Grand Voyager оснащались дизельными моторами 2.5 CRD (142 л. с.) и 2.8 СRD (150 л. с.). Главное их преимущество заключается не только в низком расходе топлива, но и в большом крутящем моменте на "низах". Покупать дизельный Voyager нужно с осторожностью, ведь такие мини-вэны обычно имеют очень большие пробеги, а ремонт дизеля стоит дорого. Чем старше автомобиль, тем щепетильнее относитесь к двигателю. Да и изначально более высокая цена дает весьма условные выгоды от приобретения дизеля.
В старых добрых американских традициях Caravan/Voyager оснащены автоматической трансмиссией. "Механика" ставилась лишь вместе с самым слабым бензиновым и дизельным моторами. По части "механики" особых замечаний нет, но это вовсе не значит, что она такая уж и беспроблемная, просто в подавляющем большинстве эксплуатируемые машины оснащены "автоматом", поэтому и замечаний к ним побольше. Масло надо менять не позднее чем через 30 тыс. км, причем лить только оригинальное. Иногда даже при регулярном техобслуживании уже к 100 тыс. км трансмиссия требует серьезного ремонта, а уж к 150 тыс. км неполадки АКП типичное явление. Как правило, приходится менять только фрикционы, хотя и это обойдется примерно в 500 у. е.
С Town&Country больше вероятность получения полноприводной версии. К надежности системы никаких претензий нет, однако такие автомобили имеют и ряд особенностей. Понятное дело, что расход топлива при наличии полного привода больше примерно на 1 л/100 км. Кроме того, задняя подвеска в этом случае полностью независимая с весьма недешевыми оригинальными запчастями, и требует больше внимания (нужно менять масло в заднем мосту). Да и о более высокой изначальной стоимости машины забывать нельзя.
Переднеприводные же Voyager имеют сзади архаичную, но надежную зависимую подвеску с неразрезной балкой и рессорами и амортизаторами. Ломаться там, в принципе, нечему. Рессоры могут просесть, так что не перегружайте. Пожалуй, единственное слабое место – быстрый износ ступичных подшипников. Плохо это и тем, что задний подшипник поставляется в сборе со ступицей и приходится покупать всю ступицу целиком, что стоит от 150 до 250 у. е. в зависимости от производителя. Передняя подвеска тоже весьма традиционна – стойки McPherson. Ресурс деталей, конечно же, зависит от манеры езды и загрузки машины, но в среднем стойкам и втулкам стабилизатора замена требуется не раньше 30-40 тыс. км, немногим дольше служат рулевые наконечники, а к 70-80 тыс. км на замену могут попросится шаровые опоры.
На многих автомобилях задние тормоза дисковые и ABS чаще всего установлена.
В 90% случаев мини-вэны к нам везут из Америки. Реже попадаются европейские версии Voyager. Техническое состояние "европейцев" лучше, да и по надежности к ним претензий меньше. За дешевизной гоняться тоже не стоит, ибо выбирая автомобиль из США велик риск приобрести "убитый" экземпляр. Покупая "европейца" особо внимательно отнеситесь к дизелю. Если в первом варианте покупка может обернуться большими расходами на восстановление аварийной машины, то во втором – не менее дешевым ремонтом двигателя, а дизель обязательно потребует ремонта к 250–300 тысячам км.
Как видим, машины могут быть абсолютно разные и не только по названию и техническому состоянию, но и по оснащению. Ценовой диапазон, соответственно, тоже весьма велик. Стартовый ценник на экземпляры первых годов выпуска порядка 10 000 у. е. За самые свежие и роскошные версии просят около 25 000 у. е.