Джорджетто Джуджаро – управляющий формами
Если вы назовете любую на выбор автомобильную марку, то со стопроцентной вероятностью она будет связана с именем этого человека. Ведь за период своей деятельности он лично спроектировал больше ста автомобилей, а количество детищ его ателье вообще не поддается подсчету. Выдающийся конструктор не только разработал целый ряд хитов продаж, но и стал родоначальником нескольких направлений в дизайне. Он всегда находился впереди, заставляя конкурентов все время с ним считаться. Это Джорджетто Джуджаро – художник, дизайнер и конструктор не только автомобилей, но и часов, фотоаппаратов, одежды и обуви, и даже новой формы итальянских макарон, член правления Ассоциации промышленного дизайна Италии и доктор Королевского колледжа искусств Великобритании.
Неизвестно, какое направление приняло б развитие автомобильного дизайна, если б Джорджетто пошел на поводу у родителей и занялся семейным делом – росписью церковных фресок. Однако молодой человек решил развиваться и получил образование в итальянской Академии изящных искусств. После этого учебного заведения и начались самые главные практические занятия – жизненные…
Первым таким опытом стала работа в компании Fiat, которой Джуджаро отдал четыре года своей жизни. Попал он туда по приглашению руководителя дизайнерского отдела, который случайно увидел картины юноши на выставке молодых художников. Работать в автомобильной сфере Джорджетто не планировал, однако предложение выглядело заманчивым. К сожалению, реальность оказалась не такой уж и радужной. Дело в том, что в 1950-х годах в Fiat дизайну автомобилей уделяли внимания меньше всего, поэтому за все время работы руководство не реализовало ни одного проекта, представленного Джуджаро. Однако почувствовавший к тому времени вкус подобной творческой работы, он уже не хочет бросать эту сферу деятельности. Амбиции заставляют идти дальше.
Fiat 850 Spider и Mazda 1500 Luce, Iso Grifo и BMW 3200 CS – вот далеко не полный список работ Джуджаро на следующем этапе жизненного пути – в ателье Bertone. За время своей деятельности в этой прославленной мастерской он создал облик более двух десятков автомобилей, среди которых и концепт-кары Ferrari, Aston Martin, Chevrolet, Ford… Первым же успехом стал Alfa Romeo Giulia Sprint GT, вызвавший небывалый восторг посетителей Женевского автосалона 1963 года и сразу же запущенный в серийное производство.
Все же расправивший крылья Джуджаро жаждал большего. Несмотря на успешное начало карьеры, он все-таки оставался рядовым дизайнером под крылом мэтра автодизайна Нуччо Бертоне. И в 1965 году переходит к конкуренту Bertone – кузовное ателье Ghia на должность директора по дизайну. Проведенные здесь несколько лет также не прошли даром. Он работает над проектами для компаний Volkswagen и Isuzu. Самыми же значительными разработками стали представленные в 1966 году Maserati Ghibli и De Tomaso Pampero. Всего же для Ghia Джуджаро разработал более десятка автомобилей. Ситуацию изменила смена собственника компании. Новый владелец устроил чистку в Ghia, и Джуджаро становится более не интересно там работать.
К этому времени Джорджетто Джуджаро полностью стал на ноги, он был независимым как в финансовом плане, так и творчески. Начинается главная веха в творческой жизни дизайнера – он решает работать на себя. Вместе со своим старым другом Альдо Мантовани, с которым работал еще в Fiat, в 1968 году он открывает собственное ателье, название которого знает сегодня весь автомобильный мир – Italdesign. Имя своей компании Джуджаро дал вопреки сложившейся традиции нарекать дизайнерские бюро именем себя, как бы показывая, что он не нуждается в дополнительной рекламе своего имени. В Italdesign Джуджаро занимается своим любимым делом – проектированием кузовов, а Мантовани отвечает за технические и финансовые вопросы.
Первая разработка Italdesign была представлена уже через год на Туринском автосалоне. Bizzarrini Manta стала впечатляющим дебютом компании. Модель была построена на платформе гоночного Bizzarrini Р538. Автомобиль отличался необычной компоновкой сидений – в один ряд с местом для водителя посередине, а также сильно наклоненным лобовым стеклом. Следующий автосалон в Турине также ожидала сенсация, "виновником" которого стал Alfa Romeo 33/2 Iguana. Во время установки автомобиля на стенд, кто-то из рабочих случайно нажал на педаль газа. Высокооборотистый 270-сильный V8 выдал такой спортивный "рык", что посмотреть на модель сбежались все журналисты. Естественно, уже на следующий день только ленивый не восторгался мощью и красотой этого автомобиля. К слову, 33/2 Iguana стала первой моделью Alfa Romeo, "нарисованной" Джуджаро в качестве основателя Italdesign. Вообще же он очень тяготел к этой марке: с 1960-х годов их пути пересекались более двух десятков раз.
Тем временем мир входит в 1970-е годы, и именно тогда происходит рождение собственного стиля Джуджаро, определившего дизайн автомобилей на много лет вперед и получившего в название полиграфический термин "фальцованная бумага", или, иными словами, "сложенная бумага". Главной его чертой стал переход от плавных форм к прямым линиям и острым краям. Это как нельзя лучше демонстрирует первое детище, созданное в таких формах, – Lotus Esprit.
Появление этого чуда дизайна связано с Колином Чепменом, влиятельным британским дизайнером и основателем компании по производству спортивных автомобилей Lotus Cars, с которым Джуджаро познакомился в 1971 году. Он предложил создать суперкар – победителя в гонках "Формулы-1". Марка Lotus – это синоним динамизма и скорости, легкого и сверхпроизводительного автомобиля. Это стало основополагающим для Джуджаро в определении концепции будущей модели.
В отличие от тех времен сегодня дизайнеры связаны жесткими рамками требований со стороны заказчиков, страховых компаний и экологическими нормами. Но тогда у Джуджаро было больше возможностей для реализации своих идей. Чепмен попросил как можно быстрее изготовить модель для аэродинамических испытаний, ведь Lotus славился самым низким среди серийных автомобилей коэффициентом аэродинамического сопротивления. Ее изготовили быстро, но, очевидно, без детальной проработки конструкции. В итоге результат тестов получился плохой – коэффициент Сх составил 0,34. Чепмен был разочарован и предложил прекратить проект. Однако Джуджаро настаивал на постройке полноразмерной модели.
В 1972 году он представил концепт на Туринском автошоу. В доработанном виде он понравился Чепмену, который решил продолжить проект с использованием фибергласа – прочного и гибкого композитного материала. И в 1975 году началось производство Lotus Esprit, в котором наконец-то удалось улучшить аэродинамику и оставить концепцию дизайна Джуджаро, четко демонстрирующую "чертежный", строгий линейный стиль, к которому добавляется экстремальный для тех времен наклон лобового стекла – 18 градусов.
Esprit прошел несколько модернизаций и стал прародителем выпускающихся до сих пор моделей. Автомобиль стал переломным моментом в творчестве дизайнера и определил архитектуру дальнейших моделей, а его форму производители спорткаров пытаются имитировать и сегодня. "Рубленый" дизайн оставался в моде вплоть до 1990-х годов. Такие автомобили, как Ford Granada, BMW 3-й серии и даже ВАЗ 2108, стали яркими представителями той эпохи.
У Джуджаро всегда была масса идей, его творения не оставались пылиться под сукном, а становились знаковыми в направлении развития автопромышленности. Например, продемонстрированный в 1978 году концепт-кар Lancia Megagamma стал прародителем современных мини-вэнов. А концепт-кар Alfa Romeo Capsula 1982 года был первым в мире автомобилем с трансформируемым кузовом. То есть, на платформу-основание можно было легко установить практически любой тип кузова. Capsula представлял собой своеобразную провокацию, ставящую под сомнение традиционные устои классического автомобиля, прежде всего его компоновку и форму. Хотя в то же время он отвечал главной концепции Джуджаро – максимальное увеличение внутреннего пространства автомобиля без изменения внешних габаритов и без нанесения ущерба эстетике. Эти идеи и отобразились в серийном Fiat Panda 1980 года, вызвавшем среди автомобильной публики небывалый ажиотаж.
Компания Italdesign работает много и эффективно. На ее счету десятки концепт-каров и почти сотня серийных моделей. "Народные" автомобили Vw Golf и Passat, Fiat Uno, Renault 21, Seat Toledo, Fiat Punto и даже классическое спортивное купе Mercedes-Benz CLK – все это ее и Джорджетто Джуджаро рук дело.
И он по-прежнему продолжает играть с формами. За это в 1999 году Джорджетто Джуджаро был удостоен награды "Автомобильный дизайнер столетия", а в 2002 году его имя было отмечено в "Автомобильном зале знаменитостей" в музее компании Ford в американском городе Диборн. Его же детища трижды завоевывали звание "Автомобиль года" и дважды – "Грузовик года".
А на свое 40-летие компания Italdesign на Женевском автосалоне 2008 года представила футуристичный суперконцепт Italdesign Giugiaro Quaranta, в котором увековечила имя ее основателя. Идейным вдохновителем этого автомобиля стал выше упоминавшийся Bizzarrini Manta – первая разработка ателье. В этих автомобилях клинообразные формы доходят до экстремальных значений. Под стать дизайну и мощь: двигатель V6 объемом 3,3 л, который будет работать в паре с гибридной электроустановкой от Toyota, сможет выдавать в сумме 268 л. с. и 288 Н·м крутящего момента. Разгон до "сотни" этой легкой и идеально сбалансированной Giugiaro Quaranta будет занимать чуть более четырех секунд.
При этом поразительно, но по признанию выдающегося дизайнера, он никогда не получал удовольствия от самих автомобилей. Его всегда захватывал лишь процесс создания формы и облика будущего автомобиля… Но не только его. Было бы несправедливо не отметить, что в настоящее время Джорджетто Джуджаро, празднующий в этом году свое 70-летие, задействован и в проектах в области аэронавтики, а его давнишней мечтой является создание самолета-истребителя.